
Фото: Patrice Bouchard / Unsplash
А в Подмосковье ещё висят на деревьях яблоки. И это так чудно выглядит: зелёные и красные шарики под белыми шляпками. Это потому, что зима раньше времени пришла.
Я тянусь, чтобы схватить большой салатовый шар — и получаю дерзкий ответ. Яблоня обрушивает на меня целую гору тяжеленного липкого снега и осыпает с головы до ног. Вытаскиваю мокрые комья из-за шиворота и озорно, как ребёнок, заношу кулак — мол, я тебе задам!
Вдруг вижу, как на наш скворечник, где совсем недавно квартировало крикливое чёрное семейство, приземляется упитанный красноголовый дятел. Прыгает зачем-то на макушку птичьего домика, тянет чёрно-белую шею и давай настукивать. Пробираюсь, как цапля, по сугробам, чтобы разглядеть масштабы бедствия. Так этот дятел, по ему одному известному плану, уже выдолбил симметричный круг. Прямо на противоположной стороне от входа в скворечник. Круг получился ровный-ровный, будто дятел перед тем, как приняться за работу, циркулем сделал разметку... Интересно, как отнесутся к неожиданной перепланировке скворцы. Вроде бы стало удобнее — можно залетать с обеих сторон. Но ведь и сквозняк внутри жилища обеспечен.
Ну ничего. Вот встретим Новый год, Рождество Христово... Чуть сойдёт снег и будем готовить домики для птиц в преддверии долгожданной подмосковной весны. Горе-дизайнер, конечно, расстроится. Но у дятла на выбор ещё целый лес стройных красавиц-елей под нашим окном.
Текст Елены Дмитриевой читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О святости преподобной Марфы Дивеевской

Сегодня 3 сентября. День памяти преподобной Марфы Дивеевской, отошедшей ко Господу в 1829 году.
О её святости — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на собор Дивеевских святых во главе с преподобным Серафимом Саровским, то первое — недоумение: Серафим Саровский в Дивееве не жил, а жил в Сарове. Это, вроде, женский монастырь. Но, как мы знаем, промыслительно мощи преподобного покоятся в женской обители.
Точно так же мы воспринимаем: ну, вот Серафим Саровский, такой учитель, наверняка он первый вошёл в Царствие Небесное, а за ним последовали его ученики и ученицы. Но и здесь нас ждёт удивление, потому что раньше вошла навстречу Христу в вечную жизнь преподобная Марфа Дивеевская.
У нас есть воспоминания современников, которые отмечали настоящую красоту преподобной Марфы. Да и не собиралась она в монастырь. Пришла она к старцу за благословением, но по послушанию осталась и приняла на себя монашеский труд.
Можно ли сказать: «Ой, как-то перевернулась жизнь, как-то за неё преподобный Серафим всё решил?» Но нет, она нашла настоящее счастье, нашла счастье в служении Пресвятой Богородице и стала тем человеком, который больше всех потрудился на строительстве знаменитой Дивеевской канавки.
Все выпуски программы Актуальная тема