
1 Кор., 158 зач., XV, 1-11.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 5 и что явился Кифе, потом двенадцати; 6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 7 потом явился Иакову, также всем Апостолам; 8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Как верно подметил великий поэт Александр Пушкин: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Русские народные сказки очень точно доносят до нас не только житейские мудрости, но и истины духовные. Вот, например, — кто обычно становится добрым и, конечно же, главным героем сказочного повествования? Младший брат. Хотя все его, даже читатель, поначалу считают недотепой. Отец относится к меньшему сыну снисходительно, старшие братья обижают. Сам же младший брат от себя тоже ничего выдающегося не ждет. Однако к собственному удивлению оказывается в итоге самым отважным и решительным персонажем. В чем же дело? И чему, самое главное, учит нас народная мудрость? Ответить нам поможет сегодняшнее апостольское чтение. Его автор, апостол Павел, в каком-то смысле тоже был младшим братом. Даже имя Павел в переводе на русский язык означает «меньший». Павел присоединился к общине учеников Христа последним. До того он не только в Спасителя не верил, но даже был гонителем христиан. Судьба Павла круто изменилась, когда Христос лично явился ему на дороге в Дамаск. Гонитель стал вдохновенным проповедником Евангелия. Жестокое прошлое тяготило Павла, и он всячески пытался исправить тот вред, который нанес Церкви. Труды апостола не только загладили все его ошибки, но и позволили учению Христа распространиться по всей Римской империи. Сам же Павел, подобно младшим сыновьям из народных сказок, очень скромно оценивал свои заслуги — всю славу он приписывал Богу, говоря, что был только орудием в руках Господних.
Смирение, которым обладал апостол Павел, является самым настоящим эталоном, с которым мы можем соотносить собственные духовные достижения. С одной стороны, мы видим, как Павел, глядя на проделанный им труд проповеди слова Божия, радуется. Он не закрывает глаза, не отказывается от сделанного, а радуется тому, что у него получилось сделать. С другой стороны, Павел не приписывает заслуги себе. Не потому что боится или стесняется. Просто он хочет быть свободным от самомнения, амбиций и славы. Ему всё это просто не нужно. Всё доброе, что удалось совершить, апостол без тени сожаления отдает Богу. Потому что только Господь способен это доброе сохранить от тления этого мира, от бега времени и человеческой зависти. О себе же Павел говорит очень простые и при этом мудрые слова: «благодатию Божиею есмь то, что есмь». Такой подход является ответом на частое вопрошание — как трудиться в этой жизни, если всё преходяще? Как любить в этом мире, если он во зле лежит и подчас опереться не на кого? Посмотрим на жизнь апостола Павла. Каждый день он проповедовал Христа, трудился во благо Церкви, помня — не так уж и важно получишь ли ты награду от людей, главное — что ты ее обязательно получишь от Бога.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема