
Фото: Caleb Woods/Unsplash
В России Новый год — это очень радостный, светлый праздник, но при этом абсолютно светский. Таким он был задуман в годы советской атеистической власти и таким до сих пор остается. Причем из-за того, что страна наша живет по одному календарю, григорианскому, а Церковь — по календарю юлианскому, Новый год всегда попадает на рождественский пост. И это многих верующих очень сильно смущает.
Несколько иначе дело обстоит в православной Румынии. Во-первых, Новый год там празднуется уже после Рождества, которое отмечается 25 декабря. А во-вторых, Новый год для румын это тоже церковный праздник, а Дед Мороз — самый настоящий святой.
Новый год в Румынии часто называют «малым Рождеством». А главное действующее лицо праздника, его основного персонажа Мош Крэчуном, что в переводе с румынского означает — «Дед Рождество». Мош Крэчун — это не просто волшебный старик, раздающий подарки детям в новогоднюю ночь. Насчет него в Румынии существует целая церковная легенда.
Румыны верят, что Мош Крэчун являлся хозяином того хлева в Вифлееме, в котором в ночь Рождества остановились Дева Мария и Иосиф Обручник. Они не смогли найти в городе место в гостинице. И, как говорят румыны, Мош Крэчун их фактически спас — дал им возможность переночевать в своей пещере, а еще и накормил Святое семейство молоком и сыром. Благодаря своему гостеприимству и щедрости Мош Крэчун получил от Бога особую обязанность приходить к детям на Рождество и дарить им подарки.
Православные румыны любят к Рождеству изготавливать особый крендель, который является символом Мош Крэчуна и называется точно также. Крендель Мош Крэчун имеет особую форму. Одним он напоминает незавершенную внизу восьмерку, другим — бублик на ножках.
На самом деле, крендель Мош Крэчун символизирует собой самого Иисуса Христа. Верхняя часть кренделя, круг, говорит нам о том, что Спаситель является Богом. Круг не имеет начала и конца и обозначает вечность. А вечностью обладает Бог. Ножки кренделя говорят нам о том, что Спаситель был еще и человеком и ходил среди людей.
Рождественский крендель первым лепится из теста и первым полагается в печь. В Рождественский сочельник крендель Мош Крэчун торжественно ставится в святой угол рядом с иконами. Этим действием румыны открывают рождественский период в своем доме. Нередко крендель украшают базиликом и иными пахучими травами.
Румыны считают, что рождественский крендель обладает целебными свойствами, а потому не спешат его съесть и хранят для особого случая. Если кто-то в семье заболеет, ему дают кусочек Мош Крэчуна и болезнь обычно отступает. Вот так в Румынии Дед Рождество соединяет между собой Рождество и Новый год. На Рождество появляется в виде кренделя, а на Новый год приходит уже сам лично с разнообразными подарками.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.