В России Новый год — это очень радостный, светлый праздник, но при этом абсолютно светский. Таким он был задуман в годы советской атеистической власти и таким до сих пор остается. Причем из-за того, что страна наша живет по одному календарю, григорианскому, а Церковь — по календарю юлианскому, Новый год всегда попадает на рождественский пост. И это многих верующих очень сильно смущает.
Несколько иначе дело обстоит в православной Румынии. Во-первых, Новый год там празднуется уже после Рождества, которое отмечается 25 декабря. А во-вторых, Новый год для румын это тоже церковный праздник, а Дед Мороз — самый настоящий святой.
Новый год в Румынии часто называют «малым Рождеством». А главное действующее лицо праздника, его основного персонажа Мош Крэчуном, что в переводе с румынского означает — «Дед Рождество». Мош Крэчун — это не просто волшебный старик, раздающий подарки детям в новогоднюю ночь. Насчет него в Румынии существует целая церковная легенда.
Румыны верят, что Мош Крэчун являлся хозяином того хлева в Вифлееме, в котором в ночь Рождества остановились Дева Мария и Иосиф Обручник. Они не смогли найти в городе место в гостинице. И, как говорят румыны, Мош Крэчун их фактически спас — дал им возможность переночевать в своей пещере, а еще и накормил Святое семейство молоком и сыром. Благодаря своему гостеприимству и щедрости Мош Крэчун получил от Бога особую обязанность приходить к детям на Рождество и дарить им подарки.
Православные румыны любят к Рождеству изготавливать особый крендель, который является символом Мош Крэчуна и называется точно также. Крендель Мош Крэчун имеет особую форму. Одним он напоминает незавершенную внизу восьмерку, другим — бублик на ножках.
На самом деле, крендель Мош Крэчун символизирует собой самого Иисуса Христа. Верхняя часть кренделя, круг, говорит нам о том, что Спаситель является Богом. Круг не имеет начала и конца и обозначает вечность. А вечностью обладает Бог. Ножки кренделя говорят нам о том, что Спаситель был еще и человеком и ходил среди людей.
Рождественский крендель первым лепится из теста и первым полагается в печь. В Рождественский сочельник крендель Мош Крэчун торжественно ставится в святой угол рядом с иконами. Этим действием румыны открывают рождественский период в своем доме. Нередко крендель украшают базиликом и иными пахучими травами.
Румыны считают, что рождественский крендель обладает целебными свойствами, а потому не спешат его съесть и хранят для особого случая. Если кто-то в семье заболеет, ему дают кусочек Мош Крэчуна и болезнь обычно отступает. Вот так в Румынии Дед Рождество соединяет между собой Рождество и Новый год. На Рождество появляется в виде кренделя, а на Новый год приходит уже сам лично с разнообразными подарками.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых