
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410
Кол., 258 зач., III, 12-16.
Глава 3.
12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.
16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из базовых истин христианства заключается в том, что вера во Христа и вступление в Церковь сопровождаются не только внешними изменениями жизни человека, но в первую очередь грандиозными переменами в его душе. Старые привычки, недостатки, пороки, греховные наклонности должны исчезнуть, а их место занять определённые добродетели. Сегодня апостол Павел даже приводит список тех качеств, которые приобретает человек, посвятивший свою жизнь Христу. Он должен быть милосерден; благостен, то есть великодушен; смиренномудр, то есть ему должно быть чуждо высокомерие и превозношение над окружающими; должен быть кротким, то есть уметь владеть собой; должен быть терпелив в отношениях с собратьями, снисходителен и дружелюбен.
Качества христианина, которые предлагает нам апостол Павел, взяты им не из головы. Это описание отображает его собственный опыт душевной и духовной жизни, а также опыт преображения жизни многих христиан древней Церкви. Однако для нас нередко эти изменения являются чем-то из области немыслимого. Вглядываясь в свою душу, мы печально вздыхаем и нехотя признаёмся, что всё это для нас — словно недостижимый иконографический идеал, к которому мы стремимся, но по какой-то причине не можем достигнуть даже в малой степени. Вроде стараешься, а не то, что приобрести хотя бы одну из названных добродетелей не можешь, не в силах побороть даже маленькую страстишку. Эта борьба порой напоминает сражение со Змеем-Горынычем: срубил одну голову, а на её месте вырастают две других и так по кругу.
Сегодня хотелось бы поразмыслить над тем, а зачем мы вообще стремимся к совершенству? Зачем в принципе стараемся быть лучше? Какова цель этого движения? Может, причина нашего бессилия что-то в себе изменить кроется в неверном ответе на эти вопросы? Нередко можно услышать такой ответ: чтобы в моей душе обитал Бог, чтобы на сердце в конечном счете был мир и покой. То есть чтобы мне было хорошо. Вроде бы ответ правильный. Ведь и сам Христос говорит в Евангелии: «будьте совершенны, как совершенен Отец Ваш небесный». Однако мы нередко понимаем это совершенство как совершенство для самих себя. Так понимали свою борьбу со страстями, например, стоики, идеалом которых была прекрасная мраморная статуя. С одной стороны, безупречная, с другой, холодная и отстранённая. Эту же цель преследуют некоторые современные психологи и коучеры личностного роста — избавить человека от внутренних проблем, чтобы ему было внутри комфортно и уютно.
Апостол Павел же говорит о другом. Если приглядимся к тексту, то увидим, что все качества, которые он перечисляет, — касаются напрямую отношений между людьми. Мы стремимся стать лучше не столько ради собственного внутреннего благополучия, сколько для того, чтобы свидетельствовать тем, кто вокруг меня, истину Евангелия, силу и славу Небесного Царства. Как говорит Спаситель: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Моё стремление к добродетели в основе должно иметь одну цель — быть соработником Бога в Его деле спасения людей. Я работаю над страстями и взращиваю добродетели, чтобы быть максимально эффективным в исполнении Его воли в этом мире. А воля Его в конечном счете заключается в том, чтобы, как говорит апостол в другом месте, «все люди спаслись и достигли познания истины». И здесь важный момент. Лишь Господь один знает, какие для этой цели мне необходимо добродетели приобрести, а какие недостатки убрать. Апостол Павел несколько раз просил Богу убрать свой недостаток, «жало в плоть», как он сам его называл. Но каждый раз Господь оставлял его, не выполнял просимого. Видимо, считал, что именно так апостол будет исполнять свою миссию наилучшим образом.
Так и мы, когда принимаем решение идти за Христом, становиться лучше, должны в первую очередь осознать, для чего мы это делаем. Путь христианина — это не путь бесконечного самоанализа, въедливого самокопания с целью сделать свою душу и тело как можно более стерильными, чтобы не было к нему никаких претензий со стороны Творца. В первую очередь — это путь жертвенного и самозабвенного служения Богу и людям. Служения в том звании и состоянии, в котором ты призван. А потому не будем забывать согласовывать свою идеальную версию себя, которая живёт в наших головах, с тем образом, который живёт в замысле о нас Творца. Постараемся постоянно, в каждой ситуации спрашивать Его, что Он хочет от меня сейчас, как я могу быть максимально полезен Ему и своим ближним в этой ситуации. И будем уверены, если в этих своих молитвах мы будем внимательны и усердны, Он Сам в нужное время уберёт недостатки, которые неподъёмными булыжниками лежат на нашем сердце, чтобы восполнить эти пустоты необходимыми нам добродетелями и Своей благодатью.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Исторический контекст Нагорной проповеди». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Нагорной проповеди Спасителя, об историческом контексте этого события, для кого эта проповедь произносилась и как воспринималась слушателями.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер