
Фото: Ivan Aleksic/Unsplash
На флаге Сербии, на гербе этой страны, а также на флаге Сербской Православной Церкви вы сможете увидеть один и тот же символ — так называемый «сербский крест». Он представляет собой равносторонний крест желтого цвета, вокруг которого расположены четыре стилизованных буквы «С».
Согласно сербской легенде, крест как символ Сербии стал использоваться во времена великого святого этой страны святителя Саввы Сербского. Святой Савва долгое время жил на Афоне и даже создал там до сих пор существующий монастырь Хиландар. Впоследствии ему пришлось вернуться в Сербию, где он занялся активной просветительской деятельностью. Так благодаря святому Савве по всей стране было проповедано Евангелие, созданы многочисленные школы. А еще Сербия благодаря святителю Савве получила первую конституцию. За свои труды и подвиги святитель Савва является самым почитаемым в Сербии святым.
Как верят многие сербы, на их гербе отражен девиз-завещание святого Саввы: «Само слога Србина спасава» — в переводе на русский «Только единство спасет Сербию». Святой Савва произнес эти слова в те времена, когда Сербии, с одной стороны, уже угрожало мусульманское нашествие, с другой, на сербских князей активно пытались влиять католики.
Святой Савва всячески увещевал сербов не искать поддержки в ком-то кроме Бога, уповать на Него и быть едиными в православной вере. Вот в чем смысл девиза святителя, а также четырех С вокруг сербского креста — «Само слога Србина спасава». Частичное подтверждение такого значения сербского креста мы можем найти в высказывании султана Сулеймана: «Не дай Бог, сербы объединятся!» Султан боялся, что обретя единство, сербы сбросят с себя владычество турок. Что и произошло в конце 19 века.
Но сербский крест — это не только завещание святого Саввы, это еще и символ связи между Сербией и древней Византией. Точно такой же равносторонний крест мы можем найти на императорском штандарте византийцев. Вот только окружен византийский крест не четырьмя «С», а четырьмя буквами «В», «Вита».
Четыре Виты на византийском флаге также являются аббревиатурой и значат следующее: «Василевс Василеон Василевон Василевсин», что в переводе с греческого значит — «Царь царей, царствующий над царями». Эта фраза была взята византийцами из книги Откровения апостола Иоанна Богослова или Апокалипсиса. Относится она, эта фраза, прежде всего ко Христу. Но так как византийский император считался помазанником Божиим, византийцы полагали, что их страной через императора управляет сам Бог — Царь всех царей. А потому и фразу «Царь царей, царствующий над царями» адресовали не только Христу, но и своему императору.
Все выпуски программы Вселенная православия
19 сентября. О ложных страхах и помощи Божьей
В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Ободритесь; это Я, не бойтесь».
О ложных страхах и помощи Божьей — священник Захарий Савельев.
Эти слова, сказанные Спасителем, связаны с пребыванием апостолов в лодке во время шторма. В нашей жизни случаются разные ненастья, действительно похожие на шторм. Одно время наша жизнь уподобляется тихому озеру, тихой воде, когда никаких угроз не предвидится. В другое же время наша жизнь наводняется ненастьями и исключительными обстоятельствами.
В эти секунды Господь явным образом зачастую себя проявляет в нашей жизни. И этот евангельский эпизод говорит нам о том, что каждому человеку, когда он видит Спасителя, нужно отбросить собственные страхи, суеверия и недоумения, потому что, как мыс вами знаем, евангелисты-синоптики, описываясобытия, говорят, что апостолы испугались самого Спасителя, приняв Его за призрака.
Но это был сам Господь, Который усмирил бурю, Который перед этим накормил множество людей. Что сделал Господь в этом евангельском событии? Онне оставил своих учеников во время шторма. Также и в нашей жизни, людей, которые живут в XXI веке,Господь не оставляет ни на секунду, ни на мгновение в периоды разных испытаний.
Господь каждому из нас идёт навстречу подобно тому, как шёл навстречу своим ученикам, находящимся во время шторма.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. Об опасениях апостола Павла
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Об опасениях апостола — игумен Лука Степанов.
Апостол Павел ставит под сомнение плодотворность своей проповеди среди галатов из-за того, что они продолжают увлекаться теми расчетами и исполнительностью, которые были присущи ветхозаветным порядкам благочестивой жизни. Наблюдение новомесячий, определённых дней, неделание, годов, которые также чередовались, и на седьмой год не должно было делать то, что делалось предыдущие шесть, — всё это оставляло Его учеников, учеников Христовых, в неисправимости.
Поскольку теперь следование этим формальным установлениям оказывалось практически язычеством и идолопоклонством, поскольку за исполнением этих формальных требований и наблюдений не стоял ни дух, ни вера во Христа, ни сила Божья. Это было желание формально отделаться от божественного призвания, от предоставления Господу не своего, но самих себя.
Потому для новопризванных христиан эти ветхозаветные атавизмы, эта инерция ветхозаветных установлений отражала холодность души ко Христу, отсутствие любви к Нему, жизни по Христу, а следовательно, и верности Духу Святому.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Колоссы, или Хоны, когда-то были большим городом. К общине христиан этого города даже обратил одно из своих посланий святой апостол Павел. Но в 64 году от Рождества Христова сильное землетрясение разрушило город, и он больше никогда не восстановился в прежнем величии.
Храм архистратига Божия Михаила и источник при нём существовали в храме с древних времен. О его появлении пророчествовали жителям этого и соседнего города Иераполя святые апостолы Иоанн Богослов и Филипп. Пророчество исполнилось, и от источника люди обильно получали исцеление по своей вере.
Предание сохранило историю исцеления в водах источника немой дочери грека, который в благодарность воздвиг архистратигу Михаилу прекрасный храм. Известно и житие блаженного Архиппа, который поселился при храме через 90 лет после его возведения и всю жизнь подвизался, служа Богу.
Чудо явления архистратига Михаила связано с попыткой язычников уничтожить святой источник и погубить блаженного Архиппа. Много дней трудились нечестивцы, сооружая запруду выше храма и наполняя её водой. Все эти дни блаженный молился о заступничестве небесному покровителю храма. И архангел Божий явился блаженному Архиппу, рассёк скалу и отвёл воды рек от святого места.
Небесные покровители наших храмов и есть их настоящие хозяева и заступники. Они оберегают места молитвы и поклонения Богу, освящённые в их честь и память. И из своей практики могу подтвердить, что не раз именно заступничество небесной покровительницы нашего храма, святой равноапостольной Ольги, помогало общине в сложных ситуациях.
Господь, Божия Матерь, ангелы и святые заботятся о храмах, которые мы им посвящаем. Будем же всегда помнить об их незримом, но реальном присутствии, когда приходим помолиться.
Все выпуски программы Актуальная тема