У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталия Инина.
Разговор шел о значении отдыха в жизни человека и о том, какой отдых помогает восстановить силы и жизненные ресурсы, а какой, наоборот, может приводить к усталости и опустошению.
Наша гостья рассказала, каким образом отсутствие отдыха может сказываться не только на физическом, но и на духовном состоянии человека.
Ведущие: Анна Леонтьева, Елена Писарева
Анна Леонтьева
− Добрый «Светлый вечер»! Сегодня с вами — Анна Леонтьева...
Елена Писарева
− И Елена Писарева...
Анна Леонтьева
− Сегодня у нас в гостях — Наталья Инина, наш постоянный эксперт, христианский психолог, руководитель центра «Психология взросления», преподаватель психологии в МГУ имени Ломоносова и в Российском православном университете Иоанна Богослова. Добрый вечер, Наташа!
Наталья Инина
− Добрый вечер!
Анна Леонтьева
− Сегодня у нас тема такая... Немножко уже летняя тема − «Место отдыха в жизни христианина».
Я эту тему для себя вижу не просто «в жизни христианина», а вообще в жизни городского человека. Который, ну, как сказать... Видит, кто прыгает выше, кто бегает быстрее, и все время старается какие-то наращивать темпы своей жизни... Да, темпы своей жизни вот. И очень часто забывает о том, что отдых — это очень важно.
И на самом деле, мы не очень иногда представляем, что такое отдых, как нам набраться ресурса. Вот классическое такое представление — мужчина приходит с работы, ложится с пивком на диван и смотрит телевизор... Вот наполняет ли это его?
Наталья Инина
− А женщина сидит в сетях и ищет, как похудеть, или как заняться спортом...
Анна Леонтьева
− Или болтает с подругой — вот такой стереотипный образ...
Елена Писарева
− Слушайте, а у меня другой образ. У меня образ − всю жизнь, весь год пашем, как подорванные, а вот сейчас — недельку отдохнем! И эту недельку... болеем, или недовольны отдыхом, или не та гостиница, или всё не получилось, и вообще — лучше бы я не отдыхала...
Анна Леонтьева
− Ну, отдыхи — они же для всех какие-то индивидуальные. Но у нас, православных христиан, очень много праздников в году. Когда вот именно хочется посвятить себя празднику...
Елена Писарева
− Слушайте, ну и не работать в воскресный день, да — все-таки отдать Господу Богу...
Анна Леонтьева
− Вот да, вот да... Вы знаете, вот недавно приехали рабочие к нам, строили, достраивали домик наш. И вот они приехали в воскресенье — и сразу начали работать. И уехали в воскресенье, отработав всё воскресенье. Это было так тяжело! То есть, воскресенье превратилось в такой стук, визг пил там, стук молотков и так далее. Все-таки в воскресенье хочется тишины какой-то...
Но давайте разберемся. Тема отдыха связана с темой остановки, да, с темой, наверное, тишины, с темой вот, как вы наполняетесь, какие у вас методы наполнения. Кто-то наполняется около большой воды, кто-то — в молитве, кто-то... Давайте вот поговорим об этом!
Елена Писарева
− А мне вот еще интересно с психологической точки зрения... У меня такая опасность всегда на отдыхе — слишком расслабиться и ослабить...
Наталья Инина
− Хватку... (смеется)
Елена Писарева
− Да, в том числе духовную... Вот я очень любила, например, отдыхать на море в Черногории — именно потому, что я знала точно, что в воскресенье мы будем в храме...
Наталья Инина
− Очень красивая тема. Я рада, что мы... До этого, так сказать, у нас были какие-то тяжелые темы, порой такие грустные темы, порой даже трагические темы. И вот мы можем взлететь, попарить в пространстве отдыха — что это такое вообще для современного человека. Вы совершенно правильно, Ань, повернули, да — не только православного, не только христианина, но и вообще человека города...
Анна Леонтьева
− У меня такое ощущение, что человек... Я, простите, живу между Москвой и уездным там городком небольшим. Вот в этом моем уездном городке как-то люди умеют отдыхать лучше, чем в Москве. Потому что им не нужно...
Наталья Инина
− Ритм, ритм жизни...
Анна Леонтьева
− Да...
Наталья Леонтьева
— Какой-то совершенно бешеный ритм жизни... Я когда приезжаю не то что в уездный город, а из Москвы в Питер я приезжаю на конференцию или там на саммит летний — я уже давно этот феномен наблюдаю — мне надо себя тормозить в логике толпы! То есть, скорость моего движения в Санкт-Петербурге должна быть медленнее, например, в том же метро или на улице, чем скорость моего движения в Москве...
Буквально физически вот вся эта масса людей в Москве идет быстрее, она бежит куда-то. Даже в Санкт-Петербурге толпа идет медленнее. Когда я приезжаю в свой любимый домик в деревне в Тверской губернии, который стоит там над озером...
Анна Леонтьева
− Которое недалеко от нас...
Наталья Инина
− Которое недалеко от вас, совершенно верно... И я знаю этот феномен — я несколько дней торможу, как поезд на скоростях! У меня вылезает то, что, ты, Лен, говоришь — вот это состояние раздражения, или какой-то потери контроля, или я там начинаю заболевать...
И я понимаю, что вот это зверское напряжение, которое мы вообще не замечаем, находясь в большом городе — оно бьет по моей физике, по моей душе, по моей психике. И вот все эти мои устройства внутренние, и всё это мое бытие — оно прямо вот, как этот поезд с большой скоростью, начинает тормозить с визгом...
И только через несколько дней я наконец вхожу в контакт с собою! Я слышу петухов, я слышу вот этот шум листвы, как вот эти деревья качаются на ветру, вот этот плеск воды, вот это сияние солнца... Не сразу! То есть, мне надо дойти до этого состояния. Я никогда не забуду, как мой сосед, который совсем рядышком там живет — он мне как-то сказал... Мы примерно прям приехали в одно время, и он мне на третий день говорит: «Слушайте, я не знаю, как Вы, но у меня жуткое раздражение, я что-то не могу понять, в чем дело»...
Я говорю: «Вы знаете, аналогично! Это из Вас, из меня выходит пар города, пар»...
Анна Леонтьева
− Выходит мегаполис...
Наталья Инина
− Да, выходит мегаполис паром... И раздражение, говорю — дайте этому выйти, да, просто не боритесь с этим, расслабьтесь, да, войдите в контакт...
И вот тут как раз я хочу перейти к понятию отдыха. Отдых — это пространство, когда я могу контактировать с собою...
Анна Леонтьева
− Вот это очень важно...
Наталья Инина
− Я вне логики долженствования! Это не значит, что я могу жить без логики долженствования — это уже какая-то праздность, ничегонеделание, леность, и уж это точно ни христианину, ни просто взрослому человеку не может быть потребно и приятно долгое время, потому что от этого можно сойти с ума...
Но вот эти выдохи, вот этот некий момент разворачивания к себе, к своей душе, к своей тишине, вот к этой глубине, в которой Бог, в которой мир, в которой радость и благодарность... И вот это чудо нас в этом мире, вот это ощущение восторга от каждого мгновения этого бытия...
Мы же не чувствуем этого ничего! А вот в этом отдыхе как раз и нужно это делать! Я могу сказать, что сейчас я даже не мечтаю об отдыхе — у меня еще июнь впереди, экзамены предстоят в университетах, и дипломники, и магистерские...
Но я понимаю, что вот когда я не работаю дома, у меня есть там какие-то небольшие пространства — я даже не включаю музыку. Хотя я очень люблю музыку; но я понимаю, что моя голова просто гудит, как этот самый, не знаю, холодильник плохой... (смеется)
Елена Писарева
− Наталья, но это Вы умеете отдыхать. А у обычных людей...
Наталья Инина
− Я? Спасибо, Лена, большое... Я полгода училась не испытывать вины, когда я отдыхаю. Полгода. Вот я понимала, что мне даже физически надо какое-то время просто вот там прилечь на 15-20 минут, и просто... Ну у меня был такой период по здоровью, что я просто не вывозила нагрузки... И вот я помню: я ложилась — и у меня начиналось чувство вины...
Вот ты лежишь, а что ты лежишь? Ты за это время могла бы сделать то-то, то-то... При этом ты лежишь — потому что твое тело не может. Но твоя психика говорит тебе: «ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду, как же так, как же так!?» И ты не отдыхаешь. Почему?
Дело не в том, что мы пространственно себе обеспечиваем какое-то место... Правильно Лена, сказала: отель не тот, пляж не тот, компания не та — дело не в этом, а внутренне...
Елена Писарева
− Да, человек приехал и не может отдохнуть...
Наталья Инина
− Он не может собою встретиться...
Елена Писарева
− Не умеет...
Наталья Инина
− Он боится или «виноватит» себя — что это он тут такой весь из себя расслабленный... Но я просто хочу обратить внимание: мы не можем все время вдыхать — нам надо выдыхать! И ритм нашего бытия — вдох-выдох. Поэтому в такой же логике живет наша психика: напряжение-расслабление, напряжение-расслабление...
И вот эти моменты, когда мы можем себе позволить это расслабление, могут быть на самом деле очень короткими. Я никогда не забуду такую потрясающую вещь, которой я потом научилась...
Мой учитель, профессор Братусь Борис Сергеевич, как-то мне сказал, буквально на факультете психологии: «Наташенька, извините, я сейчас»... Ну, мы там работали... «Мне надо сейчас удалиться, там есть маленькая аудитория пустая, на 15 минут — мне нужно „провалиться“ то есть, чтобы дальше мочь работать». А я думаю: куда провалиться...
Он умел улететь в сон на несколько минут, и выскочить совершенно отдохнувшим!
Елена Писарева
− Ой, мне такое про хирургов рассказывали...
Наталья Инина
− И это — профессиональный навык, очень важный! Я ведь потом научилась это делать. Важно, что вы засыпаете. Не сколько вы спите, а что вы заснули! Пять минут сна, и вы выскакиваете из этой вот тишины, пустоты — как бы обнуленными!
И я потом начала это делать. Я думаю: Боже, какая гениальная практика, техника... Понимаете, то есть можно уехать на месяц — и истязать себя виной, недовольством, раздражением не той компанией... и не отдохнуть! А можно никуда не выезжать, зайти в соседнюю аудиторию, провалиться на 10 минут — и отдохнуть.
Все дело не в как бы внешних параметрах, а во внутреннем понимании, «А» — что тебе нужен отдых, «Б» — как тебе его обеспечить...
Анна Леонтьева
− Напомню, что сегодня у нас — Наталья Инина, христианский психолог. Говорим об отдыхе. Я, знаете, хотела вам такую тему задать — может быть, вам понравится...
Я после катастрофы, которая произошла в моей семье, мучилась таким достаточно сильным чувством вины. Потому что всё произошло же из-за меня — это не Бог всё сделал, а я что-то такое сделала, что мне по башке надавали... И я очень сильно загоняла себя. У меня сразу появилось несколько работ...
Я очень сильно загоняла себя... И хвалила себя, когда в 4 утра я заканчивала текст, в 7 утра он выходил уже на сайт — ну, это одна из работ была...
Елена Писарева
− Ну, продуктивно...
Анна Леонтьева
− Очень продуктивный был период, но чуть не закончился катастрофой — потому что, вы понимаете, жить по ночам — это такое себе...
Наталья Инина
− Короткое дыхание очень...
Анна Леонтьева
− Да... И вот когда я в первый раз решила выдохнуть — я детей взяла с собой, и мы поехали на озеро снять дом. Вот такое... Видно, сил как-то прибавилось, что ли, у меня после горя... Три года проходит, когда силы начинают возвращаться...
Вот кстати, очень важно тоже — проходит три года, и силы обязательно начинают возвращаться, если...
Наталья Инина
− У кого-то, да, так...
Анна Леонтьева
− Да... И вот я села в машину и поехала... И увидела, что Бог дал мне ужасно много подарков. Он постелил мне какие-то необыкновенной красоты поля. Он насадил мне какие-то потрясающе разнообразные леса. Налил мне какие-то озера и реки, понимаете...
То есть, я начала отдыхать вот, просто когда я села в машину. От дороги, конечно, устаешь, когда пять часов едешь. Но это необыкновенный отдых вот — лицезрение всего, что тебе подарили... И я подумала: это ж какой я была дурочкой неблагодарной, что я... Вот это всё уже было посажено, это всё уже было постелено и налито — а я этого всего просто не хотела видеть, понимаете...
Наталья Инина
− Или не могла...
Елена Писарева
— Не могла...
Анна Леонтьева
− Не могла, не разрешала себе, да... Но это же всё меня ждало!
Наталья Инина
− Ну понимаете, да, Вы совершенно правы... Я вот как раз хотела этот пример тоже дать — я помню, я никогда его не забуду. Это было на заре моей работы, практики...
Ко мне обратилась очень-очень симпатичная женщина молодая. И она — такой человек глубоко верующий, с очень сложной семейной ситуацией... Она не была замужем. Просто ее собственная семья родительская была такой сложной, там много было каких-то драм, трагедий...
И она пришла ко мне буквально, на самом деле, начав очень интересно разговор: «Я знаю, что Вы — христианский психолог. Мне не надо говорить о Боге. Давайте вот как-то Вы меня полечите просто. А то у меня уже очередной православный психолог, и они вот все мне про Бога говорят. А у меня свои отношения с Богом. Для этого мне вы все не нужны. Вот у меня, значит, нет сил, я в полном обесточивании»... И так далее, и так далее.
И есть такой тест, называется «рисунок несуществующего животного», который... Люди когда рисуют, изображают — видно, какой образ они внутри в себе несут вот, глубинный. Вообще как они себя чувствуют.
И она нарисовала невероятной красоты такую райскую птицу, с огромными крылами — которые, как тряпочки, лежали на земле. То есть, эта птица была распластана. При том, что уровень этого размаха, да, вот этих крыльев — это ну такой вот, знаешь, орел там... Не знаю, какая-то прекрасная, роскошная, высоко летающая птица.
Но она лежала тряпочкой на земле. И я поняла, что это уровень абсолютного выгорания, абсолютного истощения по всем параметрам. Потом я выяснила, что она не просто работает — она где-то работала... Но она тотально волонтерит! Вот она волонтерит нон-стоп...
Анна Леонтьева
− Все свободное время, да...
Наталья Инина
− От, там... с утра, да — потом работа; и дальше — до ночи. И так каждый день. Ну мы все знаем, что такое волонтерство, да — огромное количество людей волонтерит... Но в чем была проблема? Почему такое изнеможение, да, почему такой взвален на себя неподъемный груз?
Когда мы с ней стали разбираться с этим, мы выяснили, что у нее огромное чувство вины, совершенно не связанное с этими людьми, которым она помогает. Оно — из детских лет...
Анна Леонтьева
− Уже несколько раз прозвучало — прошу прощения, что прерываю — что мешает... Чувство вины мешает наполняться!
Наталья Инина
− Безусловно! То есть, ты не можешь быть, ты не можешь просто жить... Ты живешь в логике тотального долженствования. Ты все время должен-должен-должен-должен... И мы говорим, конечно: «Это же служение»...
Елена Писарева
− «Так надо»...
Наталья Инина
− Конечно же, «так надо», да, «положить жизнь за други своя»... Но понимаете, это — вторая заповедь! Невероятной глубины и невероятной силы — «возлюби ближнего, как самого себя». Она же совершенно... Она же не про «эго» вот это — вот «люби себя, обожай»...
Дело вообще не в этом! А — благодари Бога за то, что ты есть на белом свете! Благодари Бога за то тело, которое пашет на тебя, понимаете, как потрясающая машина — там всё стучит, работает, происходят какие-то невероятные, немыслимые процессы... Благодари Бога за то, что ты можешь вообще видеть — у тебя глаза есть, чтобы увидеть всё, что Он там тебе налил и расстелил, как Вы прекрасно это сказали, да...
У тебя есть уши, чтобы слушать музыку, или звуки природы, или голос любимого человека... И это всё — бытие! Это всё вот — это самое экзистенциальное наше бытие, которое не только в деле проявляется, но оно проявляется в созерцании! И в этом плане вот этот опыт созерцания... Это же и молитва тоже! Это же тоже такой... Понимаете, какая-то остановка...
Вот мы встаем перед иконами на молитву; и мы же Бога пытаемся услышать... И при этом — говорим с Ним, и пытаемся как бы пробиться туда... Но для этого нам надо внутрь себя зайти! Мы же не губами молимся, мы же не просто словами — мы же пытаемся молиться душой, сердцем − вот она, глубина!
И вот так же мы, фактически в каком-то молитвенном тихом созерцании, можем стоять перед природой, перед красотой, перед искусством, перед чем-то прекрасным в этом мире. То есть, мы вот в этой логике «должен-должен»... Мы как бы лишаем себя невероятного богатства, которое Бог дал нам.
И отдых — это как раз то время! Когда мы говорим: ну это то самое наше воскресенье — понимаете, да? Или ветхозаветная суббота — отложи все дела, как бы оставь это долженствование, возликуй и возрадуйся, возблагодари... Да, как бы будь собой, будь перед этим миром, и молись Богу...
И вот я как раз хотела предложить — мы как раз до программы обсуждали... Вот отдых — не праздность!..
Анна Леонтьева
− Да, разные понятия...
Наталья Инина
− А отдых — благодарность и радость! Это совершенно разные вещи... И когда мы входим в это состояние благодарности и радости − у нас нет чувства вины! А когда мы входим в праздность — у нас есть чувство вины, и даже здоровое, а не только невротическое. Ну что это такое — сидишь себе как...
Елена Писарева
− Ну, многие православные еще боятся такой расслабленности — что я расслаблюсь, что я как раз во время отдыха себе что-то такое позволю, что и от Бога меня тоже отведет...
Наталья Инина
− Это невроз абсолютный, понимаете... Это какое-то такое даже не детское, а инфантильное состояние — состояние, как будто бы, если ты всё контролируешь — ты как будто бы с Богом рядом...
Анна Леонтьева
− Это состояние контроля, на самом деле...
Наталья Инина
− Это абсолютно не связано с Богом никак − это страх отпустить контроль над происходящим...
Анна Леонтьева
− Ну да, поэтому мы и говорим... Вот мы говорим про отдых православного христианина, имея в виду вот этот невроз, который, как бы перевирая слова молитвы о том, что «я грешен, я грешен», да, как бы вместо вот этого ощущения, что да, ты грешен — в общем-то, превращается в невротическое чувство вины, которое, в свою очередь, пытается помешать тебе благодарить, отдыхать, радоваться и так далее...
Наталья Инина
− И вот смотрите — спасибо большое, вот просто хочу подхватить... Получается, что когда мы видим очень важные вещи, да — мы видим темы, связанные с долженствованием, служением, с помощью, с усилием, с какой-то работой духовной и фактической, с каким-то, так сказать, таким внутренним усилием преодоления греха и прочее-прочее... Ну как вообще духовная жизнь, жизнь христианина может быть без этого?
Но при этом сколько мы можем найти в Евангелии раз слово «радуйся», да? Сколько Господь сидит, так сказать, со своими учениками — и вот они просто, очевидно, разговаривают, да, пьют вино, едят рыбу, преломляют хлеб и просто существуют...
Елена Писарева
− Просто существуют, да...
Наталья Инина
− Просто как бы радуются встрече друг с другом... И вот в этом плане, понимаете, когда мы находимся либо на одном крае, либо на другом — явно у нас проблемы. Потому что это такое, знаете, сужение бытия. Это какое-то невротическое привычное состояние, да — либо я абсолютно бездействую — я как бы по-другому и не понимаю как... При этом меня дико раздражает...
Я знаю кучу людей, которые, так сказать, невротические такие бездействующие, потому что им страшно и непонятно как; при этом они дико раздражены, они как раз не и получают удовольствие от такой бессмысленной праздности...
Либо это люди, которые на другом краю, понимаете — стиснув зубы уже из последнего своего, так сказать, остатка своего ресурса какой-то жизненной энергии, просто, так сказать, на износ чего-то там пытаются делать, и буквально в логике «вот я сделаю — потом можно умирать». То есть, это не про жизнь, это вообще про какую-то смерть, да... «Вот я вот это-это-это-это всё сделаю — и всё, жизнь может заканчиваться»...
Вот очевидно совершенно, что и то, и другое — абсолютно не про вот этот Божий мир, который нам дан, нам дан для нашего творчества, нашего какого-то сотворчества Богу... И я знаю, я вижу это — как люди в терапии начинают творить! У нас сейчас...
Анна Леонтьева
− Освобождаются силы...
Наталья Инина
− У нас сейчас на факультете психологии Российского православного университета был дивный вечер — на предмет того, что вышел сборник стихов, которые написаны студентами, клиентами, педагогами (бывшими, конечно, клиентами, которые стали уже студентами, а многие из них — уже и педагогами)... Это потрясающий сборник стихов, многие из которых написаны внутри терапевтического такого делания...
То есть, иными словами, когда мы начинаем себя слышать, понимать — мы просто испытываем потребность творить! И это — не долженствование, не усилие, не труд. Это радость, и это — отдых огромный!..
Анна Леонтьева
— Ну да, потому что творческие силы души, как известно, да, заложены в нас от самого рождения, от самого сотворения мира... Напомню, что сегодня с вами — Анна Леонтьева и Елены Писарева. У нас в гостях, как всегда в субботу в 6 часов вечера — Наталья Инина, христианский психолог, руководитель центра «Психология взросления», преподаватель психологии МГУ имени Ломоносова и Российского православного университета Иоанна Богослова.
Сегодня у нас тема — «Отдых православного христианина». Мы вернемся к вам через минуту...
Анна Леонтьева
− Сегодня с нами и с вами — Наталья Инина, христианский психолог, руководитель центра «Психология взросления», преподаватель МГУ имени Ломоносова и Российского православного университета Иоанна Богослова.
Елена Писарева
− Меня интересует, Наталья, вот эта женщина, которая то работала, то волонтерила. И просто так как мы все так часто делаем, в той или иной степени, и многие наши близкие, и люди, которые приходят на терапию, так делают — это что с психологической точки зрения?
То есть, понятно, с духовной — люди загоняются, что «я должна все время служить, что-то делать, да, вот Господь меня создал, я должен Ему отдавать, отдавать, отдавать»... А с психологической точки зрения? И чем там вообще с этой женщиной закончилось?
Наталья Инина
− Слава Богу, хорошо закончилось. Она, так сказать, вышла из своего невротического аутоагрессивного состояния...
Анна Леонтьева
− То есть, состояние агрессии против самой себя?
Наталья Инина
− Безусловно, это чистой воды аутоагрессия, которая очень часто есть в таких невротических искажениях. Что такое вообще невроз? Еще раз повторим, вот мы к этому будем много раз возвращаться — это некое искажение реальности, это такое ложное представление о том, что есть.
И, конечно, это чистая аутоагрессия... И я тут как раз перейду к той теме, которую я тоже очень хотела затронуть. Вот смотрите, когда мы находимся в этом нашем беге...
Анна Леонтьева
− И прыге... (смеются)
Наталья Инина
− И прыге, и ползаньи куда-то, из точки А в точку Б... И там, конечно, ни о каком отдыхе, вот таком красивом отдыхе там речи нет — так сказать, по-пластунски, на зубах или вприпрыжку — как угодно, но ты себя все время понуждаешь, понукаешь и так далее...
Посмотрите, в какой логике мы находимся — и это, кстати, типично для невротика — мы говорим о прошлом и будущем! Мы вообще не говорим про настоящее. Мы говорим о том, что было не так, не так, не так, не так... Должно быть так, так, так, так...
Елена Писарева
− А что здесь и сейчас — мимо...
Наталья Инина
− Мы несемся вот из этого прошлого в будущее, не соприкасаясь с настоящим. То есть, настоящее пролетает мимо нас! Вот что происходит на отдыхе? Почему туда трудно войти современному человеку? Потому что современный человек не умеет быть здесь и теперь! Отдых — это всегда «я» здесь и теперь.
Чтобы услышать, понимаете, там петуха или птичку, или шелест листвы, чтобы почувствовать этот дивный запах сирени, который сейчас льется вообще над Москвой — надо быть здесь и теперь, с этой сиренью, с этой птицей, с этим деревом, с этой землей, с этой погодой, с самим собой... И современный мир — он вообще разучился быть здесь и теперь.
И в этом плане как раз, когда мы говорим о христианстве, мы сможем вспомнить, что говорят святые отцы — они все время нас как бы в это «здесь и теперь», вот в эту реальность пытаются вернуть. Потому что они говорят: Бог-то, Он здесь и теперь! Он вот здесь с тобой, да, и Он сейчас рядом, и ты можешь сейчас вот, находясь в этом состоянии, Его понять, почувствовать Его присутствие, Его замысел о тебе... Он не во вчера и не в завтра, потому что Его время — это вечность...
И у Льюиса в его, так сказать, тоже...
Анна Леонтьева
− Прямо мы с Вами синхронно подумали про эти «Письма Баламута»... Потому что он, по-моему, как бы всячески препятствует вот клиенту этого беса, да, чтобы он не думал о вечном...
Наталья Инина
− Да, я прекрасно помню эту фразу, которую говорит Баламут Гнусику. Он говорит: «Всегда держи своего подопечного в сожалениях о прошлом и в тревогах о будущем, не позволяй ему соприкоснуться с настоящим. Если он соприкоснется с настоящим, ты его потеряешь»...
Елена Писарева
− Ты его потеряешь...
Наталья Инина
− Потому что в этом настоящем — Бог!.. И это нам подсказка, зачем нам нужен отдых! И почему в этом отдыхе мы рисуем, поем, танцуем, сидим и созерцаем этот мир, или пишем стихи, или читаем прекрасные книги, или смотрим на чудесные полотна... Потому что это всё — сотворчество Богу!
Я, например, сейчас стала все время «себя водить» в консерваторию. И совершенно неважно, что там происходит, кто там играет, что там играют... Просто когда у меня есть возможность — я вижу, у меня вечер хотя бы там немножко свободный — я тут же покупаю онлайн-билет и знаю: всё, у меня будет консерватория!
И вот я сажусь, и всё — мой отдых начался... И я здесь и теперь, и у меня порой и слезы, и радость, и какие-то воспоминания — но я здесь и теперь, потому что надо мной, во мне музыка. Это музыка небесных сфер...
И это у каждого своё. Свой, понимаете, какой-то ключик, своя дверца, свое пространство. Для кого-то отдыхом будет собирать, я не знаю там... Ну, я сейчас скажу — собирать марки, и мне скажут: «Слушайте, ну Вы ретроградка». Но на самом деле я знаю людей, которые до сих пор этим занимаются! Я знаю людей, которые там, как это называется, клеют модели какие-то там деревянные, бумажные, какие-то невероятные вещи делают. Или там вяжут, плетут, или там строгают по дереву...
Елена Писарева
− И хочется сразу сказать: а где же найти время для того, чтобы повязать?
Наталья Инина
− Дело не в том, что его нет. Дело в том, что мы себе его не находим...
Анна Леонтьева
− Мы его не позволяем себе находить...
Наталья Инина
− Мы не ищем для этого время. Мы эту дырку, которая есть, заполняем любым долженствованием, которое привычно нас от себя отталкивает...
Анна Леонтьева
− Но я хочу сказать, что еще и социум, в общем-то, как бы нас тоже от этого отталкивает...
Наталья Инина
− Конечно...
Анна Леонтьева
− Потому что вот этот всегда незримо присутствующий третий, который вот в социальных сетях на тебя смотрит там, не знаю, на работе и так далее...
Наталья Инина
− О! Я вам сейчас дам потрясающий пример...
Анна Леонтьева
− Он говорит: «Че ты села и расслабилась-то?»...
Наталья Инина
− Потрясающий пример, вот прямо совсем свежий! Я работаю с чудесным молодым парнем. Он такой профессиональный спортсмен. Ну вот мы с ним какое-то время работаем — чудный совершенно мальчик, какой-то дивный... У него очень красивая и верующая мама, такой светлейший человек; папа там такой доминантный, но тоже, похоже, очень хороший. Но при этом папа там...
Анна Леонтьева
− Но при этом Вы с ним работаете почему-то...
Наталья Инина
− Я с этим мальчиком работаю, потому что у него проблемы в спорте, неуверенность в себе и некие такие профессиональные сложности у него. Он попал в очень жесткую школу, к очень жестким таким тренерам, которые выбивали из него, как, знаете, отец из Паганини...
Елена Писарева
− Результат...
Наталья Инина
− Так сказать, вот такую перфекционистскую искру... А в результате... С таким мальчиком надо было как-то совершенно по-другому. Да, вот такое как бы обесценивание, и вследствие этого − выгорание.
И он сейчас ездил на турнир. Ну, он замечательно работает, и для меня работа с ним — это прямо отдых, а не работа. Потому что он все хватает на лету, он невероятно плодотворный, благодарный, легкий, такой невероятно Божий человек...
И он мне говорит: «Вы знаете, у меня такой прогресс, такой прорыв. Я все время думал, когда я вот (а он теннисист)... когда я на корте, я все время думал: почему вот эти мои там коллеги, мои друзья — вот они прям выкладываются в тренировки, а я так не могу? И вот Вы знаете, когда я был на этом турнире, я вдруг подумал: а дай-ка я уберу телефон вообще — потому что я до этого 4-5 часов сидел в сетях. И я так разозлился на этот телефон, что я его просто так грохнул...»
А парень крепкий, спортсмен профессиональный... И показывает мне этот гаджет — весь... Как, знаете, как будто его какой-то крокодил прожевал — весь искореженный, поломанный... Я себе представляю, с какой яростью он его грохнул...
Елена Писарева
− Выпустил агрессию...
Наталья Инина
− Да... И говорит: «Вы знаете, меня три дня просто колбасило! Я не спал...» — это ломка, это наркотическая ломка! — «...я не спал, я не мог вообще себя найти... И в какой-то вдруг момент я понял, что мир-то есть! И мир — не в сетях! И я увидел эту природу, я увидел себя, я почувствовал себя, я почувствовал какую-то свою энергию...
И Вы знаете, я стал так играть! Потому что я стал... Я есть на этом корте, да! И я могу следить за этим мячом, который летит на меня, или от меня... И я перестал вот это блуждание, когда глазки по сетям — туда-сюда, туда-сюда, туда-сюда... То есть, я вернулся»...
Понимаете, вот я не могла это не рассказать. Потому что как бы отдых —улететь в социальные сети. Это не отдых! Это подмена. Это жуткое перенапряжение. Там колоссальные процессы в нашей психике происходят, о которых отдельно можно поговорить...
Елена Писарева
− Но очень многие говорят, что мы так расслабляемся...
Наталья Инина
− Это ерунда. Это так кажется...
Елена Писарева
− И потом многие признаются, это вот уже опыт моей работы и моих друзей, которые говорят: «Слушай, а я сливаю туда ресурсы, я силу туда сливаю, растрачиваю себя»...
Наталья Инина
− Это так называется, понимаете — «я расслабляюсь»... Это называется «я переключаюсь»; но это переключение настолько патогенное, настолько подменное и опасное, что на самом деле оно уводит нас как раз еще больше от себя...
Анна Леонтьева
− То есть, это вообще не быть в «сейчас»?
Наталья Инина
− Это совсем не быть в «сейчас»...
Анна Леонтьева
− Когда в социальной сети, да... Это какой-то вообще уход в никуда, на самом деле. В какой-то виртуальный, воображаемый мир...
Наталья Инина
− Конечно, конечно. В виртуальную реальность, абсолютно. Я совершенно прекрасно понимаю, как предложить людям убрать этот гаджет —но делайте, так сказать, отдых! Делайте дни разгрузки. Проведите воскресенье без телефона под подушкой или в руках. Уберите куда-нибудь и выключите на сутки — никто там вас не потеряет!
Как мы раньше — две копейки и телефон-автомат, да... И нормально жили, не тужили. Просто понятно, что мы не можем этого лишиться — наша жизнь, работа, коммуникация там... Но посмотрите, что будет с вами раз в неделю без телефона! Это будет ваш отдых!
Или, вернее, путь к отдыху. Путь к этому состоянию, когда вы начинаете себя слышать, видеть. Когда вы не сидите там в ванной или в туалете, извините, с телефоном в кармане — это же просто ужас какой-то! Но это повсеместная проблема...
Анна Леонтьева
− Слушайте, а я вот знаю семью, такие, ну, муж и жена — они начальники, они такие начальники-начальники. И вот их отдых заключается в том, что они куда-нибудь едут... Это 8 перелетов на самолете, это вставание как максимум там в 6 утра, это организация утра, дня, вечера... То есть, на самом деле, такой отдых, который расписан по минутам. Вот это отдых вообще?
Наталья Инина
− Нет, это не отдых. Это познавательная поездка! (смеются)
Елена Писарева
− После которой нужен еще один отпуск, в деревне...
Наталья Инина
− Отдохнуть, да... Это совершенно другая задача, понимаете. В том-то и фишка современного мира — он все время куда-то тянется, он должен все время чему-то соответствовать...
Ну представьте, какой это отдых, когда я все время себя фоткаю, непрерывные селфи там и сям... То есть, я как бы не тут! Я все время думаю: так, мне надо вот это послать тем-то, тем-то, тем-то, вот тут мне надо сняться, вот на этом фоне, а вот теперь на этом фоне... Где я? Я здесь или где? Или я все время там где-то...
А это — всего лишь повод как-то вот донести до тех, с кем я на самом деле душою нахожусь, что да — вот тут море, а тут горы, вот тут солнце, а тут озеро... Но отдых — это когда ничего этого нет! Есть только я и этот мир...
Елена Писарева
− С чего начинать, как разорвать этот порочный круг? Мне не дает покоя женщина, которая работала, потом волонтерила — она меня никак не дает покоя. Чем там у нее все закончилось? Как она, научилась отдыхать? (смеются)
Наталья Инина
− Да, она научилась отдыхать. Там была проблема в том, что она не умела говорить «нет». Плюс она все время несла в себе вот это невротическое чувство вины как бы, которое вплавлено было в христианские некие догматы и посылы, что вот «за други своя», так сказать, давайте положим жизнь...
При этом в этом не было никакой необходимости. То есть, это не тот случай, когда, понимаете, Корчак идет с детьми в газовую камеру, да, или Мария Скобцова, так сказать — отдать свою жизнь вместо другой женщины... Это вообще другая ситуация.
И конечно, за всем за этим была ее маленькая девочка. Это совершенно отдельная тема, требующая отдельной программы. Как бы ее вот этот внутренний ребенок, который жил в трагической семейной ситуации, и программа этого ребенка была такова, это чисто детская программа: «Я должна расшибиться в лепешку, чтобы все наладилось; и если я не постараюсь, ничего не наладится».
И вот эту программу из семьи она перенесла в мир, и ровно с этой установкой она и существовала. И это не имело никакого отношения ни к этим людям, которым она помогала, ни к ее собственной жизни. Это был ее детский чудовищный страх, что «если я не постараюсь изо всех своих сил, то мир так и будет ужасным»...
«А вдруг, если я постараюсь и расшибусь в лепешку, он все-таки станет лучше?». Это детская рациональная установка, которая глубинно в нас существует и как бы определяет наши поступки и действия. И мы вот с этим разобрались на уровне детства, и она от этого просто освободилась...
Анна Леонтьева
− Напомню, что сегодня у нас в гостях — Наталья Инина, христианский психолог. У нас четвертая четверть нашей программы... И хочется, знаете, поговорить о такой форме отдыха, которая, мне кажется, нам ну вот Самим Богом дана!
Нам дана, вот как я рассказала — как я в путешествии увидела, сколько всего мне постелено и налито, и насажено — дана вот земля, да... И очень...
У меня есть такая замечательная подруга, писательница, которая говорит, что творческому человеку необходимо копать огород, рубить дрова и закатывать в банки огурцы... Ну, это условно, конечно — все понятно, что не у всех есть эта земля...
Вот общение с землей как форма отдыха — что это такое?
Наталья Инина
− Это потрясающая, огромная, ресурсная тема. Потрясающая, потому что...
Елена Писарева
− Красивая тема...
Наталья Инина
− Удивительная... Потому что это — изначальность, это наша как бы просто корневая система. И это вот то, как жили там первые люди на земле — в этом падшем мире, который мы пытаемся все-таки не уронить окончательно, да...
И когда человек ступает ногами на землю, на траву — на собственном ли участке, просто в парке... У меня есть подруга, у которой нет участка — так она под окнами, причем она живет на шестом или там седьмом, не помню, этаже...
Анна Леонтьева
− Во дворике...
Наталья Инина
− Она сделала маленький садик — она насадила там цветочки, кустики. И все ее благодарят. Она приходит туда несколько раз в неделю, потратит на это полчаса — и все любуются тюльпанами, там маленькая сирень посажена... И это, понимаете, такая реальность, это такое чудо — когда ты сажаешь семечко, а потом у тебя вырастает цветок...
Я это абсолютно точно понимаю. Потому что я, например, когда приезжаю в свою дальнюю деревеньку, то для меня, например, поколоть щепочки для того, чтобы потопить печку — это просто несказанное удовольствие!
Елена Писарева
− Это труд или отдых?
Наталья Инина
− Это необыкновенный отдых! Я прекрасно понимаю, что если бы я там жила, и в запруженной, заснеженной деревне топила два-три раза в день печку − это был бы труд. Но я вижу людей, которые живут в деревне. Они другие...
Анна Леонтьева
− Почему?
Наталья Инина
− Они не психические! Они душевные! Природа их лечит, она как бы на них воздействует. Понимаете, общение с животными, с землей, с цветами, с помидорами-огурцами, вот с этими деревьями, огородами, лесами, полями, налитыми и посаженными Богом для нас, и нами для нас, и для Бога... Это невероятная терапия!
И она как бы разворачивает человека к душе, она пробуждает и питает эту душу. И мне кажется, что если мы говорим о городском человеке — почему, собственно, ему так это полезно и важно? Потому что от психики он переходит в глубину своей души. Его душа радуется, его душа разворачивается к этому, душа получает удовольствие от всего этого.
А психика просто успокаивается, просто как бы замирает и перестает там шуровать — как, понимаете, какой-то огромный такой электрический аппарат. И действительно всё как-то в нас гармонизируется. Поэтому абсолютно рекомендую...
Анна Леонтьева
− Покидать пределы мегаполиса...
Наталья Инина
− Любые формы взаимодействия с землей, любые...
Елена Писарева
− Вы прям ответили на мой вопрос вот, да — где разница... Очень часто люди, особенно православные, когда переживают, что «вот мы уезжаем на отдых — не безделье ли»... Вот разница между бездельем и действительно каким-то созиданием, каким-то отдыхом как творчеством, как познанием мира?
Наталья Инина
− Я не могу не вспомнить своего драгоценного дядюшку, который ушел, осенью будет год... И деревня — это была его душа! И он ушел в 94 года... Он ушел в ноябре, а еще летом мы были вот в этом доме. И я не могу... Ну как бы я, наверное, буду нести в себе всю жизнь свою вот эту картину...
Он сидит, 94-летний пожилой джентльмен, так бы я его назвала — он никогда не был стариком, доктор физ.-мат. наук... Вот он утром вставал и садился за свою статью последнюю — работал в Курчатовском институте, он физик-атомщик — вот он пишет статью... А потом он идет и на улице тюкает вот эти щепочки — у него маленькие щепочки, потолще щепочки, еще потолще, чтобы было удобно разжигать огонь в печи, чтобы потопить печь, когда прохладно...
И потом вот он всё это наколет — и сидит, и смотрит вот на этот мир... И это не праздность, это не безделье − это благодарность, и это радость... И это вечность...
Анна Леонтьева
− Как Вы хорошо сказали...
Елена Писарева
− А я сейчас после Вашей этой истории... Кстати, я помню, как Вы уезжали летом и предполагали, что, возможно, это Ваше последнее лето с Вашим дядей, который Вам как папа — очень хорошо помню эту историю...
А еще я вспомнила, что у нас в школе, которую Вы придумали, которая называлась «Глубинный оптимизм», было задание: «Пять минут наедине с душой». И меня поразило, что — ну, я курировала школу — люди, которые это упражнение пытались сделать — ну, кажется элементарным... Я причем, когда первый раз услышала — думала, оно такое...
Анна Леонтьева
− А что это? В чем оно заключается?
Елена Писарева
− Сейчас Наталья Владимировна скажет... И меня поражало, что люди жаловались на то, что невозможно сложно это упражнение сделать! Если можно, поделитесь, Наталья Владимировна — может, нашим слушателям тоже пригодится для отдыха...
Наталья Инина
− Спасибо, это такое вообще, так сказать... Это прорыв к отдыху, да, как бы прорыв сквозь вот этот морок...
Елена Писарева
− Инструмент такой дадим небольшой...
Наталья Инина
− Вибраций вот этих, знаете, долженствований — я не могу сидеть, я должна что-то делать... Вот это какая-то ерунда полная — вот невозможно остановиться!..
Значит, упражнение такое: вы находите детскую фотографию свою, на которую глядя, вы понимаете, что это — лицо вашей души. Обязательно у всех у нас есть такая фотография. Лет до семи. Вот такое открытое, радостное, радуленция такая, да — девчоночки, мальчишечки...
И вот мы смотрим и понимаем: вот, вот это — лицо моей души. Потому что, конечно, мы приходим в этот мир душой живой и ребенком одновременно. В этом плане вот это некое ощущение души и детства — они очень близки и связаны.
И вот мы берем эту фотографию, когда мы выбрали ее, и пять минут просто смотрим на нее — молча, ничего не делая... Для чего это делать?
Анна Леонтьева
− Я не могу себе представить... (смеется)
Наталья Инина
− Да... Вообще молчание для современного человека − это катастрофа...
Анна Леонтьева
− Да, и отсутствие информации пятиминутное...
Наталья Инина
− А что там происходит? Этот шумовой эффект нашей поверхностной психики, нашего интеллекта, активного сознания — оно мечется, как будто его поймали в капкан... И в какой-то момент оно затихает!
И вот первые 2-3 минуты довольно сложно. А потом начинается вот эта глубина, вот эта звучащая внутри нас тишина, да — вот эта душа, которая пробуждается, просыпается, как бы до нас как-то, до нашего этого сознания как бы доходит...
И часто люди говорят: «Вы знаете, у меня текли слезы, у меня как будто что-то распустилось внутри» — вот они всегда руку кладут на область груди — «это такое удивительное ощущение, которое я никогда раньше не испытывал»... Хотя испытывали все эти состояния в детстве, конечно, просто все всё забыли...
Анна Леонтьева
− Забыли...
Наталья Инина
− То есть, это, понимаете — как бы остановка... Но вспоминайте, так сказать, практики исихазма, практики молчания. Да и не только исихазма... А святые отцы в этом молчании пребывали, чтобы услышать — не только себя, но и, конечно же, Бога! Ну Он же не в окошко там с нами говорит — Он же говорит из глубины меня, да, где-то я могу там внутри Его услышать...
Как владыка Антоний Сурожский давал совет чудесный пожилой даме, которая говорила о том, что... «Не могу... Я всё молюсь-молюсь, а не могу услышать Бога»... Он говорил ей: «Как Вы можете Его услышать, когда Вы все время говорите? Сядьте вот перед иконами»... Молодой еще, ну, Владыка Антоний такой был — невероятно жизнерадостный, активный...
«Как бы помолчите, помолчите, да... Что-то делайте — повяжите, например...». Да, вот она вязала... И она действительно услышала внутри себя, вот в той самой глубине... Поэтому если кто-то рискнет помолчать пять минут, да, и вглядится, взглянет вот в это детское лицо, лицо своей души — его ждут удивительные открытия!
Елена Писарева
− У каждого свои, уникальные...
Анна Леонтьева
− Вот мы говорили с вами про природу, про землю, про красоту Божьего мира, да, который на самом деле укрепляет в вере... И у нас была программа, где мы вот, собственно, говорили о красоте Божьего мира. И мой коллега сказал такую фразу, что для кого-то это — закат на озере, а для кого-то это — может быть, такая многоэтажка, в которой отражается солнце...
И меня что-то царапнуло это всё... И я подумала, что как раз для того человека, у которого красота — это многоэтажка, с ним что-то не так... (смеется)
Наталья Инина
— Не так... Но я вступлюсь... Я понимаю, о чем Вы и о чем он. Понимаете, конечно, дело не в многоэтажке, а в отражении солнца в ее окне! То есть, возможность увидеть сквозь эту урбанистическую порой уродливость все равно пробивающийся росток, идущий сквозь асфальт, или солнце, которое бликует в этом окне, или какой-то кусочек там случайной зелени, которая все-таки расцвела среди этих небоскребов или каменных джунглей, понимаете...
Более того, даже скажу, например, для меня отдых — это работа над книгой. Это просто вот, видите... Это наслаждение! Причем это муки творчества — я там ночью не сплю, могу вскочить, что-то записывать, я читаю, я пробиваюсь куда-то...
Но это — отдых не в смысле, так сказать, такого «ничегонеделания», а в смысле той самой радости и благодарности...
Анна Леонтьева
− И в смысле какого-то, наверное, вслушивания, да...
Наталья Инина
− Упоения, творчества, да...
Анна Леонтьева
− Потому что когда ты пишешь книгу, ты как бы прислушиваешься очень сильно, потому что что-то должно как бы заговорить через тебя...
Наталья Инина
− Да, совершенно верно. И молишься, и, так сказать, не получается; но ты прорываешься, и там — ликование. И в этом плане вот отдых — как созерцание, да, как некая тишина — как бы мы впускаем в себя мир... И отдых — как творчество, когда мы выпускаем из себя мир, да, вот тот самый какой-то дивный мир, который через нас разворачивается... Данный Богом нам, доверенный нам...
И он разворачивается в этот мир, дополняя его, украшая его, так сказать, осмысляя его... Поэтому, понимаете, вот отдых — такое, оказалось, колоссальное понятие, какая-то невероятная категория, в которой, по сути дела, можно сказать, мы просто можем встретиться с собою.
Потому что это — то пространство, которое между мной и Богом разворачивается. Это пространство, которое не съедает наш бег, вот это долженствование, вот этот социальный, адаптивный мир, эта работа, эти долги, которые, конечно, обязательно нужно делать — мы люди взрослые, ответственные...
Нам нужны эти какие-то «прекрасные моменты», как у Окуджавы, в которые входит что-то другое, входит какая-то вертикальная реальность...
Анна Леонтьева
− Очень хорошо сказали... Вот на этой вертикальной реальности предлагаю закончить наш разговор. Удивительно, что мы говорили об отдыхе, который начинается с тишины; а пришли к разговору с Богом, к всматриванию в Его образ в себе... И это очень какой-то прямо потрясающе красивый и глубокий вид отдыха...
Елена Писарева
− Да, и хочется всем нам и слушателям пожелать как раз творческого такого отдыха, после которого мы вернемся и будем дарить этому миру...
Наталья Инина
− Да, от избытка, а от недостатка...
Елена Писарева
− Да... От избытка творить и дарить...
Анна Леонтьева
− И этот избыток нужно в себе создать...
Наталья Инина
− Конечно...
Анна Леонтьева
− Спасибо огромное... Напомню, что сегодня с вами были Анна Леонтьева и Елена Писарева. У нас в гостях — Наталья Инина, христианский психолог, руководитель центра «Психология взросления», преподаватель психологии МГУ имени Ломоносова и Российского православного университета Иоанна Богослова. Нас можно не только слушать сейчас, но и смотреть — смотрите нас на нашем сайте Радио ВЕРА или в социальных сетях.
Спасибо Вам огромное! Мне кажется, что сегодня я отдохнула за эту программу...
Наталья Инина
− Я тоже... Спасибо большое! Будьте здоровы и счастливы. Отдыхайте почаще...
Елена Писарева
− До свидания...
Анна Леонтьева
− Всего доброго!
Все выпуски программы Вера и психология
«Котёнок»
— Может, Барсик?
— Тузик!
— Нет, Тузик — это собачка. Нет!
— Или... Граф!
— А если это девочка?
— На птичьем рынке нам было определённо заявлено, что это кот.
— Дайте, я посмотрю. Крупная морда, окрас, уши...
— Ну конечно, окрас! Это же Тиграша! Самый настоящий Тиграша!
В большом, дружном семействе Егоровых появился котёнок. Серый, полосатый и пушистый. Его купили на птичьем рынке в подарок детям — Маше и Саше. Сообща выбрали имя. И стал Тиграша — так назвали хвостатого малыша — всеобщим любимцем. Брат с сестрой души в нём не чаяли. И хотя по ночам котик устраивал шумные игры — сбрасывал на пол вещи, качался на шторах и даже разбил ценную вазу, маленькому шалуну всё прощалось. По утрам бабушка наливала Тиграше в блюдце свежее молоко. Котёнок завтракал и садился на подоконник — наблюдать за птицами. И однажды сам не заметил, как оказался на краю открытой форточки. Не удержался и упал, и прямиком на брезентовый кузов автомобиля. А тот вдруг тронулся и поехал, увозя Тиграшу в неизвестном направлении...
Такая драма разыгралась в картине под названием «Котёнок», фрагмент из которой прозвучал в самом начале программы. Фильм снят в 1996 году. На дворе «лихие 90-е» — эпоха «малиновых пиджаков» и своеобразных псевдоморальных ценностей в духе «кто сильнее, тот и прав». И вот в это жестокое время, на экраны вдруг выходит тёплый и светлый фильм о том, что добро всегда рядом. «Котёнок» стал кинодебютом Ивана Попова — его дипломная работа. Иван Попов был тогда выпускником Высших курсов сценаристов и режиссёров. Кстати, ещё одной приметой того времени стало массовое закрытие кинотеатров. Поэтому ленту увидели, наверное, очень немногие. А её непременно стоит посмотреть!
«Всё в картине сделано так, чтобы пробуждать добрые чувства; и они пробуждаются» — писал о фильме Ивана Попова «Котёнок» журнал «Искусство кино» в 1997-м году. Это настоящее семейное кино. В центре фильма — сплочённая семья. Потерю пушистого любимца папа, мама, бабушка и дети переживают вместе. Вместе пытаются найти пропавшего Тиграшу — бегают по окрестным дворам, расклеивают объявления. Кинокритики сравнивали художественную интонацию фильма с атмосферой классического литературного произведения для семейного чтения, где родители и дети любят друг друга, помогают во всём, поддерживают, а добро побеждает зло. Кстати, роли брата и сестры, Саши и Маши, в фильме исполнили дети режиссёра.
Героями картины Ивана Попова стали не только люди, но и, конечно же, кошки. Усатых-полосатых — всех мастей и повадок — на экране мы увидим множество! В фильме приняли участие подопечные известного циркового дрессировщика кошек Андрея Кузнецова. И сам он сыграл одну из главных драматических ролей — трогательного и доброго дворника Федю, к которому однажды попадает заблудившийся и замёрзший Тиграша. Между тем, времени с момента его пропажи прошло уже немало. Дети тосковали по питомцу, и родители, чтобы утешить их, даже собирались подарить им нового кота, но Саша и Маша не теряли надежды. И хотя им было очень грустно, поддерживали друг друга.
— Один кот вернулся даже с Северного полюса. Там вообще полярная ночь, она полгода длится, только северное сияние. Он всё шёл, и шёл, наверно, тысячи километров прошёл. Потом всё-таки-вернулся, несмотря на все опасности, он всё-таки нашёл свой дом. Потому что они чувствуют свой дом, даже если далеко идти.
— Ну, всё-таки Тиграшка ещё маленький...
— Ну и что. Он умный. Такие случаи бывали. Об этом и в книжках писали.
— Это что такое? Ну-ка, спать, быстро!
Вернётся ли всё-таки Тиграша домой? Прежде чем узнать это, зрителям предстоит пережить вместе с котёнком немало опасных приключений. И даже вступить в схватку с «новыми русскими бизнесменами» из 90-х, а попросту — бандитами. Впрочем, как выяснится, добрых людей в мире всё-таки больше... И именно об этом — замечательный семейный фильм режиссёра Ивана Попова «Котёнок».
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Научить состраданию. Наталья Разувакина
Глядя на современных городских детей, я часто задумываюсь, насколько же сложно их вырастить в вере. А ведь именно этого ждёт Господь от нас, православных родителей. Апостол Павел сказал, что жена может спастись через чадородие. Он имел в виду, прежде всего, Еву. Но слова его касаются, конечно, каждой женщины. И важно понимать, что естественный процесс деторождения не является спасительным для женщины сам по себе. Ведь апостол продолжил фразу: «спасётся...если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».
Да, у такой матери гораздо больше шансов вырастить истинных христиан, чем у любой другой, пусть даже и многодетной. Ведь у воспитания два крыла: любовь и собственный пример.
Но как научить любви детей? Особенно сейчас, когда так легко их избаловать — даже незаметно для себя? Игрушки, разнообразная и вкусная еда, развивающие центры с лучшими педагогами — ну какой родитель, имея возможности, станет отказывать в этом ребёнку? А дитя, меж тем, запросто начинает воспринимать заботу о себе как должное и растёт банальным эгоистом.
И всё-таки, я думаю, научить любви можно. Если очень стараться, Господь поможет.
Вот решили вы завести домашнего питомца на радость детям. Можно, конечно, купить красивейшего котёнка у заводчиков. А можно найти в интернете объявление о несчастном котишке с улицы, которого нужно подлечить и откормить. Радости он вам принесёт не меньше, но попутно сердце вашего сына или дочки сделает мягче — через заботу о живом существе. Через тревогу за его самочувствие.
Попутно? Это ведь, на самом деле, главное. И награду малыш получит в виде ощущения, что животное — спасено и счастливо! Котёнка из питомника всё равно кто-то купит. А вот этот беспородный найдёныш — был бы он жив сейчас, если бы вы вместе с сыном или дочкой не возили его к ветеринару на уколы, не промывали бы глазки, не кормили бы? Причём ребёнок не играет в это время в доктора, а действительно переживает за питомца!
Пример простейший. Но именно так — через сострадание — можем мы учить наших детей любви. Христианской, а значит — жертвенной. Я проверила это на практике. Помню, сын-первоклассник отказался от посещения аквапарка только потому, что котёнка нужно было кормить по часам. А об аквапарке он, кстати, мечтал, и в тот день шёл весь класс, но в сопровождении родителей, и наш Пушистик остался бы дома один на полдня.
Конечно, цыплят по осени считают, а моя родительская осень ещё не наступила, но каждая верующая женщина хочет привести своих детей ко Христу — добрыми, умеющими любить.
Я не исключение.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Цветы-остатки Рая на земле. Елизавета Берназ
Недавно у нас с мужем завязался разговор о том, важны ли цветы в нашей жизни?
— Лиза! У тебя в деревне одни клумбы! И тут, и там, везде — цветы! Куда тебе так много? Убрать их все! — возмущался мой практичный муж такому нерациональному отношению к площадям чернозёма на нашей малой родине.
И ведь действительно! Какая польза от этих маков, пионов и нарциссов? Посадить там огурцы с помидорами или газоном засеять!
Но недавно я прочитала слова святого праведного Иоанна Кронштадтского о том, что цветы — это остатки рая на земле! И теперь я нашла аргумент! Цветы нужны! Думаю, что они помогают понять, как благ Господь! Как Он к нам милостив, что создал такую красоту!
Дивны дела Твои, Господи! как же можно не любоваться, не радоваться прекрасной, сезонной смене цветов! Это так восхитительно — наблюдать, как из-под снега появляются крокусы, как лес покрывается голубым ковром пролесков-подснежников, как летний луг переливается соцветиями ромашек и мышиного горошка, как майские жуки прилетают к увесистым цветам пионов, а как приятно промозглой осенью любоваться хризантемами!
Пусть нам кажется, что цветы не несут никакой пользы телу, но какую невероятную пользу они приносят душе! Как они прославляют Бога одним своим существованием!
«Цветы сотворил Бог для человека, чтобы душа через творение прославляла Творца и любила его» говорит преподобный Силуан Афонский. Какие глубокие и мудрые слова!
А главное — они убедили моего мужа. И мы решили, что теперь рядом с помидорами и огурцами, питающими витаминами наши тела, на клумбах будут появляться и новые цветы, наполняющие красотой и восторгом наши души!
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение