1 Кор., 158 зач., XV, 1-11.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 5 и что явился Кифе, потом двенадцати; 6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 7 потом явился Иакову, также всем Апостолам; 8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Как верно подметил великий поэт Александр Пушкин: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Русские народные сказки очень точно доносят до нас не только житейские мудрости, но и истины духовные. Вот, например, — кто обычно становится добрым и, конечно же, главным героем сказочного повествования? Младший брат. Хотя все его, даже читатель, поначалу считают недотепой. Отец относится к меньшему сыну снисходительно, старшие братья обижают. Сам же младший брат от себя тоже ничего выдающегося не ждет. Однако к собственному удивлению оказывается в итоге самым отважным и решительным персонажем. В чем же дело? И чему, самое главное, учит нас народная мудрость? Ответить нам поможет сегодняшнее апостольское чтение. Его автор, апостол Павел, в каком-то смысле тоже был младшим братом. Даже имя Павел в переводе на русский язык означает «меньший». Павел присоединился к общине учеников Христа последним. До того он не только в Спасителя не верил, но даже был гонителем христиан. Судьба Павла круто изменилась, когда Христос лично явился ему на дороге в Дамаск. Гонитель стал вдохновенным проповедником Евангелия. Жестокое прошлое тяготило Павла, и он всячески пытался исправить тот вред, который нанес Церкви. Труды апостола не только загладили все его ошибки, но и позволили учению Христа распространиться по всей Римской империи. Сам же Павел, подобно младшим сыновьям из народных сказок, очень скромно оценивал свои заслуги — всю славу он приписывал Богу, говоря, что был только орудием в руках Господних.
Смирение, которым обладал апостол Павел, является самым настоящим эталоном, с которым мы можем соотносить собственные духовные достижения. С одной стороны, мы видим, как Павел, глядя на проделанный им труд проповеди слова Божия, радуется. Он не закрывает глаза, не отказывается от сделанного, а радуется тому, что у него получилось сделать. С другой стороны, Павел не приписывает заслуги себе. Не потому что боится или стесняется. Просто он хочет быть свободным от самомнения, амбиций и славы. Ему всё это просто не нужно. Всё доброе, что удалось совершить, апостол без тени сожаления отдает Богу. Потому что только Господь способен это доброе сохранить от тления этого мира, от бега времени и человеческой зависти. О себе же Павел говорит очень простые и при этом мудрые слова: «благодатию Божиею есмь то, что есмь». Такой подход является ответом на частое вопрошание — как трудиться в этой жизни, если всё преходяще? Как любить в этом мире, если он во зле лежит и подчас опереться не на кого? Посмотрим на жизнь апостола Павла. Каждый день он проповедовал Христа, трудился во благо Церкви, помня — не так уж и важно получишь ли ты награду от людей, главное — что ты ее обязательно получишь от Бога.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.