
На севере нашей страны лежит суровая Якутская земля. Зимней порой здесь бывают самые жгучие морозы и пронизывающие ветра. Оймякон считается северным полюсом холода: в январе температура здесь может неделями прочно держаться на отметке в минус пятьдесят градусов по Цельсию.
В таком неприветливом заледенелом краю появился на свет в тысяча восемьсот тридцать седьмом году Николай Осипович Кривошапкин. Отец его был зажиточным якутским скотоводом, и когда Николай подрос, выделил ему очень приличное наследство: сто пятьдесят голов скота. Недолго думая, юноша, словно блудный сын из евангельской притчи, бросился во все тяжкие: стал играть в карты, кутить с друзьями и вскоре промотал всё, что ему выделил отец. Все родные отвернулись от него, а брат Иван прилюдно обругал его растратчиком. Один отец заступился за Колю, продолжая верить в то, что он обязательно образумится и встанет на ноги. Так и вышло: Николай прекратил разгул и взялся за ум — занялся перевозкой соли из Якутска в Охотск, затем перешёл на торговлю пушниной. У него стало получаться: люди доверяли ему, потому что он всегда чётко и своевременно выполнял свои обязательства. Самым большим авторитетом Николай пользовался у земляков за умение вникать в их нужды и отзывчивость к просьбам о помощи. Семь лет Кривошапкин был старостой, а четырнадцать лет — старшиной родного Баягантайского улуса.
Близко к сердцу Николай Кривошапкин принимал проблемы родного якутского народа, всеми силами стремился облегчить его тяжёлую участь. Очень непростым для Оймякона выдался тысяча восемьсот шестидесятый год: от бескормицы пало множество скота, более трёхсот семей начали голодать. Кривошапкин не мог остаться в стороне от беды: раздал потерпевшим почти все остатки своего скота. Этот милосердный поступок спас многих от голодной смерти. Николай Осипович содержал несколько нищих семей, выдавал беднякам по первой просьбе хлеба и денег. Нередко гасил подати тех жителей родного улуса, которые сами не могли оплатить недоимки. В засуху тысяча восемьсот восьмидесятого года спас от голодной смерти местных эвенов, закупив для них продовольствие и оленей.
Николай Кривошапкин сам был неграмотным и хорошо понимал необходимость народного образования. Щедро жертвовал на строительство школ в Оймяконе и Мегино-Алдане, построил двухэтажный пансион на каменном фундаменте в Якутске (сейчас там средняя школа номер пять). Все дети из бедных семей Баягантайского улуса учились на его средства. В тысяча девятьсот тринадцатом году Кривошапкин выделил двадцать тысяч рублей на стипендиальный фонд для учебных заведений города Якутска. Стипендия назначалась детям бедных родителей. Благодаря этой денежной помощи смогли выучиться многие умные и способные ребята, в их числе — талантливый писатель Николай Заболоцкий.
Также Николай Осипович хорошо осознавал, как нужно его народу духовное просвещение. На строительство трёх церквей в якутских сёлах и приобретение для них церковной утвари Кривошапкин потратил около восьмидесяти тысяч рублей. В тысяча девятьсот пятнадцатом году соорудил деревянную церковь в городе Среднеколымске.
Когда большевики пришли в Якутию, Николай Осипович призывал земляков воздержаться от сопротивления новой власти и напрасных жертв. Репрессии Кривошапкина не коснулись: он добровольно передал своё состояние советской власти, с его помощью был образован колхоз имени Калинина.
До сих пор в Якутии доброго и отзывчивого Кривошапкина помнят благодарные потомки тех, кто с помощью Николая Осиповича смог получить образование и достойно устроить свою жизнь. В двухтысячном году имя Николая Осиповича Кривошапкина присвоено пятой школе города Якутска и Оймяконской средней школе.
Все выпуски программы Имена милосердия
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема