Кор., 132 зач., IV, 17 — V, 5.
Глава 4.
17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились;
19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,
20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
21 Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?
Глава 5.
1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, — это фрагмент послания апостола Павла к христианам города Коринф. В общине были нестроения. Появились люди, которые по причине собственных амбиций вносили мысль о расколе в умы верующих. Призывали не слушаться Павла. Поэтому апостол был вынужден обращаться к ним со словами вразумления и наставления. Начинает он с упоминания, что посылал к ним Тимофея, своего верного ученика, чтобы тот напомнил о том, чему учил их апостол. И далее предупреждает, что скоро сам нанесёт им визит, лично пообщается с зачинщиками смуты, чтобы испытать силу их слова и продемонстрировать свою. Тогда, по мысли Павла, всё встанет на свои места.
Здесь мы сталкиваемся с очень важным моментом, который непосредственно касается жизни каждого верующего. Христианская традиция — это своего рода хранилище текстов. Огромная библиотека, в которой мы можем найти слова самого Бога, зафиксированные в Писании, и слова Его святых, которые содержаться в их творениях. Мы руководствуемся этими текстами в своей жизни, в повседневных делах. Нередко ссылаемся на них в беседах с окружающими. Защищаем с их помощью свою веру, отстаиваем свою точку зрения. Интересно то, что именно так поступали и оппоненты Павла. Они говорили против него не от себя. Они ссылались на тексты Писания и других духовных авторитетов. Но, тем не менее, они сеяли смуту в сердца людей. Церковное единство было на грани раскола. Так поступали и после них многие лжеучителя и еретики. Все они использовали для подтверждения своих взглядов духовно авторитетные тексты. Отсюда можно сделать важный вывод. Христианская традиция — это не просто тексты. Одних текстов мало. Поэтому и посылает апостол к коринфянам Тимофея, поэтому и собирается прийти к ним сам. Люди должны были ощутить живое присутствие апостолов, ту атмосферу, которую они носили с собой, и, ощутив её, понять, что учение апостола Павла, его слова, истинны. Дух жертвенного служения, который живёт в Павле, — это Дух Христов. И он неизмеримо сильнее, чем та атмосфера гордыни и самолюбования, которая наполняет слова его противников.
По этой причине и мы так часто не удовлетворяемся просто чтением церковных книг. Мы ищем живого слова. Слова, в котором чувствуется присутствие Духа Божия и которое объясняет нам смысл написанного в Библии и творениях святых отцов. И слава Богу, если Он посылает нам такого человека. Но что делать, если мы его не встречаем? Как же понять, что нам говорит Писание и другие тексты традиции? Господь призывает нас в самих себе растопить тот огонь, который горел в апостоле и других святых. Тогда наша душа будет улавливать верные смыслы. Видеть суть написанного. Для этого и существуют таинства Церкви. Для этого и существует аскетическая дисциплина. Для этого и даны нам заповеди о служении ближним. Чем больше ради служения Богу и людям мы умаляем своё самолюбие и гордость, чем интенсивнее работаем над своим эгоизмом, переступаем через своё больное «Я», ослеплённое самодовольством, превозношением над окружающими и тщеславием, тем больше исполняемся Духа. И тогда традиция оживает. И тогда на страницах Священных писаний нам открывается живая истина. И мы сами в итоге оказываемся способными самой своей жизнью написать книгу, слова которой для читающих её будут проникнуты атмосферой веры, надежды и любви.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!