У нас в студии был руководитель молодежного миссионерского проекта «Orthodox House» Павел Чухланцев.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, о том, как он стал участвовать в создании различных православных молодежных проектов, в чем особенность разговора о вере с молодыми людьми и как сделать этот разговор современным, интересным и при этом не противоречащим церковной традиции и православному вероучению.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Кира Лаврентьева:
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие наши слушатели. Меня зовут Кира Лаврентьева. Я напоминаю вам, что в этом часе мы говорим о христианине в светском обществе, это портретный разговор о пути наших гостей к вере, в вере, к церковной ограде. С радостью представляю вам нашего сегодняшнего гостя. В гостях у Светлого радио Павел Чухланцев, руководитель проекта «Orthodox Hous». Здравствуйте, Павел.
Павел Чухланцев:
— Здравствуйте, Кира.
Кира Лаврентьева:
— Очень рада видеть вас в нашей студии. Честно говоря, очень интересно, что такое «Orthodox Hous». Вы уже приходили рассказывать об этом моему коллеге, Константину Мацану, если не ошибаюсь, также в «Светлом вечере». Но сейчас у нас разговор с вами более портретный. Прежде чем мы перейдем к теме вашего проекта прекрасного и замечательного, надо разузнать, как вы к вере пришли. Мне, как ведущей это программы, очень интересно у вас узнать, как вы стали верующим человеком. Если вы с нами поделитесь, будет очень здорово.
Павел Чухланцев:
— У протестантов есть такое выражение: дети верующих родителей.
Кира Лаврентьева:
— Да, есть.
Павел Чухланцев:
— Мне кажется, я как раз к ним и отношусь, потому что я вырос в церкви. Буквально в четыре года меня начали водить к диакону, он был нашим соседом, это были импровизированные уроки, как в воскресной школе. Потом я начал ходить в храм и с семи или восьми лет начал алтарничать. Затем через некоторое время поступил в православную гимназию при Варницком монастыре, она находится на месте, где родился и рос Сергий Радонежский. Там находится даже такое место, где он встретился с ангелом, помните эту историю?
Кира Лаврентьева:
— Да.
Павел Чухланцев:
— Там сейчас стоит крест, и все гимназисты перед экзаменами ходят к этому кресту приложиться.
Кира Лаврентьева:
— Я Варницу очень люблю.
Павел Чухланцев:
— Да, да. У нас даже была такая история. Мы как-то не подготовились к экзамену по химии, все дружно очень сильно молились, и случилось чудо, у нас преподаватель заболел и отменился экзамен, мы смогли подготовиться нормально к нему.
Кира Лаврентьева:
— Дай Бог доброго здравия преподавателю.
Павел Чухланцев:
— Безусловно, да.
Кира Лаврентьева:
— Так. То есть вы ребенок верующих родителей?
Павел Чухланцев:
— Да. И поэтому собственно специфика таких детей в том, что они долго не отдают себе отчета, почему они в церкви.
Кира Лаврентьева:
— Да.
Павел Чухланцев:
— Ты привыкаешь, ты растешь в этом. Безусловно, в церкви всегда было вокруг меня много любви и внимания. Я помню, как я приходил на службу, сбегал с литургии, у меня хватало наглости прямо под окнами алтаря лепить снеговика во время службы. Я помню, что в этот момент одна из певчих вышла не ругать меня, а вынести мне куртку, чтобы я не замерз. Это такой яркий образ из детства того, как много может быть в церкви любви.
Кира Лаврентьева:
— Да, это правда.
Павел Чухланцев:
— У меня есть интересное воспоминание именно об общинной жизни нашего храма. Наши прихожане как-то однажды собрались вместе в квартире для того, чтобы посмотреть фильм «Форпост». Может быть, вы знаете, он такой известный.
Кира Лаврентьева:
— Да, конечно.
Павел Чухланцев:
— Обсуждали его. Мы вместе читали акафист, просто сидели, шутили, смеялись, общались. И этот образ атмосферы такой общинной жизни очень во мне отпечатался. Это то, к чему хочется стремиться на протяжении всей жизни на любом приходе.
Кира Лаврентьева:
— Вы сказали фразу, что особенность детей верующих родителей в том, что они долго не понимают, зачем они в церкви и почему. Они там просто находятся, потому что находились с детства. У вас был период, когда вам пришлось обдумывать, зачем вы в церкви и какой во всем этом смысл?
Павел Чухланцев:
— Да, интересно, что я уже учился в это время в университете на богословском факультете, я впервые задал себе вопрос, а почему я верю в Бога.
Кира Лаврентьева:
— Ничего себе. То есть вы пошли на богословский факультет осмысленно после Варницкой гимназии?
Павел Чухланцев:
— Да, история была такая, что я пошел в гимназию. Именно в Варницкой гимназии у нас были дополнительные предметы, это история Церкви, литургика. Мне всегда казалось, что я много знаю о Церкви, что я прошел воскресную школу, и нет ничего не известного. А тут открылось, что есть такая невообразимая глубина, и это было интересно.
Кира Лаврентьева:
— Море.
Павел Чухланцев:
— У нас были очень увлеченные преподаватели в Варницкой гимназии, они же были воспитателями для нас, мы к ним могли, как к наставникам обращаться. Эту увлеченность вероучением они смогли нам передать. Я помню, что у нас, например, по истории Церкви Эрман Владимирович был преподавателем, и он умел всегда так рассказать эту историю, что это было не сухое идеальное житие, а он раскрывал личность тех, о ком он рассказывал. Это всегда было интересно. Поэтому я пошел на богословский факультет ПСТГУ, потому что захотел глубже разобраться в вероучении. Это был, наверное, интеллектуальный, в большей степени, интерес.
Кира Лаврентьева:
— И вот вы сказали, что вы задумались, зачем вы это сделали.
Павел Чухланцев:
— Да, я задумался, когда начал проводить в воскресной школе уроки с детьми. Тут вообще много вопросов всплыло, которые я раньше себе не задавал, в том числе и этот. Долго думал над этим и понял, что для меня подтверждением моей веры стало то, что я вижу изменение в людях в церкви. Я как-то резко почувствовал, что я нее могу своими силами измениться, у меня не получается. Я смотрю на людей, которые мне близки, которые мне дороги, которые проходят свой духовный путь в церкви, вижу, как они меняются, и хочу так же.
Кира Лаврентьева:
— Вот это да. Вы знаете, какая мысль мне понравилась очень. Недавно наша гостья, Анна Сапрыкина, говорила об этом в программе про образование. Она сказала: если верующие родители будут замыкать своих детей на себе, только на себе, то при случае, когда дети увидят родителей в каких-то неправильных ситуациях, в каких-то грехах, в каких-то слабостях их заметят, а это, безусловно, случается в семейной жизни, дети все видят, они очень быстро соображают и схватывают, то таким образом ребенок может даже не то, что от церкви отойти, может даже веру потерять. Потому что если вы, говорящие мне о вере, сами не живете по Закону Божьему, то как мне тут вообще верить? Она говорит о том, что обязательно нужно делать акцент на то, что мы здесь все собираемся вокруг Христа. Что мама с папой могут ошибаться, они хоть и главные, но не главные, главный у нас Христос.
Павел Чухланцев:
— Да.
Кира Лаврентьева:
— Мне так понравилась эта мысль, она мне показалась очень здравой. Это может защитить огромное количество детей от губительных шагов в сторону мира греховного, в сторону ухода от церкви. Вам когда-нибудь приходилось находиться вне церковной ограды? Вы уходили из церкви?
Павел Чухланцев:
— Нет, такого периода у меня не было. Я думаю, что каждый проходит через какие-то внутренние кризисы. У меня, наверное, были какие-то моменты разочарования в церкви, мысли о том, почему я здесь, зачем я здесь. Но не было такого, чтобы я вышел из ограды. Я всегда оставался.
Кира Лаврентьева:
— Да. Это очень важно. А что вас держало? Это очень важный момент.
Павел Чухланцев:
— Думаю, что это вот этот опыт любви, полученный в детстве. Я думал над этим вопросом и пришел к тому, что именно эти теплые воспоминания детства в церкви дали силы и подтверждение того, что здесь есть любовь, истина и красота.
Кира Лаврентьева:
— Давайте приблизимся в нашем разговоре к богословию. Ведь любовь может быть и в протестантской общине, она может быть и у баптистов и у католиков, при всем уважении. Вы не ушли никуда и остались в Православной Церкви. Вы наверняка думали и над этим. Как вы отвечаете себе на этот вопрос, почему вы даже не попытались разузнать, как там протестанты поживают?
Павел Чухланцев:
— На самом деле...
Кира Лаврентьева:
— Пытался.
Павел Чухланцев:
— Я очень интересовался именно протестантской конфессией.
Кира Лаврентьева:
— Я знаете, почему спрашиваю? Я, наверное, вас запутываю множеством своих рассуждений и вопросов. Я общалась тут в рамках программы в одном из СМИ с детьми священников. Вот эти девочки говорят мне о том, что, да, действительно, у них был период, когда они вместе параллельно с Церковью Православной ходили и к протестантам. Очень им нравилось, как там организованы общины, им очень нравилось, как доброжелательно их принимают те ребята, как там все построено на любви. Это их как-то привлекало, но в то же время они понимали, что, при всем уважении к протестантам, дальше этого дело не идет. Там не такая ситуация, как в Православной Церкви. Поэтому они и не уходили, они им просто немножко сочувствовали, хорошо к ним относились, но дальше дело не шло, слава Богу.
Павел Чухланцев:
— У меня особое отношение к протестантам, потому что, мне кажется, что в той сфере, в которой я тружусь, в работе с молодежью, они умеют очень многое, у них очень хорошо эта работа выстроена. Поэтому, когда мы запускали проект «Orthodox Hous», которым я руковожу, все начиналось с того, что я смотрел 4-часовые мастер-классы протестантов о том, как устроена их медиа работа именно с профессиональной точки зрения. Это вопросы методологии, а не вероучения. То есть это то, в чем мы можем заимствовать опыт. И даже у Василия Великого, например, есть такой текст о том, полезно ли читать языческих авторов юношам. Он там пишет, что доброе мы можем у них брать, а то, что входит конфликт с нашим вероучением, мы должны отсекать. Поэтому, я думаю, что протестантский опыт нам может быть полезен в работе с молодежью, мы на него опираемся. В поисках этого опыта я познакомился с протестантами, с молодежными пасторами. У нас есть священник, он занимается всем. А у них есть специализация, пастор может быть конкретно сконцентрирован на работе с молодежью и развиваться именно в этом направлении.
Кира Лаврентьева:
— В гостях у Светлого радио Павел Чухланцев, руководитель проекта «Orthodox Hous». Мы обязательно сейчас перейдем к разговору о проекте, я буквально еще несколько вопросов вам задам. По поводу изменений себя, вы сказали фразу, что когда начали обдумывать свое нахождение в церкви, вы поняли, что только с Христом, только в церкви можно себя изменить, сам ты этого не сможешь сделать. Тут, конечно, все вспомнили о своих проблемах и страстях, которые годами мы не можем, действительно, победить, все это идет по капельке, с помощью Божией. Но бывают случаи мгновенного исцеления. Некоторые грехи попускаются человеку оставаться в них, каяться, падать, каяться, падать, чтобы смиряться.
Павел Чухланцев:
— Точно.
Кира Лаврентьева:
— Иначе мы очень быстро взлетим горе́ и забудем обо всем. Павел, хотела у вас спросить. У вас же богословское образование?
Павел Чухланцев:
— Да.
Кира Лаврентьева:
— Мы же понимаем, что богословское образование обязательно должно включать в себя собственный духовный опыт. У нас всего три официальных богослова в Церкви. Это святой апостол Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов. Больше никакие святые богословами не называются. То есть это настолько избранность, притом, что есть совершенно прекрасные святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, которых мы знаем, мы знаем их потрясающие труды для Церкви, но они не называются богословами. Тем не менее, у нас открыт богословский факультет, у нас обучают ребят на богословских факультетах. Я думаю сейчас об этом и понимаю, что это какая-то огромная внутренняя ответственность. С одной стороны, надо изучать богословие, надо познавать истину через Богодухновенные тексты, книги и поучения святых отцов. А с другой стороны, это возлагает на тебя собственную личную ответственность и обязательное наличие собственного духовного опыта. Что вы об этом думаете?
Павел Чухланцев:
— Это безусловно, когда я учился в ПСТГУ, у нас были тъюторы, такое новшество, то есть священник, который помогает тебе продвигаться, понимать, чего ты хочешь в учебном процессе, но так же и в духовном. Так же нам всегда многократно повторяли, что не может быть богослова без личного духовного опыта. Что только через самостоятельное опытное познание можно постигать какие-то, в том числе вероучительные истины. Да, я с этим согласен.
Кира Лаврентьева:
— Нет, Павел, я знаете, скорей, о чем? О том, как в вашей жизни состоялась встреча со Христом. Можете ли вы сказать, что она состоялась или это очень личный вопрос? Эту программу крайне сложно вести без него, если его не задать.
Павел Чухланцев:
— Да, конечно, понимаю. Детям, которые растут в церкви и помогают в алтаре, постоянно говорят: ты будешь священником, ты вырастешь, патриархом будешь. Это многократно повторяется, и в какой-то момент я тоже задался вопросом: как мне понять, хочу ли я быть священнослужителем? И вообще вопрос призвания возник, я начал задавать священникам. Они говорят: ты просто это понимаешь, ты знаешь про себя, что ты к этому призван. Я этого призвания в себе не чувствовал, поэтому, например, священником не стал, хотя образование по сути богословское. Наверное, это призвание происходит у каждого человека в свой момент. Для меня таким моментом призвания стал как раз старт проекта «Orthodox Hous».
Кира Лаврентьева:
— О!
Павел Чухланцев:
— Я начал уже рассказывать, что я смотрел вот эти мастер-классы протестантов, как они делают медиаконтент для молодежи. Я пою в Андреевском монастыре на клиросе, шел на службу и по дороге думал, что вряд ли у нас в церкви такое появится, потому что нужны ресурсы, нужна профессиональная команда, все так дорого, сложно. Но во время вечерней службы я как-то вскользь помолился, что, Господи, если бы Тебе было угодно, я бы хотел этим Тебе послужить. Это была дерзкая мысль, в которую я сам не верил. Я просто вкинул молитву. Удивительно, но в тот же вечер или на следующий день мне позвонил Арсений, с которым мы до этого занимались проектом, но он встал на паузу в какой-то момент, и сказал, что с ним связался спонсор, спросил, почему вы остановили, вы делали такой хороший контент, давайте продолжайте, я готов вас поддерживать, предложите мне концепцию, как вы это видите. И мы садимся, месяц по этим методикам профессиональным прописываем концепцию, миссию, цели, аудиторию — все, как надо; все, как правильно. Доем спонсору, он одобряет. До января этого года он сопровождал нас, помогал, это была огромная поддержка.
Кира Лаврентьева:
— Вы как это восприняли? Это ж явное чудо?
Павел Чухланцев:
— Да, для меня это стало очевидным чудом и ответом на этот внутренний запрос на призвание. Хотелось послужить Церкви, я чувствовал, что могу не только петь на клиросе, это тогда была моя основная работа. Этот момент все для меня прояснил.
Кира Лаврентьева:
— В светскую сферу вам уходить не хотелось?
Павел Чухланцев:
— Да, потому что я получил образование в Церкви. Тут еще какой момент, получается, что я вырос в церкви, церковь дала мне образование, в церкви я встретил свою жену, в церкви вся моя жизнь. И мне бы хотелось чем-то отплатить.
Кира Лаврентьева:
— Отблагодарить.
Павел Чухланцев:
— Да, как-то отблагодарить.
Кира Лаврентьева:
— Ничего себе.
Павел Чухланцев:
— И удивительно, что сейчас, когда спонсор сказал, что у него нет возможности нас поддерживать, и несколько месяцев мы существуем без него, но все равно мы стараемся хотя бы минимально, но поощрять работу наших специалистов: дизайнеров, профессиональных редакторов, корректоров текстов, которые мы выпускаем. Здесь удивительно, но каждый раз, когда бюджет пустеет, что-то такое случается, что кто-то из подписчиков внезапно перечисляет сумму. Буквально в августе у нас была такая ситуация, у нас бюджет практически истощился, мы участвовали в премии. Думаю, сейчас выиграем и сможем еще четыре месяца работать. При этом это не какие-то супербольшие суммы. У нас никто не зарабатывает так, чтобы обеспечивать семью, это, скорее, благодарность за работу. В премии мы не победили, я думал, как же быть, теперь вообще не понятно, как мы будем существовать. И через два дня приходит сумма та, которую мы хотели на премии получить. Каждый раз поддержка, которая приходит, для меня является доказательством того, что Богу угодно существование нашего проекта, что Он в нас верит.
Кира Лаврентьева:
— Ненадолго мы с вами вернемся к теме вашего интереса к протестантской церкви, к протестантам. Все-таки я вас спрошу. У меня складывается впечатление, что тут есть некая опасность. Когда ты начинаешь тесно общаться с протестантами — я не говорю, что это какие-то враги, нет, мы понимаем, что там есть серьезные заблуждения — когда особенно неокрепшая душа начинает заниматься предметным общением с протестантами, она может дрогнуть. Мы это понимаем. В храме у нас все строго, у нас бабушки, о которых так любят говорить в негативном свете, у нас нет особых эмоций. А там все по любви, все доброжелательно, песни, стихи. В этом смысле, наверное, это может стать соблазном для детской неокрепшей души. Что вы об этом думаете?
Павел Чухланцев:
— Да, это так. Мы гораздо ближе познакомились с протестантами. Однажды нас послали, как представителей Русской Православной Церкви, на межконфессиональный форум, на котором собрались молодежь протестантская, католическая, апостольской и армянской церкви, из разных деноминаций протестантских, и мы смогли ближе познакомиться. Здесь, мне кажется, очень помогает знание нашего вероучения, тех отличий, которые нас различают. В этом плане Hous помогает.
Кира Лаврентьева:
— Ваш проект?
Павел Чухланцев:
— Да, наш проект, мне кажется, помогает в проповеди в протестантской среде, потому что неоднократно мне писали протестанты с предложением встретиться поговорить.
Кира Лаврентьева:
— Вот я как аз хотела спросить.
Павел Чухланцев:
— Для того чтобы разобраться, в чем отличие православного вероучения. У нас есть свои стереотипы о них, так и у них есть свои стереотипы о нас. Очень интересно в этом разговоре всегда участвовать, живой опыт протестантский слышать.
Кира Лаврентьева:
— У вас есть реальные примеры перехода, например, протестантов в православие?
Павел Чухланцев:
— У нас есть примеры. Мы однажды задали вопрос нашим подписчикам, как на вас повлиял Hous, что интересного произошло в рамках деятельности нашего проекта. Одна девушка говорила о том, что она была протестанткой, приняла решение перейти в православие, и затем Hous стал той средой, в которой ей было комфортно знакомиться с православным вероучением. У нас специфический подход, поскольку мы смотрели на то, как это делают протестанты, то она чувствует себя как дома в той среде, которую мы создаем.
Кира Лаврентьева:
— Ну, потому что у вас, видимо, способ передачи некой информации вероучительной адаптирован на протестантов, потому что вы брали их рецепты.
Павел Чухланцев:
— Да, именно. Мы поняли, что нужно искать язык проповеди для молодежи. То есть понять, как донести нашу истину и наш опыт так, чтобы он был услышан и чтобы то, что мы говорим, действительно заинтересовало молодежь.
Кира Лаврентьева:
— Мы с удовольствием сейчас с вами разовьем эту тему во второй части нашей программы. А сейчас напомню нашим слушателям, что в гостях у «Вечера воскресенья» Павел Чухланцев, руководитель проекта «Orthodox Hous». Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы вернемся после короткой паузы.
Кира Лаврентьева:
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Здравствуйте еще раз, дорогие наши слушатели. Напоминаю, что у нас в гостях Павел Чухланцев, руководитель проекта «Orthodox Hous». Мы говорим с Павлом в рамках заявленной темы нашей программы «Христианин в обществе». Говорим с Павлом о его пути к вере, в вере, к церковной ограде. Всю первую часть нашей программы мы как раз говорили об этом, и это было очень интересно, дорогие друзья. Сейчас хотелось бы, Павел, обсудить ваш проект предметно, «Orthodox Hous», который вы, имея богословское образование, основали, почувствовали какое-то внутреннее призвание к этому. Хочу вас спросить, что это за проект, как он выглядит и чем он принципиально отличается от каких-то молодежных объединений на приходах? И отличается ли?
Павел Чухланцев:
— Первое, «Orthodox Hous» — это молодежный миссионерский проект, который делает верующая молодежь. Это команда из десяти человек, которые работают по нескольким направлениям. Первое — это медиа. Мы выпускаем контент в социальных сетях, ищем тот язык, на котором молодежи будет интересно услышать о церкви и о нашем опыте. Я думаю, что это большая сила Housа, что мы на равных можем говорить с молодежью. Порой люди не готовы бывают услышать священника, потому что он находится как бы на другом уровне, он заинтересованное лицо, и услышать мирянина бывает проще. Поэтому, думаю, что ценность Housа в том, что в медиа мы можем говорить о том, что мы для себя открываем в церкви, почему для нас наша жизнь в церкви ценна. Это что касается медиа направления. Также у нас есть лекторий, он существует в двух форматах: офлайн и онлайн. Онлайн — мы проводим марафон по чтению Священного Писания во время Великого поста и Рождественского поста. За время существования проекта через этот марафон более трех тысяч человек прошло. Это очень необычный формат чтения. Мы ежедневно высылаем главы, которые нужно почитать, дополняем какими-то интересными тестами, делаем сами инфографики. Проводит этот марафон магистр теологии, то есть квалифицированный богослов, Константин Цырельчук. Это что касается онлайн направления.
Кира Лаврентьева:
— Так.
Павел Чухланцев:
— Офлайн мы проводим библейские завтраки — это особое направление, которое у нас недавно возникло, с января.
Кира Лаврентьева:
— Это очень интересно звучит.
Павел Чухланцев:
— Хочется больше про него рассказать. Но если коротко, мы собираемся в кофейне, в современной модной кофейне в центре Москвы с молодежью. Знакомимся первый час. Второй час открываем Библию по какой-то теме, читаем ее. За несколько месяцев существования проекта он оказался настолько интересным, что он открылся сейчас уже в 12-ти городах. Мы показываем, как это происходит у нас, мы правильно презентуем с точки зрения маркетинга. То есть мы делаем красивые фотографии, пишем правильные тексты, которые подвигают алгоритмы социальных сетей. В итоге этой практикой заинтересовались люди из многих городов России. Мы приезжаем в такие города, проводим там «Завтраки», запускаем их, либо помогаем запустить их дистанционно. Но мне хотелось бы позже, наверное, подробно про «Завтраки» рассказать.
Кира Лаврентьева:
— Да. Вернемся к этому еще.
Павел Чухланцев:
— Вернемся к лекторию. Также офлайн формат, который мы проводим, это выезды в города России, когда мы вдохновляем местную молодежь на активную жизнь в церкви. Мы рассказываем о своем опыте, говорим о том, что можно делать на приходе и результаты очень приятные. Например, в Пензе после нашего приезда появились новые молодежки и появился целый Союз православной молодежи.
Кира Лаврентьева:
— Сразу хочется уточнить, в каких границах варьируется возраст той самой молодежи, о которой мы говорим сейчас?
Павел Чухланцев:
— Молодежь, о которой говорим мы — от 16 до 30.
Кира Лаврентьева:
— Подростки не приходят? 14, 13, рановато еще?
Павел Чухланцев:
— Мы ориентировались на этот возраст 3-4 года назад. Но наша команда тоже постепенно растет.
Кира Лаврентьева:
— Взрослеет.
Павел Чухланцев:
— Да. Нам становятся интересны новые темы, актуальные для нашего возраста, и мы говорим о них. Поэтому сейчас наша аудитория, скорей, от 20 до 30 лет.
Кира Лаврентьева:
— От 20 до 30. Давайте еще раз вернемся к «Завтракам». Сколько человек приходит обычно на них?
Павел Чухланцев:
— Для «Завтраков» важней всего не количество участников, а атмосфера, поэтому мы ставим ограничения до 12 человек. Если приходит больше... Завтраки это очень интерактивный формат. Важно, чтобы каждый участник завтрака мог высказаться, поделиться своими мыслями. Если мы ставим, например, 20 или 30 человек, то они не смогут до конца свою мысль даже договорить или объяснить ее, раскрыть. Поэтому мы ограничиваем количество участников. Но могу сказать, что у нас стабильно записывается 20-30 человек, и конкурс у нас.
Кира Лаврентьева:
— Кто придет.
Павел Чухланцев:
— Конкурс один-три человека на место, получается.
Кира Лаврентьева:
— Как происходит отбор?
Павел Чухланцев:
— У нас есть таблица, мы собираем через специальную форму, она заносит все в таблицу, и в таблице мы смотрим и стараемся, чтобы у нас не повторялись участники. Идея в том, что то, что мы проводим в Москве — это презентационный проект, чтобы люди узнали, что это такое, а затем захотели сделать такой проект на своем приходе или, например, в другом городе, где они живут. Важный момент, библейские завтраки реализует не только команда Housа, это коллаборация. То есть этот проект мы делаем вместе с христианским молодежным движением «Навстречу». Есть такая девушка Настя Паранина, она руководит этим движением. Я бы вообще рекомендовал всем, кто занимается молодежной работой посмотреть на ее опыт. То, что мы делаем — это работа в онлайн среде. А она проводит, например, живые выезды с православной молодежью, приглашает священника, чтобы он прочитал лекции на какую-то тему. У нее очень много этих живых интересных форматов. Один из них — «Библейский завтрак», который мы делаем вместе.
Кира Лаврентьева:
— Без ухода в экуменизм?
Павел Чухланцев:
— Да.
Кира Лаврентьева:
— Дорогие друзья, ничего не бойтесь. Все-таки на богословских истинах и догматах, я так понимаю, что организация Павла стоит твердо.
Павел Чухланцев:
— Да, конечно, у нас важный принцип, мы даже написали методичку «Библейского завтрака» буквально через месяц или два с появления этого проекта, потому что многие просили, как это организовывать. Один из принципов в том, что, во-первых, мы обращаемся к Преданию Церкви, это отличает нас от протестантов. Мы не только читаем Библию и толкуем, как нам захочется. Но обязательно звучат цитаты святых отцов по тому отрывку, который мы читаем. Это первое. И второе важное правило, которое мы ставим, что всегда должен быть человек с богословским образованием. В Москве чаще всего это просто студенты, например, семинарии. А если брать города, в которых мало мирян-богословов, то там такими людьми выступают священники.
Кира Лаврентьева:
— Вы говорили о том, что изучили подходы миссионерского взаимодействия, миссионерской коммуникации с молодежью. Вы можете немножко об этом рассказать? Или сами «Завтраки» — это уже один из подходов?
Павел Чухланцев:
— Я думаю, что «Завтрак» — это очень хороший формат, с которого можно начать молодежную работу на приходе. У нас была такая история, что пришли ребята из храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках. Этот храм находится в центре Москвы, они хотели начать молодежку, но не знали с чего ее начать. И в нашем «Завтраке» есть несколько принципов, которые могут пригодиться в любом молодежном проекте. Например, часто у нас не учитывается потребность молодежи в эстетике. Нам кажется, что если мы посадим молодежь где-нибудь в подвале за стол с клеенкой и нальем чай в пластиковые стаканчики, то им сойдет. Но нужно понимать, что у молодежи очень большой опыт...
Кира Лаврентьева:
— Запрос.
Павел Чухланцев:
— И запрос, и опыт насмотренности вообще. Даже в интернете любая наша публикация... Скажем, выходит публикация «Orthodox Hous», а рядом будет реклама, над которой работает целая команда маркетологов, дизайнеров профессиональных, и мы по сути всегда в интернете конкурируем с этим суперкачественным контентом. Поэтому то, что мы делаем, тоже должно быть на уровне, и в плане контента, и в плане того, что мы предлагаем молодежи физически, офлайн. Поэтому важный принцип «Завтраков» в том, чтобы это было эстетично. Мы приглашаем профессионального фотографа, «Завтраки» всегда проходят в современных specialty кофейнях, в которых, в принципе, в обычное время и зависает молодежь.
Кира Лаврентьева:
— Сейчас время такое наступило, когда молодежь чем угодно увлекается и чем угодно занимается. Наверное, вообще всегда были такие времена, но сейчас очень много всяких разных учений непонятных. Много штук, граничащих с колдовством, куда неокрепшие умы, к сожалению, легко попадают. И в этом смысле такие православные сообщества должны быть очень конкурентоспособными, они должны действительно заинтересовать современных молодых людей какой-то очень мощной основой. Понятно, что наша основа Христос. Но ведь мы сейчас в этом разговоре много внимания уделяем форме, чтобы человек еще на пороге не ушел. Чтобы он остался, рассмотрел — и дальше духовный путь: встреча со Христом, участие в таинствах, в церковных богослужениях. Я так понимаю, что вы как раз занимаете нишу этого притвора в храме, чтобы человек из храма не ушел. Правильно ли я понимаю?
Павел Чухланцев:
— Да, именно. Мне кажется, что существует некая субкультура вокруг культуры церкви. И мы даже с вами трудимся в этой субкультуре. Например, это книги издательства «Никея»; это то, что делает Радио ВЕРА; то, что выпускает «Фома». И в том чисел то, что делает «Orthodox Hous». Это то, что происходит на стыке современности и огромной сокровищницы опыта и вероучения Церкви. Мы и в Писании можем встретить, например, что апостол Павел говорит, что твердую пищу не дают младенцам, сначала начинают с мягкой.
Кира Лаврентьева:
— Да.
Павел Чухланцев:
— Поэтому очень важно эту буферную зону создать и над ней работать, чтобы человек, проходя через нее, постепенно, может быть, ее перерастая, затем реже открывал социальные сети, но чаще открывал Евангелие.
Кира Лаврентьева:
— В Евангелии Господь говорит нам, что «не вы Меня избрали, а Я вас избрал». И мы понимаем, что даже люди, которые попадают на ваши «Завтраки», это, наверное, люди не случайные, люди, в которых все-таки есть какой-то призыв и жажда что-то спросить, узнать, как-то познать истину. Наверное, в этом смысле крайне важно, чтобы люди не ушли в лайтовое православие, когда любовь, любовь. Сейчас у нас есть такая тема...
Павел Чухланцев:
— Да. Розовое христианство.
Кира Лаврентьева:
— Да, да. Мы все про любовь, про любовь, а что-то никто не может понять до конца, как эту любовь стяжать. Но мы же понимаем, что там, где Крест, там и Пасха. Там, где Воскресение Христово, там все-таки есть определенный уровень восхождения на Голгофу, которую так или иначе придется пройти каждому человеку в своей духовной жизни, только в разной степени интенсивности и в разном виде. Скажите, пожалуйста, уделяете ли вы реально по факту этому внимание? Не получается ли так, что это одно из ответвлений современных, когда все пришли, поговорили, Библию почитали и разошлись. А когда дело коснулось серьезных трудностей, то человек и не вспомнит, что он ходил и Библию читал, что-то пытался узнать, не обратится он к опыту Церкви, не обратится к Богу в своих молитвах. Как избежать этой опасности уйти в некоторую лайтовость, уйти в некоторую коммуникацию на церковные темы, но не уйти в духовную жизнь? Простите, я очень запутала вопрос.
Павел Чухланцев:
— Мне кажется, что тут дело в подборе тем. Если мы во время разговора, во время встречи говорим о тех сложностях, через которые мы проходим в церкви на духовном пути, а также просто на пути в светском обществе, говорим о тех проблемах, с которыми мы там сталкиваемся, то эта опасность говорить только о чем-то светлом, о светлой радостной части нашей веры снимается. Например, недавно мы выпускали публикацию про грусть, мы говорили о том, что грусть тоже ценна, нужно позволять себе грустить, грусть — это пространство часто для духовного роста. Мы не отказываемся от сложных тем, от темы страдания, преодоления. Мне кажется, что мы ведем к тому, чтобы человек постепенно употреблял все более твердую пищу. Важная идея наших встреч и публикаций — это Христоцентричность.
Кира Лаврентьева:
— Да, то есть вы начинаете со Христа и заканчиваете Христом. Спасибо вам огромное, это очень интересно. Но не могу не спросить, так как разговор у нас портретный, интервью у нас о вас, как вы возрастаете и меняетесь в течение развития вашего проекта? Происходят ли какие-то перемены внутри вас вследствие всех проведенных встреч, бесед, этих прекрасных материалов, которые вы готовите онлайн, офлайн. Это очень интересно.
Павел Чухланцев:
— Я думаю, что такая деятельность задает высокую планку. Очень сложно говорить о правильных вещах, если ты ими не живешь. Любой шаг в сторону внутри неизбежно...
Кира Лаврентьева:
— Он резанет сразу.
Павел Чухланцев:
-... отзывается сразу мыслью: вот ты так говоришь, а как ты живешь?
Кира Лаврентьева:
— Я вас очень понимаю.
Павел Чухланцев:
— Поэтому есть такой момент, это первое. Второе, на протяжении работы проекта мы находим все новые и новые проблемные вопросы для молодежи. Благодаря им, когда работаешь над текстами, погружаешься глубже в вероучение Церкви. Чтобы сформировать какой-то понятный и доступный ответ, нужно очень много прочитать, что об этом говорили святые отцы. Или когда мы готовим публикации, мы много читаем, когда мы готовим вот эти «Библейски завтраки», тоже погружаемся в вероучение Церкви. Конечно, все это мотивирует к тому, чтобы глубже разбираться в богословии.
Кира Лаврентьева:
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Дорогие друзья, напоминаю, что у нас в гостях Павел Чухланцев, руководитель проекта «Orthodox Hous». Павел, вот такой вопрос. Скажите, пожалуйста, ваша семья, ваши близкие участвуют с вами в этом проекте?
Павел Чухланцев:
— Да. В первую очередь меня очень поддерживает моя жена. Она филолог, выпускница МГУ, на старте все тексты, которые у нас появлялись в проекте, я обязательно отправлял ей, потому что хотелось, чтобы они были качественными. Чтобы соблюдалась внутренняя логика, чтобы не было опечаток, лишних знаков препинания. В какой-то момент она стала главным редактором в нашем проекте. Поэтому все, что в проекте происходит, можно сказать, проходит через нас, через наше обсуждение. В этом смысле нам очень интересно друг с другом и работать, и обсуждать, жить жизнью проекта.
Кира Лаврентьева:
— Семейную тему вы затрагиваете в своем проекте?
Павел Чухланцев:
— Мне кажется, что одна из актуальных тем для молодежи именно тема отношений. Поэтому, да, время от времени мы эту тему поднимаем.
Кира Лаврентьева:
— А что вообще актуально для молодежи на ваш взгляд сейчас?
Павел Чухланцев:
— Вот этот вопрос я обычно задаю, когда приезжаю в города, и мы общаемся с ответственными за молодежную работу. Они начинают накидывать, мы пишем целый список, вместе составляем. А потом я задаю этот вопрос молодежи самой, и они говорят: ну, вэйпы, например. Интересно, что сама молодежь так много о себе не думает, как мы о ней. Она не думает, какие проблемы ее задевают. Но можно выделить основные проблемы. Наверное, главная — это отношения. Отношения романтические, отношения с родителями, отношения с учителями, как их правильно выстраивать.
Кира Лаврентьева:
— Отношения с родителями — это избитая проблема отцов и детей, да?
Павел Чухланцев:
— Да.
Кира Лаврентьева:
— Так, с учителями то же самое, наверное. Ну да, три вечные темы. Хотела тогда спросить, исходя из этих тем, как вы составляете принципы своих бесед и встреч, соответственно, по какому принципу вы двигаетесь?
Павел Чухланцев:
— Я думаю, что эти темы подсказывает сама жизнь. Недавно, например, мы выбрали тему трудолюбие, потому что в нашей среде в команде Housа, все ребята — это студенты, которые одновременно работают, одновременно строят отношения. Этот в целом период от 20 до 30 лет очень напряженный в жизни каждого человека, и тема трудолюбия оказывается очень актуальной в этот период. Получается, что мы просто видим эти темы и поднимаем и берем.
Кира Лаврентьева:
— Трудолюбие — это интересно.
Павел Чухланцев:
— Скорее, речь идет про трудоголизм.
Кира Лаврентьева:
— Когда это тоже некая форма зависимости, да?
Павел Чухланцев:
— Страсти.
Кира Лаврентьева:
— С одной стороны лень у нас есть, с которой мы отчаянно боремся. С другой стороны, трудоголизм, когда человек уходит в это, как в способ побега от себя.
Павел Чухланцев:
— Да. И при этом есть еще праздность с одной стороны этой шкалы, есть здоровый труд и здоровый отдых и есть трудоголизм. Интересно, как соблюдать этот баланс, как его находить.
Кира Лаврентьева:
— Как находить? Давайте, мы немножко приоткроем завесу ваших бесед и узнаем, как они проходят.
Павел Чухланцев:
— У нас как раз недавно вышла публикация на эту тему. В ней мы говорили о том, что с момента сотворения мира Господь показывает, что мы должны отдыхать. Если помните, Он сначала творит мир, а последний день Он посвящает отдыху. Так же Он устанавливает обязательный выходной в качестве заповеди.
Кира Лаврентьева:
— Седьмой день.
Павел Чухланцев:
— Затем, когда мы заглядываем к святым отцам, все они говорят дружно о том, что праздность — это большой грех. Когда человек не трудится, то он теряет человеческий образ. Этот момент смущает. Кажется, что, получается, все-таки нельзя отдыхать. Но у Филарета Московского есть такая очень интересная фраза о том, что «праздность столь же изнурительна, как отдых приятен». То есть праздность и отдых нам нужно различать. Праздность — это те моменты, когда мы залипаем, до двух часов ночи смотрим сериалы, играем в компьютерные игры. Это то, после чего ты встаешь и думаешь, что ты убил время, как жаль. А есть отдых, и это могут быть моменты, проведенные с родными, какая-нибудь прогулка в парке, даже порой какой-то небольшой период ничегонеделания, чтобы набраться сил. Мне кажется, христианство всегда призывает к осознанности, и эта тема именно осознанности и личной ответственности всегда звучит у нас на «Библейских завтраках».
Кира Лаврентьева:
— Что бы вы хотели от этого проекта в итоге получить? Какая ваша сверхзадача в нем?
Павел Чухланцев:
— Мы видим проблему в том, что православные христиане редко открывают Библию, и мы сами редко открываем Библию, потому что кажется, что это что-то сложное, непонятное, в этом надо разбираться, надо себя заставлять. И удивительный эффект, который я получил сам от «Библейских завтраков» в том, что после первых же «Завтраков» я почувствовал в себе желание открыть Библию и почитать ее просто для себя.
Кира Лаврентьева:
— А раньше не было такого?
Павел Чухланцев:
— Раньше это, скорее, было для меня вопросом дисциплины.
Кира Лаврентьева:
— Обязанность.
Павел Чухланцев:
— И вопрос в том, что из дисциплины превратить это в желание, искреннее желание открыть Библию. И в принципе мы в «Housе» много говорим о разных духовных практиках, как их перевести из того, что мы должны делать, в то, чего мы искренне желаем. Наша большая цель для «Завтраков» в том, что мы верим, что со временем этот проект превратится в большое молодежное движение, в рамках которого тысячи молодых людей по всей России будут собираться, открывать Библию, читать, находить для себя ответы на реально волнующие их вопросы. Я вижу, что мы к этому движемся.
Кира Лаврентьева:
— На последнем «Завтраке» что вы разбирали в Библии?
Павел Чухланцев:
— На последнем «Завтраке» мы обсуждали пустословие.
Кира Лаврентьева:
— О! Это первое мытарство, если уходить в «Сказания о мытарствах преподобной Феодоры». Вы читали Библию и потом находили подходящее толкование святых отцов? Или как это происходит?
Павел Чухланцев:
— Да, методика такая, что сначала мы знакомимся, каждый немного рассказывает про себя, потому что состав участников постоянно меняется. Затем мы молимся, читаем отрывок, несколько минут просто думаем, размышляем про себя. Тот, у кого появляются мысли, может начинать их высказывать. Может быть, опираясь на какой-то свой жизненный опыт, на то, что он когда-то услышал или прочитал. Например, услышал в храме или прочитал у святых отцов. В течение обсуждения мы несколько раз возвращаемся к тексту, если мы чувствуем, что начинаем уходить не туда — молодежь вся активная, им интересно в целом даже просто поболтать о жизни — то мы снова берем минуту для того, чтобы перечитать этот отрывок и подумать, что для нас в нем открывается нового, о чем мы еще не успели подумать. И в конце мы берем еще несколько минут, чтобы подумать в целом, какие важные мысли и открытия для нас сегодня прозвучали, и каждый высказывается, говорит что-то одно или несколько подобных инсайтов.
Кира Лаврентьева:
— Вы сказали, что вы молитесь, прежде чем что-либо обсуждать. Это интересно, потому что вы же сидите в кафе, в центре Москвы. Наверняка вокруг вас много людей. Как реагируют окружающие на вашу молитву и на чтение Библии?
Павел Чухланцев:
— Во-первых, особенность «Завтраков»... Мне кажется, многие до нас не доходят именно потому, что «Завтраки» начинаются в 8 часов утра.
Кира Лаврентьева:
— Та-ак.
Павел Чухланцев:
— Мне самому приходится в семь утра вставать, у нас есть ребята, которые в 5-6 утра встают, чтобы приехать на эти «Завтраки». Поэтому людей в кафе в это время практически нет. Еще важный момент в том, что эта кофейня находится при храме, она прямо в здании храма. Называется «Остров Пасхи».
Кира Лаврентьева:
— Я понимаю, где это находится.
Павел Чухланцев:
— И это место интересно само по себе, потому что на стенах изображены жены-мироносицы, есть подвальное помещение, которое изображает собой гробницу. Нам очень повезло с местом проведения.
Кира Лаврентьева:
— Так, в 8 утра. А было такое, что кто-то хотел к вам присоединиться, спрашивал, можно ли мне к вам? Какой-то интерес вы вызываете у окружающих в таком реальном осязаемом пространстве?
Павел Чухланцев:
— Да, как я сказал, в кофейне несколько залов, и зал, в котором мы сидим, мы чаще всего нашей компанией его полностью занимаем. Получается, что человек, который заходит в этот зал, чувствует, что ему здесь будет некомфортно посидеть или поработать, потому что идет это обсуждение. Однажды к нам зашел пожилой человек и сказал: я хочу обсудить Библию с вами. Но наш «Завтрак» уже подходил к концу, мы сказали ему об этом. Важное условие в том, что к нам может попасть только молодежь, только люди до 30 лет.
Кира Лаврентьева:
— То есть если придет человек пожилой, вы его не возьмете?
Павел Чухланцев:
— Да, и причина здесь в следующем.
Кира Лаврентьева:
— Как это прискорбно. Мы со звукорежиссером сейчас грустно переглянулись.
Павел Чухланцев:
— Причина здесь в следующем, что наши молодежки со временем часто превращаются в стародежки. Люди вырастают...
Кира Лаврентьева:
— Естественно.
Павел Чухланцев:
— ...но по-прежнему чувствуют себя молодыми, энергичными. Таким образом, к сожалению, закрывают путь для подростков в эту молодежку. Потому что мы получаем следующую ситуацию: у нас сидит парень 15-летний, у которого трагедия — это двойка и первая любовь. А рядом, например, девушка 35-ти лет, скажем, для которой актуальная проблема — это ипотека, отношения с детьми. Им просто не о чем говорить. Получается, что ребенок, попадая в эту среду стародежки, не задержится в ней. Очень важно, мне кажется, для молодежных проектов вводить четкое ограничение по возрасту.
Кира Лаврентьева:
— Спасибо огромное, Павел. Вы горите этим делом, это сильно видно и чувствуется, когда с вами общаешься. Огромное спасибо вам за такой подробный разговор. Дорогие друзья, это был «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. У нас в гостях был Павел Чухланцев, руководитель проекта «Orthodox Hous». Всю информацию об этом проекте вы можете найти. Вброс, наверное, в поисковый запрос, в одном из ресурсов в интернете, и там в первых строках можно будет что-то найти.
Павел Чухланцев:
— Да, да. У нас есть сайт, у нас есть вконтакте, телеграм группа, можно зайти туда.
Кира Лаврентьева:
— Спасибо огромное, спасибо, Павел. Помощи Божией вам и удачи во всем. Дорогие наши слушатели, всего хорошего и до свиданья.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.