На севере нашей страны лежит суровая Якутская земля. Зимней порой здесь бывают самые жгучие морозы и пронизывающие ветра. Оймякон считается северным полюсом холода: в январе температура здесь может неделями прочно держаться на отметке в минус пятьдесят градусов по Цельсию.
В таком неприветливом заледенелом краю появился на свет в тысяча восемьсот тридцать седьмом году Николай Осипович Кривошапкин. Отец его был зажиточным якутским скотоводом, и когда Николай подрос, выделил ему очень приличное наследство: сто пятьдесят голов скота. Недолго думая, юноша, словно блудный сын из евангельской притчи, бросился во все тяжкие: стал играть в карты, кутить с друзьями и вскоре промотал всё, что ему выделил отец. Все родные отвернулись от него, а брат Иван прилюдно обругал его растратчиком. Один отец заступился за Колю, продолжая верить в то, что он обязательно образумится и встанет на ноги. Так и вышло: Николай прекратил разгул и взялся за ум — занялся перевозкой соли из Якутска в Охотск, затем перешёл на торговлю пушниной. У него стало получаться: люди доверяли ему, потому что он всегда чётко и своевременно выполнял свои обязательства. Самым большим авторитетом Николай пользовался у земляков за умение вникать в их нужды и отзывчивость к просьбам о помощи. Семь лет Кривошапкин был старостой, а четырнадцать лет — старшиной родного Баягантайского улуса.
Близко к сердцу Николай Кривошапкин принимал проблемы родного якутского народа, всеми силами стремился облегчить его тяжёлую участь. Очень непростым для Оймякона выдался тысяча восемьсот шестидесятый год: от бескормицы пало множество скота, более трёхсот семей начали голодать. Кривошапкин не мог остаться в стороне от беды: раздал потерпевшим почти все остатки своего скота. Этот милосердный поступок спас многих от голодной смерти. Николай Осипович содержал несколько нищих семей, выдавал беднякам по первой просьбе хлеба и денег. Нередко гасил подати тех жителей родного улуса, которые сами не могли оплатить недоимки. В засуху тысяча восемьсот восьмидесятого года спас от голодной смерти местных эвенов, закупив для них продовольствие и оленей.
Николай Кривошапкин сам был неграмотным и хорошо понимал необходимость народного образования. Щедро жертвовал на строительство школ в Оймяконе и Мегино-Алдане, построил двухэтажный пансион на каменном фундаменте в Якутске (сейчас там средняя школа номер пять). Все дети из бедных семей Баягантайского улуса учились на его средства. В тысяча девятьсот тринадцатом году Кривошапкин выделил двадцать тысяч рублей на стипендиальный фонд для учебных заведений города Якутска. Стипендия назначалась детям бедных родителей. Благодаря этой денежной помощи смогли выучиться многие умные и способные ребята, в их числе — талантливый писатель Николай Заболоцкий.
Также Николай Осипович хорошо осознавал, как нужно его народу духовное просвещение. На строительство трёх церквей в якутских сёлах и приобретение для них церковной утвари Кривошапкин потратил около восьмидесяти тысяч рублей. В тысяча девятьсот пятнадцатом году соорудил деревянную церковь в городе Среднеколымске.
Когда большевики пришли в Якутию, Николай Осипович призывал земляков воздержаться от сопротивления новой власти и напрасных жертв. Репрессии Кривошапкина не коснулись: он добровольно передал своё состояние советской власти, с его помощью был образован колхоз имени Калинина.
До сих пор в Якутии доброго и отзывчивого Кривошапкина помнят благодарные потомки тех, кто с помощью Николая Осиповича смог получить образование и достойно устроить свою жизнь. В двухтысячном году имя Николая Осиповича Кривошапкина присвоено пятой школе города Якутска и Оймяконской средней школе.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер