«Пасхальный вечер». Протодиакон Серафим Дубанов, Антон Дабрундашвили - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Пасхальный вечер». Протодиакон Серафим Дубанов, Антон Дабрундашвили

* Поделиться

У нас в гостях были участники хора «Русский формат» протодиакон Серафим Дубанов и Антон Дабрундашвили.

В праздничный Пасхальный вечер мы говорили о радости, творчестве, музыке, о свидетельстве о вере в современном мире, а также слушали музыкальные премьеры хора «Русский формат».

Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева


Все выпуски программы Вечер Воскресенья


И. Цуканов

— Добрый вечер, дорогие друзья. «Вечер воскресенья» на радио «Вера». Христос воскресе! Мы наконец дождались Светлого Христова Воскресения. Поздравляем вас от всей души с этим, наверное, все-таки главным праздником нашей Православной Церкви. У микрофона диакон Игорь Цуканов и моя коллега Кира Лаврентьева. Кира, добрый вечер.

К. Лаврентьева

— Добрый вечер. Христос воскресе!

И. Цуканов

— Добрый светлый вечер. Как обычно, в это время мы сегодня разговариваем с нашими гостями на тему «Христианин в обществе», мы говорим о разных видах такого вот христианского служения в мире. И сегодня, дорогие друзья, у нас с вами очень интересные гости — это мужской хор «Русский формат», два представителя этого коллектива. Коллектив большой, но вот сегодня у нас в гостях руководитель хора «Русский формат», протодиакон отец Серафим Дубанов. Отец Серафим, добрый вечер. Христос воскресе!

Протодиакон Серафим

— Здравствуйте. Воистину воскресе!

И. Цуканов

— И солист хора «Русский формат» Антон Дабрундашвили. Антон, Христос воскресе!

А. Дабрундашвили

— Воистину воскресе! Здравствуйте.

И. Цуканов

— Очень рады вас принимать сегодня у нас в студии.

Протодиакон Серафим

— Мы очень рады оказаться здесь, причем в такой светлый праздник. Это для нас очень приятно и очень почетно, что сегодня, в день победы добра над злом, в день Христова Воскресения, именно мы здесь оказались.

И. Цуканов

— Ну да.

А. Дабрундашвили

— Спасибо, что позвали.

И. Цуканов

— Спасибо вам. И давайте мы начнем, собственно, с композиции, которая так и называется: «Христос воскресе!»

Спасибо большое. Еще раз, друзья, поздравляем вас со Светлым Христовым Воскресением. Напоминаем, что сегодня у нас в гостях коллектив, мужской хор «Русский формат» — руководитель хора «Русский формат», протодиакон отец Серафим Дубанов, и солист этого хора, Антон Дабрундашвили. Отец Серафим, ну вам, наверное, слово. Расскажите, если можно, о том, как эта композиция, так сказать, появилась на свет. Понятно в целом, что, наверное, без таких вот песнопений сложно обойтись такому хору как ваш, но тем не менее какие-то слова могли бы сказать об этом песнопении?

Протодиакон Серафим

— Во-первых, я хочу сказать, что сегодня премьера этого произведения, в сам день праздника Христова Воскресения. Мы вот в таком вот оригинальном ключе решили ее вот представить слушателю. И сегодня она снова, как и многие композиции, разлетается по соцсетям, что нас, безусловно, очень сильно радует. И, конечно, большой посыл обратной связи, оттого что очень оригинально, очень это интересно, как-то по-новому звучит. Потому что в целом мы очень видим мало практики исполнения духовной музыки с аранжировками, с оркестровками, инструментовками. В основном, естественно, это акапельное исполнение, в котором его привыкли все видеть. Но, наверное, это наша такая отличительная черта, то направление, которое мы выбрали, как представлять духовную музыку.

И. Цуканов

— Ну да, это вот первое что, собственно, хочется спросить: как вообще вам пришла в голову идея, что можно духовную музыку, духовные песнопения исполнять, так сказать, под вот аккомпанемент, под оркестровку, под аккомпанемент инструментов? Это же вроде бы такая вещь, с одной стороны, ну она нетрадиционная, она воспринимается как некое новаторство действительно, хотя звучит очень здорово, надо сказать.

Протодиакон Серафим

— Ну надо сказать, что, во-первых, это не нами придумано, это совершенно не ново, потому что духовные концерты Бортнянского Березовского, которые написаны еще несколько веков назад, они уже были с оркестрами, и исполнялись. Музыка Гречанинова, целая литургия — то есть так можно подумать, что такие неприкасаемые вещи, в которых присутствует Евхаристический канон, Херувимская песнь и так далее и тому подобное, — все это исполнялось с оркестром, с классическим симфоническим оркестром. И то, что сегодня делаем мы, по сути, нам не придумано, нами лишь только расписано новыми красками и теми возможностями, которые дает сегодняшний день, сегодняшнее слово техники — те возможности, которые где-то бит так изменить, добавить что-то, украсить какими-то пэдами — ну это я сейчас уже такие вещи произношу, которые...

К. Лаврентьева

— Технические.

Протодиакон Серафим

— Да, технические, которые вот известны звукорежиссерам, музыкантам. Ну то есть электронные инструменты, назовем это так, которые дополняют те живые инструменты, которые, безусловно, в этих аранжировках тоже присутствуют, как и колокола, как и многие другие инструменты.

К. Лаврентьева

— Отец Серафим, ну надо признать, что этот пост для всех был очень тяжелый, и ваша музыка, ваши композиция, ваши песнопения — это некое утешение для нас. Особенно сегодня, в день Христова Воскресения, главный христианский праздник, как отец Игорь сказал, что уж тут греха таить. А как вы пришли к тому, чтобы образовать отдельный коллектив? Вы уже немножко рассказывали об этом на радио «Вера», но все же хочется сделать акцент на том, что у вас не только молитва, у вас же очень разнообразные композиции, у вас есть и песни просто, которые даже больше похожи на советские.

Протодиакон Серафим

— Да, это эстрадные композиции.

К. Лаврентьева

— Да, вот как вы вообще дошли до жизни такой?

Протодиакон Серафим

— Ну если очень сейчас кратко рассказать о нашем коллективе...

К. Лаврентьева

— Можно не кратко.

Протодиакон Серафим

— Можно не кратко? Ну постараюсь очень сжато, потому что история действительно большая. Коллектив был создан в 2008 году, у моего отца в храме, которые меня поддержал и поддержал ту идею, чтобы собрать мужской именно состав. Через два года нас владыка, митрополит Сергий Воронежский, пригласил в кафедральный собор, и мы стали митрополичьим хором. Начали выступать с духовной программой, немного добавлять светской музыки, но это все было в таком вот ключе, как хор Сретенского монастыря, Данилова монастыря. Ну когда коллектив только церковный, естественно, у него есть определенные рамки. В 2015 году нас пригласил, указом губернатора Воронежской области мы стали государственным коллективом. Естественно, здесь уже, поскольку коллектив государственный, здесь уже есть иные цели совершенно, где нужно собирать залы, выступать и для разной абсолютно аудитории, выступать на государственных мероприятиях, правительственных мероприятиях. И, конечно же, здесь мы уже больше намного начали работать в разных жанрах светской музыки, в том числе и эстрадной, начали выступать с полностью эстрадными программами. И, таким образом, где-то уже года с 2016-го мы очень много работаем в эстрадном направлении и меньше в церковной музыке.

К. Лаврентьева

— А какая аудитория?

Протодиакон Серафим

— Вы знаете, что касается аудитории, для нас это было как-то очень удивительно. В том ключе, что, когда мы стали светским коллективом, от нас те люди, которые ходили только на духовную музыку, они не отвернулись, они начали приходить — жены священнослужителей, и батюшки приходят на наши концерты, слушают.

К. Лаврентьева

— Да.

Протодиакон Серафим

— Ну представляете, мы еще помимо того, что мы начали исполнять светскую музыку, мы начали устраивать хоровые не концерты, а уже хоровые шоу.

К. Лаврентьева

— Ого.

Протодиакон Серафим

— То есть те возможности сцены всякие световые, визуальные, пиротехнические.

К. Лаврентьева

— Ничего себе.

Протодиакон Серафим

— Да, спецэффекты всякие, мы все это начали добавлять в хоровую музыку в исполнении хора. Естественно, мы уже не поем по папочкам, как это поест стандартный коллектив хоровой, а это уж совершенно новые формы. Таким вот образом мы стали больше светским коллективом. Но, возвращаясь к вашему вопросу, как мы начали петь духовную музыку именно этим постом, почему больше к этому вернулись. И этот пост для нас для всех был очень непростым, действительно, так и есть. Этот пост дал и события определенные дали и нам толчок очень мощный, то что людям сейчас нужна большая поддержка, людям нужны не только какие-то светские песни, эстрадные, но им нужна молитва.

К. Лаврентьева

— Так и есть.

Протодиакон Серафим

— Да. И, конечно же, в той вот новой форме мы решили давать людям молитву. И первый релиз, который мы сделали, молитвы в музыкальном исполнении и первый релиз, который мы сделали, это была композиция «О Всепетая». Мы ее исполнили и запремьерили — таким словом выскажусь, — в день праздника Благовещения. Сняли клип мы в храме Христа Спасителя. И в целом все наши композиции, особенно в жанре духовной музыки, мы стараемся реализовывать вместе с клипами. Пусть не всегда они очень такие сложные, наполненные большими сюжетами, но в целом то есть стараемся привносить в красоту музыки и красоту православия — красоту наших монастырей, церквей, икон, убранства храма. И клип «О Всепетая» мы снимали в храме Христа Спасителя, для нас это огромная честь.

К. Лаврентьева

— Тогда давайте с удовольствием ее послушаем.

К. Лаврентьева

— Напоминаем, что у нас в гостях руководитель хора «Русский формат», протодиакон отец Серафим Дубанов, солист Антон Дабрундашвили. У микрофона диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева. Мы сейчас слушали композиция «О Всепетая». С удовольствием еще раз поздравляем наших радиослушателей со Светлым Христовым Воскресением. Христос воскресе!

И. Цуканов

— Воистину воскресе!

К. Лаврентьева

— Да, дорогие радиослушатели и дорогие гости. Антон, вот у меня к вам вопрос. С отец Серафимом мы уже так обстоятельно поговорили первую часть нашей программы. Как чувствует себя мужчина, который занимается такой творческой профессией? То есть это же такая очень тонкая сонастроенность души должна быть, чтобы исполнять эти композиции, чтобы заниматься этим в полную силу. Насколько — вот у нас тема «Христианин в обществе», — насколько вы в светском обществе хорошо себя чувствуете?

А. Дабрундашвили

— Чувствую себя замечательно.

К. Лаврентьева

— Прекрасно, да, я вижу, поэтому и спрашиваю.

А. Дабрундашвили

— В чем секрет? На самом деле секрета никакого нет, потому что мы просто стараемся делать искренне то дело, которым занимаемся, и оно нам действительно нравится. То есть фактически так как исполнительство является моей работой, я могу сказать, что я, в принципе, ни одного дня в своей жизни и не работал, потому что я занимаюсь любимым делом, которое мне доставляет удовольствие абсолютно во всех его проявлениях. Будь то музыка духовная, будь то музыка светская — мне нравится абсолютно все. И я могу сказать, что я являюсь счастливым человеком. Слава Богу.

К. Лаврентьева

— Вы с детства занимаетесь музыкой?

А. Дабрундашвили

— Тяжело ответить на этот вопрос однозначно, потому что я в целом связан с детства с культурой и искусством, но я никогда не думал, что я буду заниматься, никогда не готовился к тому, что я буду заниматься этим профессионально. Я очень долго в детстве посещал там молодежный театр, занимался в нем просто для общего развития. Потом я туда уже поступил играть, собственно, 11 лет я там прозанимался, параллельно я также просто пел, и никак моя судьба не развивалась в этом направлении как-то профессионально, специально. Так-то моим образованием является, я преподаватель итальянского.

К. Лаврентьева

— Ничего себе, вот это поворот.

А. Дабрундашвили

— Да, но как бы я не могу сказать, что я как-то когда-то планировал что-то там заранее специально и просто продолжал заниматься вокалом. Также отучился в музыкальном училище также параллельно. И, собственно, потом нас судьба свела с Серафимом. И, можно сказать, по большому счету, с этого момента я бросил все, чем я занимался до этого, и сделал упор на музыку, как бы ни на что не рассчитывая, но...

К. Лаврентьева

— С горячим сердцем.

А. Дабрундашвили

— Да, больше сердцем, чем головой. И все, и с тех пор музыкой я занимаюсь профессионально, ну в плане того, что все мое свободное время посвящено именно этой деятельности.

К. Лаврентьева

— Музыке. Прекрасно. А вам самому что ближе исполнять?

А. Дабрундашвили

— На самом деле мне в равной степени нравятся оба аспекта нашего творчества. Просто в нашем коллективе я по большей части отвечаю именно за светскую часть нашей музыки. Ну стараюсь помогать, чем могу, в музыкальном плане, касательно духовной музыки.

К. Лаврентьева

— Простите, а как на итальянском «Христос воскресе!», вы не знаете?

А. Дабрундашвили

— Знаю, что Христос — это Cristo, а воскресе... Ну если я посмотрю в словаре, я вам скажу.

К. Лаврентьева

— Давайте в конце программы обязательно поздравим наших радиослушателей на итальянском языке.

Протодиакон Серафим

— Если позволите, я вот добавлю как раз.

К. Лаврентьева

— Да, конечно, с удовольствием.

Протодиакон Серафим

— К вашему вопросу к Антону о том, как можно светскую музыку, что можно исполнять, что и духовно может это нравиться, и как мы к этому, собственно, относимся, видим себя, где больше, там или там. Знаете, дело в том, то что в нашем коллективе единственный, кто в сане духовном...

К. Лаврентьева

— Это вы.

Протодиакон Серафим

— Да, это я. Остальные ребята, естественно, разной степени воцерковленности. И как раз вот это вот исполнение духовной музыки, оно воцерковляет в том числе, и их, вместе с нами воцерковляются те слушатели, которые или менее воцерковлены, или вообще не воцерковлены. Потому что мы, наоборот, можно сказать, пришли от одного к другому. Из светской музыки мы пришли в духовную, хотя начинали, как я вот рассказывал историю нашего коллектива, изначально с духовной. Ушли потом в светскую, и сейчас мы снова вернулись к духовной, не оставляя уже светской.

И. Цуканов

— У меня, знаете, такой вопрос, может, замороченный, прошу прощения заранее. Ну вот когда исполняешь, условно говоря, там «О Всепетая Мати» одним номером программы, а потом исполняешь какую-то светскую композицию или скорее наоборот, когда исполняешь сначала светскую композицию, а потом вот «О Всепетая» — это же должно произойти какое-то вот такое переключение довольно мощное внутри. Потому что все-таки первая — это ну вот композиция, песня, да, а второе — это молитва. При том что да, молитва может петься и так далее, то есть в таком вот техническом смысле, да, исполнительском смысле, я понимаю, что это вещи сродные, похожие. А вот в каком-то, как сказать, духовном что ли смысле, да, в смысле настроенности какой-то внутренней, это разные вещи совсем. И вот не возникает ли здесь какого-то такого...

Протодиакон Серафим

— Диссонанса?

И. Цуканов

— Диссонанса вот скорее внутреннего. То есть то что нужно переключаться постоянно с молитвы на не молитву, да, и потом с не молитвы на молитву, и все это в рамках одного выступления.

А. Дабрундашвили

— Ну тут я могу ответить на часть вопроса как бы со своей стороны. Собственно, тут надо, наверное, погрузиться немножко в то, о чем наши песни, потому что авторские я имею в виду. Наш авторский материал, он все-таки рассказывает о как бы, наверное, в целом, общих идеалах христианства — в нашем понимании, в современном, это семья, любовь, верность и все вещи, связанные с ними. И о поддержке, попытке поддержать людей в трудную минуту. Там вот как если мы будем говорить о той композиции, с которой радиослушатели могут ознакомиться в целом в эфире вашего радио, она есть в вашей ротации — «Ничего не бойся», наша песня, — она как бы больше пытается поддержать человека, который ее слушает и рассказать о том, что трудные моменты рано или поздно все равно закончатся, и все будет хорошо в любом случае. А есть еще композиция, о которой мы, вполне возможно, поговорим чуть позже, она просто рассказывает о семье, и как здорово нам всем вместе в семье находиться, и как поддерживать друг друга, потому что эту поддержку можно получить всегда. И, собственно, вот об этом как бы наше творчество. Мы в целом стараемся рассказать о каких-то таких вещах, которые идут параллельно в этих культурах.

Протодиакон Серафим

— И тут я еще с практической части этого вопроса хочу ответить. Например, было у нас выступление в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя. В рамках одного из фестивалей мы выступили с эстрадной композицией, а в конце — нас попросили так составить программу, чтобы сперва как раз прозвучала эстрадная, а за ней — композиция уже духовная. И когда мы ее начали исполнять, все люди встали. Много сейчас, конечно, из-за пандемии практики концертной, где бы мы могли вот уже опробовать этот формат, не было, но вот один из таких вот концертов, где мы собрали в один светскую музыку и духовную, реакция была вот именно такой.

А. Дабрундашвили

— Ну по крайней мере те люди, которых мы можем назвать своей аудиторией, они относятся и к одной части нашего творчества, и ко второй части очень положительно. И многие нам пишут в социальных сетях, условно говоря, если у нас запланировано выступление, и люди об этом знают, и вот есть чат обсуждения, грубо говоря, комментариев, и люди высказывают свои пожелания: а можно и такое, и такое, и ту часть творчества озвучить.

Протодиакон Серафим

— Опросы специальные проводили, потому что мы должны понимать, что люди хотят слышать, что сейчас востребовано в целом.

А. Дабрундашвили

— Ну например, если у нас конкретный концерт и мы хотим понимать, как нам составить программу так, чтобы понравилось тем, кто придет туда, и мы как бы из раза в раз сталкиваемся с такой реакцией, что люди пишут: а можно и то и другое.

И. Цуканов

— Дорогие друзья, это «Вечер воскресенья» на радио «Вера».

К. Лаврентьева

— Пасхальный. Христос воскресе!

И. Цуканов

— Вечер того воскресенья, когда Христос воскрес, сегодня Пасха Христова, поэтому мы вас поздравляем паки и паки: Христос воскресе! Напоминаем, что сегодня у нас в гостях основатель мужского хора «Русский формат», протодиакон отец Серафим Дубанов и солист этого хора Антон Дабрундашвили. У микрофона моя коллега Кира Лаврентьева и я, диакон Игорь Цуканов. Мы вернемся в студию буквально через несколько секунд. Пожалуйста, не переключайтесь.

К. Лаврентьева

— Еще раз здравствуйте, дорогие радиослушатели, «Вечер воскресенья» вновь приветствует вас. Христос воскресе!

И. Цуканов

— Воистину воскресе!

И. Цуканов

— У микрофона мой коллега диакон Игорь Цуканов и я, Кира Лаврентьева. С радостью напоминаем вам, что у нас в гостях мужской хор «Русский формат», его руководитель, протодиакон отец Серафим Дубанов и солист Антон Дабрундашвили. Мы продолжаем наш интереснейший разговор о творчестве этого мужского хора замечательного, о солисте и главном руководителе. И, в общем, я вижу, что мой коллега очень хочет задать вопрос, поэтому я ухожу на задний план.

И. Цуканов

— Мы просто начали в первом получасе эту тему, хотелось ее не потерять. Антон, вы сказали о вашей аудитории, что вас интересует ее мнение, вас интересуют ее вот настроения, как сделать так, чтобы они ушли с концерта обрадованные, да, в радости. А вот могли бы сказать несколько слов, как вы эту аудиторию себе представляете, кто это, вот для кого вы поете в первую очередь?

А. Дабрундашвили

— На самом деле это совершенно разные люди, от молодых людей, наших ровесников или чуть младше, если мы говорим там о их интересах по жизни, то это люди, которые приходят в веру или совершенно с ней незнакомы, но хотят познакомиться, до абсолютно там взрослых людей, там состоявшихся людей, которые понимают, чего они хотят от жизни, и они также, собственно, приходят на наши концерты. В принципе, это разговор больше не о том, кого мы себе представляем, а о тех людях, кого мы видели, с кем мы общались, кто пишет нам в социальных сетях, также с которыми мы встречаемся там после концерта или до концертов и с удовольствием общаемся. Они делятся с нами и своими мнениями относительно нашего творчества, нашей музыки. Так что это вполне осязаемые люди.

К. Лаврентьева

— Вот сейчас очень логичный, мне кажется, вопрос такой подбирается у меня в голове: а как вы сами пришли к вере? Вот отец Серафим.

Протодиакон Серафим

— Ну со мной все проще — я сын священника.

К. Лаврентьева

— Да, действительно проще.

Протодиакон Серафим

— Все, вопрос закрыт.

И. Цуканов

— Иногда не проще, кстати.

К. Лаврентьева

— Не проще на самом деле, действительно.

Протодиакон Серафим

— Нет, безусловно, у меня какие-то были, особенно в юношеском возрасте, когда у всех вот этот переходный период, вопросы, ответы и все прочее. Но здесь, конечно, мудрость отца, мудрость тех духовных наставников, к которым он меня в свое время отправлял, возил, все это помогло удержать в разумных рамках. Конечно, были споры, это где-то с отцом конфликты, но, скажем так, духовная поддержка его духовных отцов и наставников из Троице-Сергиевой Лавры и из других мест, они, конечно...

К. Лаврентьева

— Сделали свое дело.

Протодиакон Серафим

— Да, безусловно. И потом очень рано, как я уже ранее сказал, в 17 лет я стал регентом. Естественно, для того чтобы стать регентом, я должен был уже петь на клиросе. И самостоятельно в 15 лет ушел от отца из храма, в том плане, что в будние дни я в другом хоре пел, где очень жесткий регент, где он не будет меня там жалеть, как сыночка там священника, как сына настоятеля и все прочее. Естественно, все, где я косячил...

К. Лаврентьева

— Хардкор вообще.

Протодиакон Серафим

— Да, за это за все приходилось мне нести полную ответственность. Два года у меня было такой вот практики в другом хоре, помимо той, что я получал в Троице-Сергиевой Лавре у игумена Никифора, и к которому я прибегаю за советами сейчас. К отцу Матфею, Царство ему Небесное, конечно, тоже. Немного общения, но было, я приезжал, пел у него в коллективе. Но в большей степени летнюю практику на каникулах я проходил у отца Никифора в большом хоре, вот главном хоре академии Троице-Сергиевой Лавры.

И. Цуканов

— Отец Матфей — это Отец Матфей (Мормыль).

Протодиакон Серафим

— Да.

К. Лаврентьева

— Легендарный регент Троице-Сергиевой Лавры, напоминаем нашим радиослушателям.

Протодиакон Серафим

— Да, а отец Никифор — это регент семинарского и академического хора в Троице-Сергиевой Лавре. И, конечно, там я получил большую вот музыкальную такую поддержку и наполнение в целом в развитии моего музыкального вкуса. И сейчас, когда вот мы пишем духовные вот эти композиции, уже с аранжировками современными, с оркестровками, все равно мне отец говорит: отправляйся к отцу Никифору и советуйся с батюшкой, спрашивай его совета. Например, одна из композиций, о которой мы с вами тоже поговорим — это «Душе моя», мы ее запремьерили прямо в Страстной понедельник, на Страстной седмице, и, конечно, отец у меня ее не сразу одобрил. И до сих пор у нас с ним по этому поводу есть прения.

К. Лаврентьева

— А почему?

Протодиакон Серафим

— Ну я думаю, вы сейчас услышите и поймете то, что он говорит: она должна более быть умиротворенней и только акапельно. Он против исполнения этой композиции. Ну это же тот момент, центральный момент Великого покаянного канона Андрея Критского. В тот момент люди все встают на колени, и хор очень благоговейно исполняет эту композицию: «Душе моя, восстани, что спиши, конец приближается...» Да, мы постарались ее сделать действительно очень так вот по-разному. То есть в тот момент, где это пробуждение души — «покайся, восстани», — призыв вот этого высокого голоса такой, и потом такие наступательные басы — «конец приближается». И «воспряни» — вот здесь вот уже такая вот сила вот этого удара, музыкального в том числе. И очень светлое, легкое, вот это вот окончание: «везде сый и вся исполняяй». Ну видите как, есть все равно люди, которые консервативны в этих взглядах исполнения духовной музыки, в том числе вот мой отец. И он меня отправил к отцу Никифору. Отец Никифор послушал, говорит: очень красиво, но, говорит, претерпите вы за нее.

К. Лаврентьева

— Нестандартно, непривычно.

Протодиакон Серафим

— И конечно же, я говорю: батюшка, а что делать? Оставить, не делать или... а караван идет, как есть известная поговорка. Ну и, значит, он говорит: нет, я за караван, говорит, надо делать. Мы ее сделали действительно и сняли. Но он говорит: самое главное, снимите строгий клип. Чтобы вот видео было, сопровождение, без единого намека на какую-то вот...

К. Лаврентьева

— Веселье.

Протодиакон Серафим

— Провокацию или какое-то вот что-то, спорный момент. Очень строго снимите. Вы знаете, этот клип мы сняли, он получился очень черным.

К. Лаврентьева

— Постовым.

Протодиакон Серафим

— Очень, да, постовым таким. Но очень стильным, очень красивым. В итоге, знаете, что получилось? Чернота, которая заполняется светом. И вот здесь вот вопрос как раз, что такое черный цвет — это вот пространство, которое не заполнено каким-то вот световым объектом. И мы как раз постарались его заполнить, эту черноту, именно вот световым объектом. Это наши лица со свечами, исполняющими — это если про нас говорить. Это иконы, которые как раз мы освещали вот этим вот лучом света от свечи. Да, и все это так вот получилось красиво смонтировать, что на сегодняшний взгляд пока это моя одна из любимых. Независимо от того, что мы сняли в храме Христа Спасителя клип, этот вот мне пока самым красивыми кажется.

К. Лаврентьева

— Ну давайте ее послушаем.

А. Дабрундашвили

— Ну я призываю вас перейти в наши социальные сети и ознакомиться самостоятельно и составить свое мнение.

К. Лаврентьева

— Конечно, да, мы присоединяемся с отцом Игорем к этому призыву.

И. Цуканов

— По радио, к сожалению, не сможем показывать клипы все-таки.

К. Лаврентьева

— Да, предлагаем настоятельно нашим слушателям найти хор в социальных сетях, послушать, все посмотреть своими глазами. А теперь давайте послушаем композицию «Душе моя», о которой отец Серафим так рассказал сейчас, что прямо захотелось ненадолго вернуться в Великий пост и вспомнить, как мы шли к сегодняшнему, самому сильному, самому глубокому празднику христианской Церкви.

И. Цуканов

— Дорогие друзья, напоминаем, что это «Вечер воскресенья» на радио «Вера». Сегодня у нас в гостях мужской хор «Русский формат». Руководитель этого хора протодиакон отец Серафим Дубанов и солист хора «Русский формат» Антон Дабрундашвили. У микрофона моя коллега Кира Лаврентьева и я, диакон Игорь Цуканов. Христос воскресе!

К. Лаврентьева

— Воистину воскресе!

И. Цуканов

— Вот о чем мне хотелось еще спросить. Вы же начинали в Воронеже когда-то, да, в 2008 году. Потом вы перебрались в Москву. Вот не было ли здесь каких-то тоже сложностей? В том смысле, что там у вас уже сложилась своя определенная аудитория, там были какие-то связи, а здесь вам пришлось начинать как бы все заново. Вот насколько это было сложно? И не приходилось ли вам после того, как вот это случилось, переезд в Москву, может быть, были какие-то моменты, когда вам опять приходилось начинать заново. Вот насколько для вас вот эта ситуация начинания заново, насколько она для вас, так сказать, знакома и насколько она для вас комфортна или не очень?

Протодиакон Серафим

— Ну вы знаете, когда мы переехали в Москву, начали сотрудничать с Максимом Фадеевым, и даже после того, как он со всеми артистами расторг контракты и всех артистов отпустил, наш, скажем так, поезд деятельности нашей, он двигался, с хорошей скоростью продолжал двигаться, без поддержки извне, пока не случилась пандемия. И, конечно, она внесла коррективы многим исполнителям, многим артистам, и в целом в наше вот направление искусства, конечно, поскольку, естественно, мы поем для массовой аудитории, да, которую нельзя собирать.

И. Цуканов

— Нельзя было собирать.

Протодиакон Серафим

— Да, слава Богу, что это уже позади, и сейчас у нас есть уже совершенно новые возможности и по-новому, не так как раньше, уже трудиться в этом направлении. И, конечно, первым и главным испытанием это была пандемия: что делать, мы остались без работы, потому что нас, финансовое положение нашего коллектива, естественно, поддерживали концерты. Ну наверное, не секрет, что тогда, конечно, каждому из наших артистов пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно: кто-то в ресторане начал петь, где была такая возможность, кто-то арт-директором устроился, кто-то еще преподавателем.

А. Дабрундашвили

— Пришлось на время сменить род деятельности.

И. Цуканов

— Все вспомнили свою первую профессию.

Протодиакон Серафим

— Да. Ну конечно, как что-то где-то намечалось, мы с коллективом моментально собираемся, репетируем и едем, выступаем. Вот такая вот была схема в эти вот непростые годы пандемии. А то, что какие-то трудности, испытания, безусловно, без них не бывает. Вся наша жизнь — это определенный путь, на котором есть все полосы, и светлые, и темные. И, конечно же, очень радостно, что трудности нас только объединяли и сплачивали. Да, то есть этот тот коллектив, который прошел все — испытания, радости, взлеты, падения, подъемы.

И. Цуканов

— Но остались вместе.

Протодиакон Серафим

— Да, остаемся вместе. Конечно же, нельзя сказать, что мы вот в том виде, в котором мы переехали в Москву...

А. Дабрундашвили

— В том составе.

Протодиакон Серафим

— В том составе, да, мы сейчас. Нет, безусловно, некоторые ребята, у которых были, скажем так, свои взгляды или свои обстоятельства, они отпали. Кто не в состоянии, может быть, были справиться с теми трудностями и испытаниями, которые нам посылаются. Но основная часть этого коллектива, наоборот, объединилась. Конечно, отпали слабые ребята, а сильные наоборот, вот они все сейчас здесь и стараются.

А. Дабрундашвили

— Ну Серафим пытается сказать о сильных духом.

Протодиакон Серафим

— Да, то есть это ребята очень...

А. Дабрундашвили

— Кто готов к испытаниям и готов к такой жизни, где надо будет бороться, преодолевать. Но опять-таки хочется сказать, что, наверное, пожалуй, если быть откровенными до конца, то не больше мы испытаний получили, чем все остальные люди, которые столкнулись также...

Протодиакон Серафим

— Ну в этой индустрии, конечно.

А. Дабрундашвили

— Да и не только, да, и вообще в целом. Нельзя сказать, что хоть кто-то был подготовлен к той ситуации, которая произошла. Все абсолютно. Не хочется сказать, да, что мы больше, чем остальные, претерпели или больше там, чем остальные, преодолели. Ну так же, как и все, пожалуй, как и вы, сто процентов, так что ничего. Главное, идти дальше, главное стараться бороться с обстоятельствами, что самое главное, наверное, в жизни.

И. Цуканов

— Вот сейчас не секрет, что мы, несмотря на то что вот пост закончился, мы дожили до Воскресения Христова, но продолжатся очень тяжелая, так сказать, такая ситуация, в которую мы вошли в феврале, наша вся страна. И вот сейчас у вас не было какого-то переосмысления, может быть, с точки зрения того, что бы вы хотели своей музыкой до людей доносить, как бы вы хотели их вот настраивать там, я не знаю, что бы им хотели дарить?

А. Дабрундашвили

— Дело в том, что вообще, в целом, мы, пожалуй, только убедились в том, что стратегия нашей музыки, которая... нельзя сказать стратегия, это, наверное, не совсем правильно, идея и посыл нашей музыки, она в целом как никогда становится актуальной и сейчас, ну и в целом всегда вообще — это, по большей части, объединение нас всех. Потому что мы стараемся больше говорить о том, какие мы все одинаковые, а не говорить о том, какие мы разные. На самом-то деле, по большому счету, все люди одинаковые, у всех одинаковые проблемы. Все сталкиваются с одинаковыми периодами в жизни — и там какого-то переосмысления своих ценностей или перехода и прихода к каким-то другим ценностям, да, у всех, у каждого человека есть эта проблема. И мы все сталкиваемся с одним и тем же — мы все влюбляемся, мы все расстаемся, мы все создаем семьи. Поэтому у нас у всех одинаковая на самом деле цель в жизни — быть счастливыми. И это самое важное, о чем мы и пытаемся сказать: просто давайте объединимся, будем любить друг друга, дружить, и чтобы все у всех было хорошо.

К. Лаврентьева

— Да, действительно сейчас то самое время, когда фраза Господа: Царствие Божие внутри вас есть, вот как никогда нужно применять на себе. Количество вот этого внутреннего мира — это то, что мы можем дать сегодня...

И. Цуканов

— Друг другу.

К. Лаврентьева

— Окружающему миру. Вот этот внутренний мир — это как раз самое ценное, самый важный вклад, который мы можем сделать в нынешнюю ситуацию. Я слышала от одного священнослужителя, что Христос будет судить Церковь ровно по одному признаку: есть ли у тебя вот этот Христов мир в душе или у тебя его нет. Вот сейчас, мне кажется, надо именно на этом делать акцент, держаться за ризы Христовы и, в общем-то, да, радоваться и быть счастливым, как вы сказали, стараться. Понятно, что не в эйфоричном каком-то счастье, а в таком счастье христианина.

А. Дабрундашвили

— Ну по крайней мере мы стараемся больше говорить о том, какие мы одинаковые.

Протодиакон Серафим

— Наверное, по этим вот как раз причинам, с того самого дня, с 24 февраля, у нас вот до сегодняшнего дня в очень-очень ускоренных темпах вышли три композиции, которые мы с вами вот уже послушали — это «О Всепетая», это «Душе моя», это «Христос воскресе!». И, забегая вперед, одна из светских песен. Потому что вот буквально вчера мы с Антоном были на очень интересной встрече с батюшкой — не буду называть имя, но очень тоже интересный батюшка, видный деятель нашей Православной Церкви. И вот он говорит: ребята, ну хорошо. Вот он послушал, мы ему представили наши три композиции, показали. Он говорит: ребята, это хорошо, мне нравится, молодцы, все. Но я хочу еще что-то вот ехать в машине, и что-то включить вот такое вот, послушать светское, спокойное, отвлечься, да. Он знает нашу песню «Обрести», и он говорит: вот в таком вот жанре что-то, вот еще хочется. И как раз когда...

А. Дабрундашвили

— Ну в ближайшее время.

Протодиакон Серафим

— Хочу об этом сказать как раз, когда вот только начались вот все эти действия, Антон сел и написал такую композицию, которая как раз вот призвана объединять. Песня называется «Посмотри».

А. Дабрундашвили

— Ну мы пока не будем раскрывать подробности.

К. Лаврентьева

— Отдельно.

А. Дабрундашвили

— Мы надеемся, что скоро отдельно придем.

Протодиакон Серафим

— Встретимся, послушаем и побеседуем на эту тему.

А. Дабрундашвили

— Но хочется, в общем-то, поддержать всех абсолютно людей, сказать о том, что все будет хорошо, и да, мы с вами не такие уж и разные на самом деле.

И. Цуканов

— Ну вот мы сейчас скоро будем слушать композицию как раз такого светского характера, да, «Обрести» она называется. Могли бы вы вот рассказать несколько слов о том, как она родилась, о чем она и, скажем, почему вы выбрали именно ее для того, чтобы сегодня, вот в этот пасхальный вечер, представить слушателям.

К. Лаврентьева

— Тем более эта композиция станет финальной.

И. Цуканов

— Она уже не новая, да.

К. Лаврентьева

— Финальным аккордом нашего сегодняшнего светлого разговора. Поэтому да, просим рассказать поподробнее историю ее создания.

Протодиакон Серафим

— Да, эта песня как раз вот и есть тот посыл, который в целом мы несем нашим исполнением — это любовь, это ценности, семейные ценности и, как вот Антон ранее сказал, объединение, то что, во-первых, любовь спасет мир — да. Во-вторых, композиция тоже сопровождалась клипом, в котором мы как раз и показали визуально, как мы живем. Помимо того, что мы коллеги друг другу, мы также можем прекрасно проводить время и вне работы — можем собираться на отдых, пожарить шашлыки, что-то вместе отпраздновать. В тот момент мы праздновали, скажем так, показывали, как мы празднуем, например, Рождество, Новый год, вот что-то такое. Потому что она у нас была елка наряжена, дети играли там, наряжали елки наши супруги, тоже накрывали на стол, помогали тут же с детьми там что-то взаимодействовали. Мы все, помимо того, что вот поем в клипе, друг с другом как-то общаемся, шутим, прекрасно проводим время. Вот это те вещи, которые наполняют наш быт дневной прекрасным, хорошим, добрым.

И. Цуканов

— Человеческим, хочется сказать.

Протодиакон Серафим

— Человеческим, да. А такие вот встречи, они в том числе нас объединяют и делают нас друг другу родными, близкими.

К. Лаврентьева

— Да, и будем надеяться, что скоро весь мир и все люди смогут присоединиться к этой радости и тоже жарить шашлыки, радоваться обычными человеческими какими-то земными радостями наслаждаться.

И. Цуканов

— Дорогие друзья, мы заканчиваем нашу сегодняшнюю передачу композицией «Обрести». Мы хотим поблагодарить наших сегодняшних гостей, отца Серафима и Антона. Отец Серафим Дубанов — это руководитель мужского хора «Русский формат» и Антон Дабрундашвили — это солист этого хора. Мы вот очень рады, что в этот воскресный пасхальный день мы смогли вот и пообщаться, и смогли послушать эти замечательные композиции, которые вы в качестве подарка принесли с собой. Конечно, очень хочется, чтобы действительно вот эта какая-то живая такая человеческая радость, чтобы она, что называется, выплескивалась через край, да, и как-то она чтобы распространялась на как можно более такое широкое количество людей вокруг нас. Ради чего, как я понимаю, ваш хор и трудится, и работает. Да, спасибо вам большое еще раз за ваше творчество, за то, что вы пришли к нам сегодня в гости. У микрофона этот вечер провела вместе со мной в студии Кира Лаврентьева, я диакон Игорь Цуканов. И Христос воскресе, дорогие друзья!

К. Лаврентьева

— Воистину воскресе! И давайте послушаем композицию «Обрести» хора «Русский формат», который был с нами в этом часе и о котором так подробно сейчас еще раз напомнил нашим радиослушателям отец Игорь. Всего вам доброго и до свидания. Слушаем композицию.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем