— Мама, посмотри. Это наш Зарайский кремль изображён на картине Михаила Абакумова «Весна разгорается»? Давай попробуем отыскать здесь здание музея, в котором мы сейчас находимся?
— Ну-ка, ну-ка... На полотне, действительно, показана территория древней крепости. Круглая башня с остроконечным верхом очень похожа на Караульную — ту, что нам видна в окно. И стена крепостная так же тянется от неё. И храм, что виднеется за деревьями в центре картины, напоминает собор Иоанна Предтечи в Зарайском кремле. Но вот рядом ещё одна церковь, с шатровым куполом — очень своеобразная, такой у нас точно нет. И здания кремлевского музея я не вижу. Вместо него какой-то сарай деревянный. В общем, Катя, я запуталась.
— Если не возражаете, я помогу вам разобраться.
— Помогите, пожалуйста!
— Сделайте одолжение!
— На картине Михаила Абакумова «Весна разгорается» мы видим не Зарайский кремль, а Коломенский. Между этими крепостями, действительно, много общего. Обе они были построены в конце двадцатых — начале тридцатых годов шестнадцатого столетия по указу великого князя Василия Третьего.
— Для защиты?
— Совершенно верно. Тогда на Московское княжество совершали многочисленные разорительные набеги казанские и крымские татары. Зарайская и Коломенская крепости входили в единую линию укреплений на южных рубежах. Обе сослужили добрую службу не только при Василии Третьем, но и при его сыне, Иване Грозном. С тех далёких времен на территории Коломенского Кремля сохранилась Успенская церковь.
— Она есть на картине?
— Да. Та самая, которую вы справедливо назвали своеобразной. На полотне Михаила Абакумова видно — купол-шатёр покоится прямо на здании храма. Редкий образец церковного зодчества шестнадцатого века.
— А про вторую церковь на картине вы что-нибудь знаете?
— Это храм Михаила Архангела, построенный в начале девятнадцатого столетия. Он расположен за пределами Коломенского кремля и достаточно удалён от той точки, где стоял мольберт художника. Однако, благодаря внушительным размерам здание хорошо просматривается. Из-за крепостной стены выглядывает массивная ротонда с полукруглым куполом, а над ней — небольшая главка на изящном барабане. Классический стиль роднит этот храм с собором Иоанна Предтечи в Зарайском кремле.
— А меня знаете, что удивляет в работе Михаила Абакумова? Что на первый план своей картины он вывел не великолепные храмы, а какой-то деревянный барак — то ли сарай, то ли склад. Перед ним мы видим жёлтый трактор, рядом какой-то человек запрягает лошадь. Зачем сосредотачивать внимание зрителя на обыденном?
— Я бы сказал — на жизни. Михаил Георгиевич — предельно правдивый художник. В 1985 году, когда он писал свою картину, на территории Коломенского кремля располагались такие вот хозяйственные постройки, и он запечатлел примету времени. Но все-таки не деревянный сарай — главный объект внимания на этой картине.
— А что? А что же тогда?
— Свет. Художник посвятил свою картину нарастающей силе весеннего солнца. Недаром он назвал своё полотно не «Коломенский кремль», а «Весна разгорается». Он живописал вечер, какие бывают в начале марта. Морозы ещё не отступили, кругом лежит снег. Но предзакатный час уже не тонет стремительно в сумерках, как это бывало зимой, а длится, переливаясь золотыми и розовыми красками в нежно-голубом небе. В этом сиянии обыденность преображается, наполняется особым смыслом.
— Каким?
— В игре солнечных лучей художник видел образ присутствия Бога в нашей жизни. Картина Михаила Абакумова «Весна разгорается» дышит надеждой, что Господь не оставляет человека своей милостью.
Картину Михаила Абакумова «Весна разгорается» можно увидеть в Государственном музее-заповеднике «Зарайский кремль».
Все выпуски программы: Краски России
Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 54 зач., III, 1-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Разные виды деятельности накладывают на человека различные степени ответственности перед окружающими. Например, одно дело тихо и мирно ремонтировать обувь. Ты в данном случае отвечаешь только перед заказчиком. Совершенно иная ситуация складывается, когда ты работаешь учителем. Тут уже в твоих руках оказывается будущее — ты несёшь ответственность перед многими людьми, отвечаешь за судьбу общества. О данной теме рассуждает в отрывке из 3-й главы своего послания апостол Иаков. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
Апостол Иаков, сын Иосифа Обручника от первого брака, сначала не верил в то, что его сводный брат — Иисус — это Тот самый Спаситель. И даже пытался препятствовать служению Христову. Но чудо Воскресения всё изменило. Воскресший Спаситель явился Своему сводному брату и уверил его в том, что Он и есть Мессия. Иаков не только поверил во Христа, но решил посвятить себя служению Церкви, став впоследствии первым епископом Иерусалимской Церкви.
Иаков, конечно же, прекрасно понимал, что прошлого переписать невозможно. И люди прекрасно помнят, как он ругал Господа Иисуса, обличал Его, требовал прекратить проповедовать. Испытывая чувство покаяния, первый епископ Иерусалима служил ревностно, делал всё, чтобы искупить совершённые ошибки. Иаков также осознавал, что права на ещё какие-либо промахи у него просто нет. А потому к себе относился со всей строгостью.
Призывает Иаков к сдержанности, мудрости и своих читателей. Во-первых, святой предупреждает, что далеко не всем следует соглашаться на служение учителей и проповедников христианской веры. Иногда лучше заниматься менее заметным и ответственным служением. Ведь если ты взялся других учить вере, будь добр на деле соответствовать тому, в чём иных наставляешь. А если слова и поступки твои разнятся, значит, ты сам обрёк себя на обиднейшую неудачу.
Святой призывает с ответственностью относиться к дару слова. Язык — это то, что отличает человека от иных живых существ и то, что роднит нас с нашим Творцом. Господь с помощью Слова, через Слово сотворил наш мир. Сын Божий Иисус Христос проповедовал с помощью слова Своё спасительное учение и оставил его (это учение) нам через Своих апостолов. Мы, собираясь на богослужение, приносим Богу словесную бескровную жертву нашей молитвы. Таким образом, слово оказывается важнейшим инструментом нашего освящения, мостиком, который связывает нас с реальностью Царства Небесного.
Но апостол Иаков предупреждает, что слово может стать и инструментом погибели. В особенности тогда, когда оно наполнено злобой, ненавистью, презрением. И такого способа использования дара речи вокруг нас предостаточно. Что скрывать, сегодня многие наши современники с помощью мата не ругаются, а просто разговаривают. И не в состоянии как-то иначе выразить свои мысли.
Мат — не какая-то магическая история. Это, прежде всего, оскорбление и достоинства человека, и достоинства Бога. Ведь мат оскверняет ещё одну важнейшую способность каждого из нас — возможность дарить любовь, создавать новую жизнь. И такое оскорбительное поведение, в конечном счёте, приводит к общей деградации как матерщинника, так и общества, которое решило для себя, что нет ничего страшного в осквернении себя, и речи, и жизни как таковой. И ужасно, когда бранную речь позволяют себе те, кто претендует быть учителями общества. Будем же дорожить словом — удивительным даром Божиим. Чтобы с его помощью освящать, а не губить мир вокруг нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как привить ребёнку важные жизненные ценности? Об этом и многом другом узнайте в журнале «КлеверЛаб»
Команда проекта «Клевер Лаборатория» развивает уникальный ресурс — интернет-журнал «КлеверЛаб». Его задача — помочь родителям и педагогам привить детям важные жизненные ценности и сформировать в них крепкую внутреннюю опору. Над созданием материалов трудится команда детских психологов, педагогов, методистов и священников.
Для многих людей журнал «КлеверЛаб» уже стал добрым помощником не только в семейной жизни, но и в работе. Своим опытом поделилась Наталья Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе в лицее города Фрязино Московской области: «В современном мире всё очень быстро меняется и в этом бурном потоке теряются важные для человека понятия. Чтобы сегодня объединить ребят в слаженный коллектив, нужно хорошо потрудиться. На помощь нам приходят материалы, подборки мультфильмов и заданий от журнала „КлеверЛаб“. Особенно выручают игры, которые позволяют на деле показать — что такое единство и формируют в детях такие важные понятия, как ответственность, дружба, взаимовыручка и помощь».
На страницах интернет-журнала «КлеверЛаб» вы найдёте много полезных подборок и материалов.
Этот проект создан для всех, кому небезразлично будущее детей. И чтобы он продолжал развиваться, ему важна поддержка. Любая, даже небольшая, финансовая помощь позволит редакции журнала создавать больше интересных статей. Чтобы найти проект в интернете, наберите в поисковой строке: «журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святые в древнерусской литературе». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святых в произведениях древнерусской литературы, какие литературные жанры существовали в период с 11 по 17 века, в чем были особенности жанра житий святых, кто были их авторы, а также в каких еще литературных памятниках появлялись образы святости.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер