
«Отважные», студия TriStar Pictures, режиссёр Алекс Кендрик
— Недавно провели исследования причин растущего бандитизма. В большинстве случаев у членов банды было что-то общее: все они выросли без отцов.
— Я знаю, что ваша команда отлично работает и вам многое пришлось повидать. Но когда работа закончена, идите домой и будьте с семьёй.
С такой неожиданной речью шериф обратился к полицейским в художественном фильме «Отважные». Картину о буднях четырёх сотрудников полиции из американского городка Олбани в 2011 году снял режиссёр Алекс Кендрик. Герои фильма подвергают свои жизни опасности, чтобы поддерживать порядок на улицах и защищать людей от преступников. Натан, Адам, Шэйн и Дэвид — не только напарники, но и добрые друзья. По выходным они собираются вместе на барбекю и делятся друг с другом семейными проблемами. Натану сложно найти общий язык с повзрослевшей дочерью. Шэйн развёлся, и видит своего ребёнка раз в месяц. У Адама — непростые отношения со старшим сыном. А Дэвид вообще много лет не видел своего ребёнка. Долгое время никто из мужчин всерьёз не задумывался над тем, почему так вышло и как повлиять на ситуацию. Да и оправдание у них для этого было: трудная и опасная работа, требующая огромного напряжения и большой отваги. Может быть, так всё и продолжалось, если бы однажды в семье Адама не случилось горе: в автокатастрофе погибла его младшая дочь. Потеря заставила Адама осознать, что он был не лучшим отцом. Прикрываясь работой, почти не уделял внимания детям. Адам твёрдо решает всё изменить. В одном из эпизодов фильма он убеждает друзей серьёзнее отнестись к своей роли отца.
— Я уже долго думаю, каким отцом был для Эмили, и какой отец я для Дилана.
— Адам, ты к себе слишком суров, ты нормальный отец.
— Именно. Я не хочу быть нормальным отцом. У нас мало лет, чтобы что-то дать детям. То, что мы в них вложим, достанется их детям, и следующему поколению. Мы в ответе за становление жизни, и я не думаю, что допустим небрежный подход.
В картине «Отважные» мы видим не только храбрых стражей порядка, бесстрашно вступающих в схватки с бандитами. Хотя острых моментов в духе полицейского боевика в фильме достаточно, главная борьба на экране происходит в сердцах главных героев. При этом режиссёр Алекс Кендрик затронул не только моральную, но и духовную сторону их преображения. Мужчины не просто решают измениться, а руководствуются при этом Библией. Именно в Священном Писании они находят ответы на многие свои вопросы, с изумлением открывают, как много в Библии говорится о роли отца и его обязанностях. Герои картины постоянно обращаются за поддержкой к Богу. Поскольку фильм американский, а большинство американцев, как известно, принадлежит к протестантской религиозной традиции, это чувствуется в некоторых деталях. Но самая важная суть от этого не меняется. Картина «Отважные» учит добру и порядочности; побуждает ценить каждую минуту, проведённую с близкими людьми и задуматься о том, насколько важна для человека семья. Эту мысль очень ярко выразила одна из героинь фильма — жена мексиканского рабочего-эмигранта. В одном из эпизодов её муж примеряет дорогой костюм и делится эмоциями с супругой.
— Я прямо как богач!
— Ты и есть богач. У тебя есть вера, любящие дети, жена.
Действительно, посмотрев фильм Алекса Кендрика «Отважные», начинаешь не просто понимать, а чувствовать сердцем, в чём заключается истинное богатство, и что настоящая отвага — не только храбрость, но и незаметная каждодневная готовность поддерживать наших близких и любить их.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер