Михаил Абакумов. «Весна разгорается» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Михаил Абакумов. «Весна разгорается»

* Поделиться
Фото: PxHere

— Мама, посмотри. Это наш Зарайский кремль изображён на картине Михаила Абакумова «Весна разгорается»? Давай попробуем отыскать здесь здание музея, в котором мы сейчас находимся?

— Ну-ка, ну-ка... На полотне, действительно, показана территория древней крепости. Круглая башня с остроконечным верхом очень похожа на Караульную — ту, что нам видна в окно. И стена крепостная так же тянется от неё. И храм, что виднеется за деревьями в центре картины, напоминает собор Иоанна Предтечи в Зарайском кремле. Но вот рядом ещё одна церковь, с шатровым куполом — очень своеобразная, такой у нас точно нет. И здания кремлевского музея я не вижу. Вместо него какой-то сарай деревянный. В общем, Катя, я запуталась.

— Если не возражаете, я помогу вам разобраться.

— Помогите, пожалуйста!

— Сделайте одолжение!

— На картине Михаила Абакумова «Весна разгорается» мы видим не Зарайский кремль, а Коломенский. Между этими крепостями, действительно, много общего. Обе они были построены в конце двадцатых — начале тридцатых годов шестнадцатого столетия по указу великого князя Василия Третьего.

— Для защиты?

— Совершенно верно. Тогда на Московское княжество совершали многочисленные разорительные набеги казанские и крымские татары. Зарайская и Коломенская крепости входили в единую линию укреплений на южных рубежах. Обе сослужили добрую службу не только при Василии Третьем, но и при его сыне, Иване Грозном. С тех далёких времен на территории Коломенского Кремля сохранилась Успенская церковь.

— Она есть на картине?

— Да. Та самая, которую вы справедливо назвали своеобразной. На полотне Михаила Абакумова видно — купол-шатёр покоится прямо на здании храма. Редкий образец церковного зодчества шестнадцатого века.

— А про вторую церковь на картине вы что-нибудь знаете?

— Это храм Михаила Архангела, построенный в начале девятнадцатого столетия. Он расположен за пределами Коломенского кремля и достаточно удалён от той точки, где стоял мольберт художника. Однако, благодаря внушительным размерам здание хорошо просматривается. Из-за крепостной стены выглядывает массивная ротонда с полукруглым куполом, а над ней — небольшая главка на изящном барабане. Классический стиль роднит этот храм с собором Иоанна Предтечи в Зарайском кремле.

— А меня знаете, что удивляет в работе Михаила Абакумова? Что на первый план своей картины он вывел не великолепные храмы, а какой-то деревянный барак — то ли сарай, то ли склад. Перед ним мы видим жёлтый трактор, рядом какой-то человек запрягает лошадь. Зачем сосредотачивать внимание зрителя на обыденном?

— Я бы сказал — на жизни. Михаил Георгиевич — предельно правдивый художник. В 1985 году, когда он писал свою картину, на территории Коломенского кремля располагались такие вот хозяйственные постройки, и он запечатлел примету времени. Но все-таки не деревянный сарай — главный объект внимания на этой картине.

— А что? А что же тогда?

— Свет. Художник посвятил свою картину нарастающей силе весеннего солнца. Недаром он назвал своё полотно не «Коломенский кремль», а «Весна разгорается». Он живописал вечер, какие бывают в начале марта. Морозы ещё не отступили, кругом лежит снег. Но предзакатный час уже не тонет стремительно в сумерках, как это бывало зимой, а длится, переливаясь золотыми и розовыми красками в нежно-голубом небе. В этом сиянии обыденность преображается, наполняется особым смыслом.

— Каким?

— В игре солнечных лучей художник видел образ присутствия Бога в нашей жизни. Картина Михаила Абакумова «Весна разгорается» дышит надеждой, что Господь не оставляет человека своей милостью.

Картину Михаила Абакумова «Весна разгорается» можно увидеть в Государственном музее-заповеднике «Зарайский кремль».


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем