Настоящий учитель стремится раскрыть в ученике образ Божий, реализовать замысел Творца о человеке. Таким учителем был Сергей Рачинский. Среди его учеников — автор картины «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского», Николай Богданов-Бельский.

«Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского» Николай Богданов-Бельский, 1895 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Ванечка, здравствуй, дорогой! Рада видеть тебя в Третьяковской галерее. Ты сегодня не по расписанию. Решил дополнительно позаниматься историей живописи?
— Заниматься с вами я всегда рад! Но сегодня пришёл за советом. Мы с ребятами хотим подарок купить классной руководительнице к юбилею. Что бы вы посоветовали?
— Для меня лучший подарок — книга по искусству, художественный альбом или качественная репродукция любимой картины.
— А это не очень дорого?
— Не думаю. Роскошное подарочное издание может стоить две, три тысячи рублей. А сколько вас человек в классе?
— Двадцать семь.
— Вот и раздели. Устный счёт — замечательное упражнение для тренировки ума. Недаром ему придавал особое значение замечательный русский учёный и педагог Сергей Александрович Рачинский. Кстати, вот здесь, в соседнем зале, экспонируется полотно, посвящённое этому удивительному человеку. Художник Николай Богданов-Бельский так и назвал свою работу: «Устный счёт». Пойдём, посмотрим.
— Какая выразительная картина! Угол деревенской комнаты — деревянные стены и пол, чуть виднеется белёная печь. Слева сидит учитель с добрым интеллигентным лицом. А перед ним крестьянские дети, мальчики лет девяти, решают пример, написанный на доске. И что это за пример! Нужно сложить квадраты чисел от десяти до четырнадцати и разделить на триста шестьдесят пять! Я бы ни за что не смог такое вычислить в уме!
— Как видишь, мальчики на картине тоже серьёзно озадачены. Только один решил упражнение и шепчет учителю на ухо результат.
— Этот учитель и есть Сергей Рачинский?
— Да, это он. Удивительный человек. Представитель древнего дворянского рода. Окончил Московский университет, в двадцать четыре года получил степень доктора биологии, вскоре стал членом-корреспондентом Императорской академии наук, преподавал студентам. А в сорок лет отправился в родовое имение Татево и занялся просвещением. На свои средства он создал сельскую школу и разработал особую систему преподавания.
— С математическим уклоном?
— Математика была для Рачинского подспорьем. Ему было важно научить крестьянских ребятишек не просто считать и писать, а творчески мыслить. Именно поэтому он предлагал такие сложные, нестандартные упражнения. Кроме того, Сергей Александрович много беседовал с учениками, делился с ними теплом своего сердца. Он стремился дать ребятам образование в самом глубинном смысле — от слова «образ». Раскрыть в ученике образ Божий, реализовать замысел Творца о человеке — такую задачу ставил перед собой Рачинский.
— И у него получалось?
— На этот вопрос с уверенностью можно ответить положительно. Сергей Рачинский воспитал немало добрых, светлых, истинно образованных людей. Это и автор картины «Устный счёт» Николай Богданов-Бельский, и доктор медицинских наук Иван Богданов, и протоиерей Александр Васильев — духовник царской семьи.
— Я знаете, что придумал, Маргарита Константиновна? Предложу ребятам подарить Светлане Ивановне копию картины «Устный счет». Как вам такая идея?
— По-моему, замечательная. В своем произведении «Устный счёт» Николай Богданов-Бельский выразил благодарность педагогам, которые дарят детям любовь и заботу. И полагаю, учительница примет как награду репродукцию этого шедевра Третьяковской галереи.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Гонения на Русскую Церковь при Н.С. Хрущеве». Андрей Кострюков
У нас в студии был доктор исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Кострюков.
Разговор шел о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе при Никите Сергеевиче Хрущеве. Почему гонения возобновились после, казалось бы, ослабления давления на Церковь и в чем были особенности новых преследований верующих.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена гонениям в 1920-е годы (эфир 27.10.2025)
Вторая беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям в 1930-е годы (эфир 28.10.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Особенности периода неофитства». Протоиерей Максим Плетнев
У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнев.
Разговор шел о том, почему период прихода к вере и вхождения в церковную жизнь, который называют неофитством, становится для человека особенным, наполненным благодатью и поддержкой от Бога.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







