
Яна Зотова
До определенного времени музыка была неотъемлемой частью процесса моего передвижения по городу. Либо это было радио, либо подборка любимых песен из телефона, либо диск, подходящий под то или иное настроение. Ехать в тишине было совершено некомфортно. В дальних поездках мы обычно ставили плэй-лист дочки и хором вместе с детьми пели почти все песни подряд: и русские, и английские. Было очень здорово.
Но в какой-то момент я стала замечать, что мне все реже хочется слушать песни. Я начала искать на радиоволнах инструментальную музыку. Возможно, это связано с тем, что я начала петь на клиросе, и по сравнению с духовными текстами, которые звучат в церковных песнопениях, слова некоторых песен стали резко диссонировать с тем, о чем хотелось думать.
Совершенно не радовала меня перспектива заполнения «оперативной памяти мозга» примитивными последовательностями аккордов и лишней информацией, хотелось сохранить место для чего-то более важного.
Прошло время. В канун очередного Великого Поста я поставила себе задачу каждый день прочитывать по главе Евангелия. Знаете, когда начинаешь читать священное писание, хочется о нем думать в течение дня, чтобы понять как и что надо изменить в своей жизни, чтобы она приобрела более правильный вектор в соответствии со Словом Божиим. Становится интересно как это получается у других.
Вот тогда я заметила, что в радио-эфире ищу беседы радио-ведущих и гостей, их размышления о жизни, о смыслах. Раньше это случалось крайне редко, а теперь даже новостные радиостанции вдруг попали в список избранных fm-волн. Я сначала подумала, что это признаки приближения старости. Возможно, так и есть. Человек с возрастом становится опытнее, а значит мудрее, и зачем ему какая-то музыка, если можно послушать интересные и полезные передачи, если можно подумать на философские темы? Или наоборот, отвлечься от своих мыслей, проблем, переключившись на что-то иное.
Очень полюбилась мне рубрика «Православный календарь» на Радио ВЕРА, где каждый день рассказывают о житиях святых, которые в этот день почитаются. Детям тоже она понравилась. Теперь просят включить программу записи. Мы ежедневно перед сном слушаем жития.
И вот, в очередной раз, сажусь за руль, не задумываясь, повторяю стандартный набор всех необходимых действий: ключ, зеркала, ремень, педаль, рука уже тянется к кнопке магнитофона. Но... понимаю, что не хочу сейчас слушать никакие лишние звуки. В чем дело? Отчего такая перемена?
Просто я вышла из храма после Пасхального Богослужения! Я причастилась! Господь так близко!!! Христос Воскрес, и Он с нами! Что еще может быть нужно! Душа поет «Христос Воскрес».
В ней появилось ощущение полноты, радости самого существования в моменте, когда в душе покой и хочется каждой мыслью благодарить Создателя за то, что я есть, за то, что всё так, как есть. Пришло понимание, что у мне дано всё, что необходимо. А если чего-то нет, значит, оно сейчас и не нужно или не полезно.
Не хочется проверять наличие новых сообщений в телефоне и уж тем более говорить о чем-то праздном, не хочется листать ленты соц. сетей, не хочется никакой суеты. Любой звук извне, любое постороннее слово или мелодия могут нарушить это ощущение радости, спокойствия, а мне так хочется подольше оставаться на этой тихой волне, осознавая, что во мне Сам Господа наш Иисус Христос. Это потрясает!
Сила благодати поднимает мысли над всей этой земной суетой. «Ядый мою плоть и пияй мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» — читаем мы слова молитвы Василия Великого перед причастием. Вот так просто, сейчас, здесь, спустя две с лишним тысячи лет Сам Христос находится посреди нас! Чего же еще желать? Душа ликует от этого осознания! Нет волнения, нет беспокойства. Гармония и радость. Хочется поставить время на паузу и качаться на этой тихой волне. Яко с нами Бог — и важнее этого ничего не может быть!
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело