На рассвете, когда просыпаюсь, к Тебе летят первые мысли мои; первое движение души — дотянуться до улыбки Твоей; первый мой шёпот — имя Твоё; первое изумление — Ты рядом.
Словно младенец, увидевший страшный сон, спешит укрыться в объятиях матери и радуется, что сон не разлучил его с ней, так я: пробудившись спешу в объятие Твоё, радуясь, что странствия во сне не разлучили меня с Тобой.
Как нелюбезен я с Тобой, Любовь моя! Стыд съедает меня за нелюбезность мою к Тебе. Ни на миг не покидаешь Ты меня, я же часами странствую по снам моим без Тебя. Потому кляну я сновидения и сон свой, и восхищаюсь силами небесными, ни днём ни ночью не сводящими с Тебя очей.
Сон утомляет, Ты приносишь покой и отдых. Не будет покоя уставшему без созерцания Тебя, ни утешения скорбящему без беседы с Тобой, ни здоровья больному без касания десницы Твоей, ни очищения нечистому без омовения в свете Твоём.
Спешу в храм Твой улицами пустынными, спешу и не встречаю никого на пути своём. Все спят и в снах своих мучаются от разлуки с Тобой, а ты сидишь на каждой постели и ждёшь пока души вернутся из дальних скитаний.
Стыд съедает меня, Любовь моя, за нелюбезность к Тебе душ человеческих, что так надолго покидают они источник жизни своей.
Звери лесные проснулись на заре, и Ты стоишь рядом с ними и пасёшь их. Думают звери о пище, о пище думают они утром ранним, также, как и я, но знаю, что Тобой лишь могу утолить голод свой.
Пустынными улицами на рассвете спешу я, Славы Твоей взыскуя. Слышу колокола, в храм зовущие. И возношусь мыслями и смотрю с высоты на землю, чтобы видеть, сколько чад человеческих отказалось от скитаний безумных и встретило Сущего, далёкого безумства сна.
Проснулись в кельях и пещерах святые отшельники и беседуют с Тобой. Встали те, чьи души никогда не ложатся, но как свечи горящие, день и ночь прямо стоят пред Тобой.
Благослови, Господи, всех молитвенников и отшельников, жизнью своею, словно ладаном кадящих землю сонную.
Многие тысячи душ на рассвете с телом расстаются. И когда родится солнце, загорится оно свечой поминальной над множеством умерших.
И смотрю на Тебя, Любовь моя, как склоняешься Ты над тысячами умирающих и ждёшь, что призовут они имя Твоё. И слышишь, как каются некоторые за всю жизнь свою и вопиют к Тебе о помощи.
Благослови, Господи, всех кающихся на одре смертном и отзовись на вопль их.
Пустынными улицами спешу, Слава моя, и вхожу в храм Твой, чтобы петь Тебе величание. И один в храме стою, Тобою и Ангелами Твоими наполненном. И на колени падаю и молюсь в слезах: Пробуди к Себе, Господи Небодержец, все души, спящие братьев моих и народа моего!
Отяжелели и ослабели души грешников, и опустились до границ адовых. О Любовь вечно бодрствующая, пробуди их прежде, чем смерть столкнёт их в сон беспробудный, вечный, в сон страшный, который не осенит свет лица Твоего.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 227 зач., IV, 25-32.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Заповедь о любви к ближнему — это краеугольный камень всей христианской нравственности. Христианские проповедники во все времена призывали любить тех, кто нас окружает. Согласитесь, нередко этот призыв воспринимается нами довольно абстрактно. Мы теряемся в догадках, что это означает, любить человека? В том отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, мы найдём довольно конкретный ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 4.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
27 и не давайте места диаволу.
28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел предлагает христианам города Ефес прямые инструкции, как по-христиански, то есть с любовью, относиться к окружающим. Не лгать, даже если сказать правду очень страшно. Если случился конфликт и ты прогневался на человека, то до захода солнца сделай всё от тебя зависящее, чтобы примириться с ним. Не красть, как в прямом смысле, так и в переносном. То есть не быть иждивенцем, платить работникам по счетам. Не допускать гнилые слова, то есть не сплетничать об окружающих и не оскорблять их напрямую. Да и вообще всячески сдерживать свои негативные эмоции. Помимо этого, апостол предлагает во всех ситуациях быть со всяким встречным приветливым, сострадательным, великодушным.
Согласитесь, всё довольно ясно, понятно и конкретно. Можно каждое утро читать этот отрывок именно как руководство к действию. И стараться именно так вести себя с окружающими на протяжении дня. Более того, можно выписать себе эти инструкции на листочек и каждые два-три часа, а то и чаще, останавливаться, прочитывать их и обращаться к Богу с молитвой, чтобы Он помог осуществить всё это на практике. А вечером следует сесть, вспомнить прожитый день и честно ответить себе на вопрос: что получилось сделать, а что нет. Поблагодарить Бога за поддержку и попросить помочь завтра быть лучше, чем сегодня. И так изо дня в день. Если у меня что-то не получается, то я всегда могу посоветоваться у тех духовно опытных людей, которые преуспели на этом пути.
Если мы будем придерживаться подобной практики, то вкупе с молитвой и участием в таинствах Церкви, этого вполне достаточно, чтобы познать простую истину: та любовь, о которой говорит христианство и к которой нас призывает Христос, — это не спонтанная эмоция. Это даже не растянутое во времени чувство. Любовь — это действия. Действия, которые я совершаю ради Христова Евангелия в интересах другого человека.
Очевидно, что зачастую моё нутро всячески сопротивляется совершению этих действий. Ведь зачастую для него не свойственно думать об окружающих. Разве что это те, к кому я испытываю естественную привязанность. Или же те, о ком мне выгодно проявлять заботу. Как замечал святитель Игнатий Брянчанинов, «моё сердце согласно быть милосердным по движению крови, но быть милосердным по заповеди Христовой для него распятие».
Но пусть это нас не останавливает. Чтобы совершать дела любви не обязательно испытывать нежность и симпатию к людям. Для этого необходима просто готовность совершать конкретные поступки ради Евангелия. Это похоже на то, как порой заводят холодный двигатель машины. Автомобиль или толкают или используют ручной стартёр. Само движение передаёт энергию мотору. Так и здесь. Пусть внутри всё пусто. Пусть работа кажется поначалу механической. Но именно она заводит наше сердце. Именно в результате этого усилия в душе рождается особое состояние благости. Уже в процессе мы начинаем ощущать, как оживаем. Это Бог согревает нас Своей благодатью. Преподобный Амвросий Оптинский прямо говорил по этому поводу: «Если не имеешь любви, делай дела любви, хотя бы и без любви. Господь, видя твоё усердие, даст тебе любовь».
А потому, дай же нам, Господи, не просто называться Твоим именем, но ежедневно подтверждать своё христианство на практике. Помоги нам вопреки своим страхам совершать конкретные дела любви. Чтобы благодать наполнила наше сердце и в нём поселились мир и радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Медики-добровольцы помогают людям на Донбассе
Светлана Алябьева — врач–терапевт из города Томска. В июле этого года она отправилась в качестве добровольца от московской больницы Святителя Алексия в Луганскую народную Республику, помогать пострадавшим людям.
Доктора определили в единственную больницу Северодонецка. «Сейчас этот город восстанавливают после сильного разрушения. Военные действия ещё довольно близко. Но он живёт и продолжает расти», — делится женщина. На протяжении двух недель, пока она была в волонтёрской поездке, ей приходилось круглосуточно оказывать медицинскую помощь мирным жителям. К некоторым пациентам Светлана Юрьевна и другие врачи-добровольцы выезжали на дом. Проводили осмотры, составляли план лечения и давали практические рекомендации родственникам по уходу за тяжелобольными. «Я ездила на вызовы в разрушенные дома, в ближайшие посёлки и сил хватало на всё. И несмотря на доносившиеся звуки взрывов и прилёты беспилотников – страха не было», - вспоминает Светлана. Она понимала, что пациентов, которые нуждаются в квалифицированной медицинской помощи и добром слове – очень много, а врачей не хватает.
Второй раз Светлана побывала в Северодонецке, недавно, в сентябре. И собирается вернуться туда в ближайшее время. Она считает своим долгом быть рядом с теми, кому нужна помощь и приглашает своих коллег присоединяться к поездкам на Донбасс.
Если вы - медик и тоже готовы, как и Светлана, заботиться о пострадавших людях в зоне конфликта, заполните анкету добровольца на сайте больницы Святителя Алексия - pravbolnitsa.ru. Сотрудники больницы с вами свяжутся и расскажут, чем вы можете помочь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден Александра Невского». Михаил Тренихин
У нас в студии был кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин.
Разговор шел об истории и значении одной из самых важных государственных и церковных наград, ордена Александра Невского. Каким задумывался этот орден при Петре I, как менялся при разных императорах, кого им награждали в советские годы и в современной России.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден Александра Невского». Михаил Тренихин
- «Андрей Платонович Платонов». Елена Антонова
- «Генерал Константин Константинович Мамонтов (Мамантов)». Константин Залесский
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов