
Диаконом в Православной Церкви называется первая степень священства. Диакон — помощник епископа или священника в совершении богослужения. Самостоятельно служить диакон не может. Отличительным знаком богослужебного облачения диакона является широкая лента, орарь, которая закреплена на его левом плече. Во время произнесения молитвословий диакон поднимает передний конец ораря вверх правой рукой и осеняет себя крестным знамением. Диаконы могут быть женатыми или принадлежать к монашескому чину. Если у диакона есть супруга, то в Греции ее уважительно называют «кириа диаконисса», что по-русски значит «госпожа диаконисса».
В России обязанности диакона довольно скудны и подчас ограничиваются исключительно богослужебными. Стало принятым говорить, что диакон — украшение службы. Имеется ввиду, что продолжительное время в сане диакона служат только клирики с хорошим голосом. Остальные же диаконскую ступень проходят довольно быстро и становятся священниками. Несколько иначе дело обстоит в Элладской, то есть Греческой Православной Церкви.
Во-первых, здесь диакон не только украшение богослужения, но и тот, на кого возложены важные приходские обязанности. В Греции диаконы продолжают соблюдать древний христианский обычай и занимаются хозяйственной деятельностью, а также вопросами благотворительности и просвещения.
Если в России диакон, отслужив, чаще всего может спокойно идти домой, то в Греции от него требуется вести занятия в воскресной школе, навещать больных прихожан, следить за благоустройством храмовой территории. В общем — быть активным помощником священника-настоятеля.
Есть и еще одна особенность, которая отличает диаконское служение в Греции. Если вы придете в греческий храм на Литургию, главное православное богослужение, то почти со 100-процентной вероятностью увидите такую картину. Священник, причастив пару человек, отдает Чашу с Причастием диакону и тот сам причащает основную массу прихожан. В России этого увидеть невозможно, а в Греции диакону доверяется такая важная функция как причащение мирян.
В Греческой Церкви также считается, что если диакон может причащать людей в храме, то ему разрешено делать это и вне его стен. Имеется ввиду следующее. После совершения Литургии диакон берет Чашу с оставшимся Причастием и идет к тем людям, которые по различным уважительным причинам не смогли попасть на службу и причаститься. Так вот диакон причащает этих людей — кто-то выходит к калитке своего дома и причащается там, а кто-то из-за старости или болезни не может покинуть постели. В этом случае диакон причащает такого человека на дому.
Диаконов в Греции люди уважают ничуть не меньше священников, понимая сколько важных обязанностей для жизни Церкви они несут.
Все выпуски программы Вселенная православия
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема