
Фото: Ivan Aleksic/Unsplash
На флаге Сербии, на гербе этой страны, а также на флаге Сербской Православной Церкви вы сможете увидеть один и тот же символ — так называемый «сербский крест». Он представляет собой равносторонний крест желтого цвета, вокруг которого расположены четыре стилизованных буквы «С».
Согласно сербской легенде, крест как символ Сербии стал использоваться во времена великого святого этой страны святителя Саввы Сербского. Святой Савва долгое время жил на Афоне и даже создал там до сих пор существующий монастырь Хиландар. Впоследствии ему пришлось вернуться в Сербию, где он занялся активной просветительской деятельностью. Так благодаря святому Савве по всей стране было проповедано Евангелие, созданы многочисленные школы. А еще Сербия благодаря святителю Савве получила первую конституцию. За свои труды и подвиги святитель Савва является самым почитаемым в Сербии святым.
Как верят многие сербы, на их гербе отражен девиз-завещание святого Саввы: «Само слога Србина спасава» — в переводе на русский «Только единство спасет Сербию». Святой Савва произнес эти слова в те времена, когда Сербии, с одной стороны, уже угрожало мусульманское нашествие, с другой, на сербских князей активно пытались влиять католики.
Святой Савва всячески увещевал сербов не искать поддержки в ком-то кроме Бога, уповать на Него и быть едиными в православной вере. Вот в чем смысл девиза святителя, а также четырех С вокруг сербского креста — «Само слога Србина спасава». Частичное подтверждение такого значения сербского креста мы можем найти в высказывании султана Сулеймана: «Не дай Бог, сербы объединятся!» Султан боялся, что обретя единство, сербы сбросят с себя владычество турок. Что и произошло в конце 19 века.
Но сербский крест — это не только завещание святого Саввы, это еще и символ связи между Сербией и древней Византией. Точно такой же равносторонний крест мы можем найти на императорском штандарте византийцев. Вот только окружен византийский крест не четырьмя «С», а четырьмя буквами «В», «Вита».
Четыре Виты на византийском флаге также являются аббревиатурой и значат следующее: «Василевс Василеон Василевон Василевсин», что в переводе с греческого значит — «Царь царей, царствующий над царями». Эта фраза была взята византийцами из книги Откровения апостола Иоанна Богослова или Апокалипсиса. Относится она, эта фраза, прежде всего ко Христу. Но так как византийский император считался помазанником Божиим, византийцы полагали, что их страной через императора управляет сам Бог — Царь всех царей. А потому и фразу «Царь царей, царствующий над царями» адресовали не только Христу, но и своему императору.
Все выпуски программы Вселенная православия
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема







