Настоящий учитель стремится раскрыть в ученике образ Божий, реализовать замысел Творца о человеке. Таким учителем был Сергей Рачинский. Среди его учеников — автор картины «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского», Николай Богданов-Бельский.

«Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского» Николай Богданов-Бельский, 1895 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Ванечка, здравствуй, дорогой! Рада видеть тебя в Третьяковской галерее. Ты сегодня не по расписанию. Решил дополнительно позаниматься историей живописи?
— Заниматься с вами я всегда рад! Но сегодня пришёл за советом. Мы с ребятами хотим подарок купить классной руководительнице к юбилею. Что бы вы посоветовали?
— Для меня лучший подарок — книга по искусству, художественный альбом или качественная репродукция любимой картины.
— А это не очень дорого?
— Не думаю. Роскошное подарочное издание может стоить две, три тысячи рублей. А сколько вас человек в классе?
— Двадцать семь.
— Вот и раздели. Устный счёт — замечательное упражнение для тренировки ума. Недаром ему придавал особое значение замечательный русский учёный и педагог Сергей Александрович Рачинский. Кстати, вот здесь, в соседнем зале, экспонируется полотно, посвящённое этому удивительному человеку. Художник Николай Богданов-Бельский так и назвал свою работу: «Устный счёт». Пойдём, посмотрим.
— Какая выразительная картина! Угол деревенской комнаты — деревянные стены и пол, чуть виднеется белёная печь. Слева сидит учитель с добрым интеллигентным лицом. А перед ним крестьянские дети, мальчики лет девяти, решают пример, написанный на доске. И что это за пример! Нужно сложить квадраты чисел от десяти до четырнадцати и разделить на триста шестьдесят пять! Я бы ни за что не смог такое вычислить в уме!
— Как видишь, мальчики на картине тоже серьёзно озадачены. Только один решил упражнение и шепчет учителю на ухо результат.
— Этот учитель и есть Сергей Рачинский?
— Да, это он. Удивительный человек. Представитель древнего дворянского рода. Окончил Московский университет, в двадцать четыре года получил степень доктора биологии, вскоре стал членом-корреспондентом Императорской академии наук, преподавал студентам. А в сорок лет отправился в родовое имение Татево и занялся просвещением. На свои средства он создал сельскую школу и разработал особую систему преподавания.
— С математическим уклоном?
— Математика была для Рачинского подспорьем. Ему было важно научить крестьянских ребятишек не просто считать и писать, а творчески мыслить. Именно поэтому он предлагал такие сложные, нестандартные упражнения. Кроме того, Сергей Александрович много беседовал с учениками, делился с ними теплом своего сердца. Он стремился дать ребятам образование в самом глубинном смысле — от слова «образ». Раскрыть в ученике образ Божий, реализовать замысел Творца о человеке — такую задачу ставил перед собой Рачинский.
— И у него получалось?
— На этот вопрос с уверенностью можно ответить положительно. Сергей Рачинский воспитал немало добрых, светлых, истинно образованных людей. Это и автор картины «Устный счёт» Николай Богданов-Бельский, и доктор медицинских наук Иван Богданов, и протоиерей Александр Васильев — духовник царской семьи.
— Я знаете, что придумал, Маргарита Константиновна? Предложу ребятам подарить Светлане Ивановне копию картины «Устный счет». Как вам такая идея?
— По-моему, замечательная. В своем произведении «Устный счёт» Николай Богданов-Бельский выразил благодарность педагогам, которые дарят детям любовь и заботу. И полагаю, учительница примет как награду репродукцию этого шедевра Третьяковской галереи.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема