Спаситель Отечества — Михаил Илларионович Кутузов — невероятно талантливый полководец, которого Наполеон называл «старым северным лисом».
В августе 1812 года, когда война с французами была в разгаре и русская армия несла серьезные потери, император Александр Первый назначил Кутузова главнокомандующим. Кутузов сдал Москву, но именно этот маневр, вызвавший поначалу у многих недоумение и неодобрение, в конце концов обеспечил победу России над Францией. Военная стратегия Кутузова была полна хитростей и противоречий, однако именно благодаря гениальным тактическим маневрам он добился того, что наполеоновская армия с позором покинула и первопрестольную столицу, и Россию.
Как Александр Васильевич Суворов характеризовал Михаила Илларионовича Кутузова?

Шла Отечественная война 1812 года. 13 сентября в подмосковной деревне Фили, в простой крестьянской избе собрались генералы отступавшей русской армии. Решалась судьба Москвы. Большинство военачальников с воодушевлением говорили о том, что у стен первопрестольной нужно непременно дать бой наступавшим французам. Спорили, шумели. Лишь один человек — крупный, седоволосый, в старом мундире — молчаливо сидел на скамье в углу. В разгар очередного спора человек поднялся, и все вокруг смолкли. «Москву надобно сдать без боя. Всю ответственность за сие решение возлагаю на себя», — твёрдо сказал он. Это был главнокомандующий русской армии, генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.
Именно этот манёвр, вызвавший поначалу у многих недоумение и неодобрение, в конце концов обеспечил победу России над Францией в Отечественной войне 1812 года. Спаситель Отечества — так стали звать Кутузова в народе после разгрома наполеоновской армии. Восхищаясь гением полководца, Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, усыпляя Наполеона и выжидая роковой минуты». Военная стратегия Кутузова, действительно, на первый взгляд казалась многим парадоксальной. В решающие, казалось бы, моменты вместо того, чтобы биться до последней капли крови, он вдруг предпочитал отступить — как это было, например, в Бородинской битве и позже, под Москвой. Однако своей дальновидностью, проницательностью и мудростью Михаил Илларионович умело обращал отступления и поражения в блистательные победы. Военная хитрость, искусное умение вводить противника в заблуждение и способность действовать скрытно от врага были коньком прославленного полководца. Недаром Наполеон прозвал Кутузова старым северным лисом.
Необыкновенный талант стратега в будущем фельдмаршале заметил и по достоинству оценил сам Суворов. В декабре 1790 года под командованием генералиссимуса Михаил Илларионович, тогда ещё — генерал-майор, принимал участие в штурме турецкой крепости Измаил. Именно после этой знаменательной битвы Суворов метко охарактеризовал Кутузова, сказав о нём: «Умён, хитёр. Никто его не обманет». В августе 1812 года, когда война с французами была в разгаре и русская армия несла серьёзные потери, император Александр Первый назначил Кутузова главнокомандующим. На столь высокое назначение Михаил Илларионович отреагировал своеобразно. «Победить Наполеона не берусь, перехитрить — попробую», — заявил он.
Однако не только на хитрость полагался Кутузов в своём служении Отечеству. Многие из тех, кто близко знал фельдмаршала, утверждали, что он умеет прислушаться к Богу, понять Его произволение. Кстати, этот факт отразил в своём романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой. В 4-м томе классик пишет о Кутузове: «Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение...». Кутузов сдал Москву. Но после этого гениальными тактическими манёврами добился того, что наполеоновская армия с позором покинула и первопрестольную столицу, и Россию. А русская армия, избежав ненужного кровопролития, сохранила боеспособность и смогла освободить Европу от тирании Наполеона.
Любопытную мысль о Кутузове высказал военный хирург Жан Массо. Раненный в голову в битве под Очаковом, Михаил Илларионович проходил у него лечение в 1788 году. Это было уже второе ранение Кутузова. Первое он получил четырнадцатью годами ранее, под Алуштой, в ходе Русско-Турецкой войны — и тоже в голову. Пуля прошла навылет, через глаз. Зная об этом, Массо полагал, что Кутузов назначен к чему-нибудь великому, поскольку остался жив после двух ран, смертельных по всем законам медицинской науки того времени. Время и события показали, что хирург не ошибся. И до сегодняшнего дня, вот уже более двух веков, слава Кутузова неразрывно соединена со славою России.
Все выпуски программы Жизнь как служение
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 233 зач., VI, 10-17

Комментирует священник Антоний Борисов.
Когда молодые монахи однажды спросили святого Антония Великого, какую добродетель нужно прежде всего просить у Бога, тот ответил — рассудительность. Именно так. Здоровая, освящённая Господом рассудительность способна помочь нам принять правильные решения, сделать верные выводы и избежать вредных крайностей. Теме рассудительности, среди прочего, посвящён отрывок из шестой главы послания апостола Павла к Эфесянам, что читается сегодня утром в храме во время богослужения.
Глава 6.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Возникновение Церкви Христовой в день Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда на апостолов сошёл Дух Святой, стало огромным по значению событием для всего человечества. Но, как известно, даже самый обильный дар благодати, от Бога исходящей, не упраздняет человеческой свободы. Не только в том смысле, что человек может принять или отвергнуть этот дар, но и в том, как человек способен использовать благодать Божию. Во благо или во осуждение.
Об этом и рассуждает апостол Павел в прозвучавшем отрывке из послания к христианам Эфеса. Перед этими людьми, обратившимися из язычества, стояли два рода искушений. Первый заключался в том, чтобы лукаво совместить христианскую веру с прежним образом жизни. На практике — быть только внешне членами Церкви, а на самом деле оставаться язычниками, прикрываясь соблюдением некоторых обрядов и правил. Такое лицемерие апостол Павел нещадно обличает, прямо говорит о невозможности служить одновременно Богу и идолам — не столько внешним, осязаемым, сколько внутренним, замаскированным.
Существовал и другой тип крайности. То, что можно было бы назвать духовным радикализмом, который заключался в поиске причин каких-то нестроений исключительно в людях, во внешнем. Опасность такого видения заключалась в том, что человек начинал заботиться не столько о своём духовном мире и покаянии, сколько принимался бороться с другими людьми. Часто по причине того, что себя и свои убеждения считал по умолчанию идеальными. И апостол Павел призывает эфесских христиан не увлекаться поиском врагов, расклеиванием ярлыков — кто праведник, а кто нет.
Павел, в частности, пишет: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Таким образом, апостол призывает читателей сохранять чистый, искренний, праведный образ жизни. Только благочестие, основанное на любви к Богу, и является единственным средством победы над тёмными силами, над злом, которое, к сожалению, по-прежнему влияет на мир. И апостол пишет: «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности».
Только целостность веры и жизни способна приблизить человека к Господу. И одним из признаков этого приближения становится освящённая Богом мудрость, способная отделять людей от их ошибок. Что очень важно. Потому что, с одной стороны, мы признаём — человек хорош, но не сам по себе, а потому что Богом сотворён. С другой стороны, мы не ставим знака равенства между человеком и его образом жизни. Ведь человек далеко не всегда правильно распоряжается своей свободой. И мы не должны закрывать глаза на творимое людьми зло. Но обличая зло, мы не имеем права унижать кого-либо, оскорблять, презирать. Это не христианское поведение, о чём и призывает помнить апостол Павел, сам умевший здраво, без лукавства и озлобленности, в согласии с заповедями Божиими рассуждать. А именно, различать человека и его ошибки, человека благословляя и поддерживая, а его промахи в хорошем смысле обличая и, что более важно, помогая исправить. Чему и нам, безусловно, стоит постоянно учиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 10. Богослужебные чтения
Не раз в Священном Писании говорится о том, что Бог любит правду и ненавидит ложь. О какой именно правде идёт речь? Ответ на этот вопрос находим в псалме 10-м пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 10.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?
2 Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.
3 Когда разрушены основания, что сделает праведник?
4 Господь во святом храме Своём, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят на нищего; вежды Его испытывают сынов человеческих.
5 Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.
6 Дождём прольёт Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши;
7 ибо Господь праведен, любит правду; лицо Его видит праведника.
Когда Давид был юношей, он спасался бегством от царя Саула, который по причине зависти и ревности хотел его убить. Когда Давид сам стал царём и достиг зрелого возраста, он спасался бегством от собственного сына, Авессалома, который поднял против отца мятеж и стремился отнять у него не только власть, но и жизнь. Одним словом, Давид не понаслышке знал, что такое спасать свою жизнь бегством.
А потому только что прозвучавший псалом, который, видимо, написан по поводу очередного социально-политического потрясения, начинается со слов недоверия, которое Давид высказывает своим советникам: «как же вы говорите душе моей: "улетай на гору вашу, как птица"?» Богатый жизненный и духовный опыт подсказывал царю, что в конечном счёте спасают не быстрые ноги и не тайные, скрытые от посторонних глаз убежища. Спасает Господь. Поэтому и начинает он словами: «На Господа уповаю». Иными словами, теперь я не побегу. Теперь я не вижу в этом смысла. Теперь я отдам всё в руки Божии.
Глубокая мудрость скрывается в этих словах. Очевидно, что у всякого из нас есть такой период в жизни, когда мы просто учимся выживать в этом мире. И на протяжении этого времени все средства, которые мы используем для выживания, как нам кажется, хороши. Мы решаем свои проблемы так, как можем. Зачастую, не особо советуясь со своей совестью. Наша задача проста — выбить своё место под солнцем, обойти конкурентов, забраться как можно выше, просто не быть съеденным злопыхателями. Мы не особо внимательны к себе. Не особо задумываемся о мотивах и последствиях своих поступков. Мы не желаем видеть правду о самих себе. И Бог терпит это. Он по милости Своей даёт нам время.
Однако неизбежно каждый из нас приходит к той точке, когда мы оказываемся перед выбором: или убежать и спрятаться, то есть закрыться от проблемы своими привычными словами и поступками и потерять окончательно своё достоинство, или остановиться и встретиться лицом к лицу с тем, от чего бегал всю жизнь. А потом на свой страх и риск поступить по-новому. С упованием на Творца и с доверием Ему. Поступить по Его закону.
По словам Давида, те потрясения, которые выпадают на нашу долю, — это каждый раз приглашение к такому мужественному поступку. Поэтому и говорит Давид сегодня: «Господь испытывает праведного». И с каждым разом этот призыв всё настойчивей. Так Бог напоминает, что всякому из нас неизбежно придётся пойти на этот шаг.
Только мы сами можем ответить себе на вопрос «чего я боюсь, от чего бегу», выражаясь словами прозвучавшего псалма, от чего и почему каждый раз «улетаю на гору, как птица». Увидеть это — уже огромный шаг на пути духовного взросления. Но увидеть это однозначно придётся. Потому что, как пишет Давид, «Господь праведен и любит правду». И лишь тогда, когда мы признаём эту правду, наши отношения с Богом становятся по-настоящему полноценными. И для каждого из нас это в первую очередь правда о себе самом.
Псалом 10. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 10. (Церковно-славянский перевод)











