После кончины Ярослава великое княжение Владимирское перешло к брату его Святославу, который утвердил сыновей Ярослава на уделах, данных им отцом.
С этого времени начинается новая пора в жизни Александра Невского. Он понял своим глубоким умом полную невозможность борьбы с Татарами до наступления лучших времен, и понял также, что только безусловным повиновением нашим новым властителям можно спасти Родину от всех ужасов Татарского нашествия.
Поэтому вся жизнь Александра после кончины отца была направлена к тому, чтобы приобрести полное доверие к себе со стороны Татар. Для того, чтобы они позволили бы отдохнуть и собраться со свежими силами полураздавленной Русской народности.
Для достижения этой великой и святой цели Александр не щадил себя. Он шел на всякие опасности и труды. И испил до дна горькую чашу унижений от Татар. Вместе с тем, он прошел также через ряд самых глубоких душевных страданий, так как зачастую не был понят даже своими близкими и родными.
Оплакав смерть отца, Александр получил грозное приглашение Батыя явиться к нему. Он отправился вслед за своим братом Андреем, выехавшим ранее.
Когда Александр прибыл в ханскую ставку, то Татарские волхвы потребовали, чтобы он прошел «сквозь огонь и поклонился идолам». Готовый претерпеть для блага Родины всевозможные унижения, Александр не счел, однако, возможным совершить что-либо противное христианской совести. На гнусное предложение волхвов, он бестрепетно отвечал: «Я — христианин и мне не подобает кланяться твари...»
Спокойное мужество Александра поразило придворных хана, которые тотчас отправились доложить об его ответе Батыю. К общему удивлению, Батый прислал сказать, что он разрешает Александру предстать перед его очи, без исполнения обрядов, требуемых волхвами.
И вот, Русский князь Александр, знаменитый победитель Шведов, Немцев и Литовцев, прекрасный и светлый как ангел, вошел в шатер грязного Татарина, поработителя его Земли и убийцы многих ближних родственников. Разложил принесенные дары, пал перед ним на колени и смиренно склонил голову.
Много веков прошло с тех пор, но и теперь сердце каждого Русского человека должно болезненно сжиматься, вспоминая это тяжкое унижение лучшего из Русских князей. Батый несколько времени любовался преклоненным перед ним героем. Наконец, обращаясь к окружающим, произнес: «Правду говорили мне: нет князя, равного этому».
От Батыя Александру с братом Андреем пришлось совершить длинный и трудный путь в далекую Татарию, для представления великому хану. И, конечно, пройти и там через ряд горьких унижений.
Вернувшись к началу 1250 года в Русскую Землю, Александр отправился в Новгород, где был встречен жителями с большой радостью. И стал усердно заниматься делами Святой Софии.
Скоро в Новгород к нему прибыло чрезвычайное посольство от папы Иннокентия Четвертого. Папа прислал к нему кардиналов Гольда и Гемента, с письмом, в котором требовал перехода Александра вместе со всем Русским народом в Латинство.
Хитрые кардиналы стали всячески его уговаривать перейти в Латинство, уверяя, что, только отрекшись от Православия, он найдет помощь у Западных государей и тем спасет как себя, так и свой народ, от Татар.
На это Александр грозно отвечал им: «...от вас учения не принимаем».
Сообщив этот же ответ папе в письме, Александр отправил кардиналов домой и продолжал ревностно заниматься Новгородскими делами с тем, чтобы привести их в порядок и иметь возможность отправиться для многотрудной деятельности в Киев.
Однако Александр заболел какою-то опасной болезнью, что вызвало сильнейшее беспокойство во всем Новгороде и задержало выезд в Киев. Затем, едва оправившись от болезни, Александр должен был приложить все свои заботы на предупреждение голода, грозившего Новгороду в 1252 году, вследствие дурной весны.
Занятия этими делами были неожиданно прерваны. Вместо Батыя, за его старостью, в Сараевской Орде стал править сын его — Сартак, к которому надлежало спешить на поклон. Во Владимире в это время произошли страшные беспорядки, вызвавшие второе нашествие Татар.
Александр поспешил в Орду, чтобы представиться Сартаку и умилостивить его гнев. На своем пути он встретил войска Неврюя, шедшие опустошать Суздальский край.
Александр сумел умилостивить Сартака, и возвращался с пожалованием на великое княжение, но поздно: Татары уже уходили с торжеством, разорив и ограбив все, что было в их силах.
Сердечно встреченный владимирцами, Александр должен был, подобно покойному отцу, хоронить трупы, восстанавливать храмы и жилища. И призывать жителей, разбежавшихся по лесам, вернуться в свои владения.
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. Об отношении христиан друг к другу

В 15-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Об отношении христиан друг к другу — игумен Лука (Степанов).
Часто о неудобных для нас людях говорится: «Мы его не примем, это не наш». Апостол учит стремиться увидеть в каждом своего. Принять ближнего — это значит носить бремена его, это значит потерпеть его несовершенство, его ограниченность. «Господь», напоминает апостол, «вас принял, грешников, и отверз для вас объятия вечной жизни не тогда, когда уже вы были хороши, а когда плохи». Так что этими словами апостола побуждаются ученики его в отношении немощных, слабосильных, маловерных не гневом и неприязнью воодушевляться, но, напротив, кротостью такой растящей матери, доилицы, которая вскармливает своих телят, так и в отношении всех немощных, но расположенных, тем не менее, ко Господу, но совершающих шаги в сторону Церкви, являть великое долготерпение — им вооружаться. И тогда победим и мы, и они, а во всех нас Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема