
На севере нашей страны лежит суровая Якутская земля. Зимней порой здесь бывают самые жгучие морозы и пронизывающие ветра. Оймякон считается северным полюсом холода: в январе температура здесь может неделями прочно держаться на отметке в минус пятьдесят градусов по Цельсию.
В таком неприветливом заледенелом краю появился на свет в тысяча восемьсот тридцать седьмом году Николай Осипович Кривошапкин. Отец его был зажиточным якутским скотоводом, и когда Николай подрос, выделил ему очень приличное наследство: сто пятьдесят голов скота. Недолго думая, юноша, словно блудный сын из евангельской притчи, бросился во все тяжкие: стал играть в карты, кутить с друзьями и вскоре промотал всё, что ему выделил отец. Все родные отвернулись от него, а брат Иван прилюдно обругал его растратчиком. Один отец заступился за Колю, продолжая верить в то, что он обязательно образумится и встанет на ноги. Так и вышло: Николай прекратил разгул и взялся за ум — занялся перевозкой соли из Якутска в Охотск, затем перешёл на торговлю пушниной. У него стало получаться: люди доверяли ему, потому что он всегда чётко и своевременно выполнял свои обязательства. Самым большим авторитетом Николай пользовался у земляков за умение вникать в их нужды и отзывчивость к просьбам о помощи. Семь лет Кривошапкин был старостой, а четырнадцать лет — старшиной родного Баягантайского улуса.
Близко к сердцу Николай Кривошапкин принимал проблемы родного якутского народа, всеми силами стремился облегчить его тяжёлую участь. Очень непростым для Оймякона выдался тысяча восемьсот шестидесятый год: от бескормицы пало множество скота, более трёхсот семей начали голодать. Кривошапкин не мог остаться в стороне от беды: раздал потерпевшим почти все остатки своего скота. Этот милосердный поступок спас многих от голодной смерти. Николай Осипович содержал несколько нищих семей, выдавал беднякам по первой просьбе хлеба и денег. Нередко гасил подати тех жителей родного улуса, которые сами не могли оплатить недоимки. В засуху тысяча восемьсот восьмидесятого года спас от голодной смерти местных эвенов, закупив для них продовольствие и оленей.
Николай Кривошапкин сам был неграмотным и хорошо понимал необходимость народного образования. Щедро жертвовал на строительство школ в Оймяконе и Мегино-Алдане, построил двухэтажный пансион на каменном фундаменте в Якутске (сейчас там средняя школа номер пять). Все дети из бедных семей Баягантайского улуса учились на его средства. В тысяча девятьсот тринадцатом году Кривошапкин выделил двадцать тысяч рублей на стипендиальный фонд для учебных заведений города Якутска. Стипендия назначалась детям бедных родителей. Благодаря этой денежной помощи смогли выучиться многие умные и способные ребята, в их числе — талантливый писатель Николай Заболоцкий.
Также Николай Осипович хорошо осознавал, как нужно его народу духовное просвещение. На строительство трёх церквей в якутских сёлах и приобретение для них церковной утвари Кривошапкин потратил около восьмидесяти тысяч рублей. В тысяча девятьсот пятнадцатом году соорудил деревянную церковь в городе Среднеколымске.
Когда большевики пришли в Якутию, Николай Осипович призывал земляков воздержаться от сопротивления новой власти и напрасных жертв. Репрессии Кривошапкина не коснулись: он добровольно передал своё состояние советской власти, с его помощью был образован колхоз имени Калинина.
До сих пор в Якутии доброго и отзывчивого Кривошапкина помнят благодарные потомки тех, кто с помощью Николая Осиповича смог получить образование и достойно устроить свою жизнь. В двухтысячном году имя Николая Осиповича Кривошапкина присвоено пятой школе города Якутска и Оймяконской средней школе.
Все выпуски программы Имена милосердия
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема