Когда я говорю слово «гвоздика», что я имею в виду — цветок или приправу? А если «шляпка», то, что это — часть гриба или головной убор? Вы уже догадались, что я говорю о таком языковом явлении, как полисемия, то есть многозначность. Слово одно, а смыслов несколько.
Самый богатый на значения глагол — это слово «идти». В словаре основное его определение — передвигаться пешком, перемещаться. Второй смысл выражен во фразе «идёт дождь». Есть и другие значения: «идёт время», «идут годы», а также издалека к нам «идёт письмо». В кулинарных рецептах можем встретить такое выражение: «На литр воды идёт три ложки сахара». А в сфере моды: «Вам очень идёт этот цвет».
В многозначном слове основное и переносное значения обязательно связаны по принципу схожести. Например, «нос» лодки и «нос» человека. Поэтому мы не будем путать их с омонимами, то есть словами, которые одинаково пишутся, но совершенно не связаны между собой по смыслу. Например, лук, из которого стреляют, и лук, который едят. Это совершенно разные слова, а не многозначные.
Кое-кто считает (даже некоторые учёные), что многозначность часто мешает, лучше, если слово будет иметь одно значение. Ведь тогда высказывание будет более прямолинейным, и не возникнет возможности для другого толкования. Но ведь многозначность — это языковое богатство, она даёт основу для создания фразеологизмов, метафор, речевых игр, пословиц, стихов, шуток и каламбуров. Было бы жаль отказываться от такого интересного языкового явления. В подтверждение этому хочу прочесть шуточное стихотворение поэта Якова Козловского:
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички.
— Что вы ели там?
— Лисички!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Путь в Церкви». Митрополит Николай (Пачуашвили)
У нас в гостях был митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай (Пачуашвили), заместитель председателя отдела миссии и евангелизации Грузинской Православной Церкви.
Наш гость рассказал о своем пути к вере и церковному служению, а также об удивительных людях, которые повлияли на его жизнь и отношение к Православию.
Владыка вспоминал свои детские размышления о смерти и вечности и как это помогло ему задуматься о существовании Бога. Рассказал, как начинался его путь в Церкви, о первых попытках держать пост, о том, как в юности попал на Пасхальную Патриаршую службу в Елоховском соборе, о первой исповеди и о том, как пришло понимание необходимости участия в Литургии.
Кроме того, разговор касался искусства. Владыка говорил о евангельских притчах, как первом христианском художественном языке, рассуждал о кино как способе говорить с человеком о главном, размышлял о разных смысловых уровнях художественного произведения.
Также гость поделился воспоминаниями о старце Гаврииле Ургебадзе, рассказал о влиянии книг иеромонаха Серафима (Роуза) и о брате Иосифе — хранителе Иверской Монреальской иконы Богородицы.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Благотворительный фестиваль "Звезда Рождества" 2025-2026». Леонид Лундстрем, Юлия Данилова
Еженедельно гостями программы «Делатели» становятся люди, для которых помощь ближним, благотворительность, социальное служение стали неотъемлемой, важной частью жизни. Люди, способные вдохновлять своим примером. В этот раз у нас в студии были главный редактор портала «Милосердие.ру», организатор фестиваля «Звезда Рождества» Юлия Данилова и педагог, скрипач Леонид Лундстрем.
Разговор шел о том, как расширяется благотворительный фестиваль, о том, как, благодаря этому фестивалю, можно интересно и с пользой провести праздничные Рождественские дни, о музыке духовной и светской и о том, как композиторы в своих произведениях поднимали духовные темы.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 74. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.
2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои.
3 "Когда изберу время, Я произведу суд по правде.
4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее".
5 Говорю безумствующим: "не безумствуйте", и нечестивым: "не поднимайте ро'га,
6 не поднимайте высоко ро'га вашего, [не] говорите [на Бога] жестоковыйно",
7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,
8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;
9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.
10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,
11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.











