
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена и во всех обществах встречались люди, которых можно было бы назвать праведниками, потому что они отличались от своих современников особенным вниманием к нравственной жизни. Естественно, подобные люди особенно остро переживали несовершенство общественной жизни и в своих молитвах взывали к Богу о торжестве справедливости. Но что же в первую очередь отличает праведников от грешников? Ответ на этот вопрос звучит в 16-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 16.
Молитва Давида.
1 Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце моё, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашёл; от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твоё ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу Ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня:
10 они заключились в туке своём, надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;
12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лицо Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Как-то прогуливаясь по улицам своего родного города, я увидел на одном из домов схематичный рисунок весов и надпись «Бог всё видит и всё учитывает». Несмотря на всю свою простоту подпись под рисунком показалась мне чрезвычайно интересной, потому что на самом деле её можно интерпретировать двояко: и как надежду на грядущий суд и наказание тем, кто сегодня живёт безнаказанно, не обращая внимания на заповеди, и как надежду на милость Того, Кто видит сердце каждого человека и каждому воздаст по его сердцу. То есть первое понимание может исходить из суда человеческого и быть предостережением, но в то же время в подлинном смысле мы не можем быть источником справедливости, потому что не видим тайных мыслей человека, не видим его надежд, его трудов, его борьбы... Все эти вещи видит только Бог. Только Он видит, растёт ли человек внутренне, относительно тех условий, в которых он родился и был воспитан... И в этом смысле насколько только Бог всё видит, настолько только Он по-настоящему и может всё учесть.
Прозвучавший сейчас 16-й псалом — это горячая молитва Давида к Богу о том, чтобы Он увидел его праведность и защитил его от несправедливости гонителей. Для нашей современной традиции нехарактерно такое подчёркивание своих достоинств, но псалмопевец и не приписывает всего этого себе. Он старается идти путями Господними, но при этом просит утвердить его стопы и быть рядом, буквально хранить его как зеницу ока. В свою очередь, изображая грешников, Давид подчёркивает хищнический характер их поведения, но самое главное — называет их «людьми мира, удел которых в этой жизни». Еврейское слово, переведённое здесь как «мир», означает жизнь или век, то есть это люди «века сего», действительно ценящие только эту жизнь, получающие её как свою часть, не стремящиеся получить ничего другого, воспитывающие так детей и внуков. Это уникальная по своей простоте и глубине характеристика греховной жизни, ведь главное в грехе не конкретные формы, но обращённость к этому миру как к главной и единственной ценности. При такой внутренней позиции все формы греха оказываются возможными, потому что в сердце такого человека нет главного — стремления к Богу. И, напротив, основу праведности псалмопевец видит в том, что он живёт в присутствии Господа и насыщается не образами мира сего, но образом Божиим.
Псалом 16. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 16. (Церковно-славянский перевод)
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 130 зач. (от полу́), IV, 5-8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Слово «фарисей» знают все — и верующие, и неверующие. Причём, иногда даже не в прямом значении, которое оно имело в истории народа израильского, но в значении лицемера, смотрящего на всех сверху вниз. При этом странным образом нередко именно верующие люди, которые уж точно понимают опасность фарисейства, начинают вести себя по-фарисейски. Почему это происходит и самое главное, как от этого избавиться? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 4-ой главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
Помню, когда я поступил в университет на филологический факультет, мне довольно часто приходилось слышать фразу «в школе говорят, что это так, но на самом деле всё сложнее, а иногда и вовсе не так», и подобный подход характерен не только для филологии. Наука развивается, и то, что считалось правильным, оказывается не совсем правильным или даже просто неправильным. На первый взгляд в богословии подобный подход невозможен. Однако одно дело догматы — как вечные истины о Боге, мире и человеке, и другое дело — формулировки и особенно попытки объяснения, которые бывали менее или более удачными у разных авторов. Да и в нравственной сфере тоже не так просто, ведь Бог, обращая к людям заповеди, учитывал их духовное состояние. Именно поэтому заповеди Ветхого Завета заменены новозаветными. Естественно, и в сфере нравственной есть вещи, которые от завета к завету оставались неизменными. Впрочем, дело не только в изменении форм или норм, порой через время оказывается, что человек был прав, а его гонители нет. Кроме очевидных библейских примеров Спасителя или архидиакона Стефана, из истории вспоминаются святитель Иоанн Златоуст или преподобный Максим Исповедник, которые были гонимы и обличаемы при жизни и прославлены как святые после смерти. Причём, самое важное для нашего разговора — гонимы не язычниками, а теми, кто называл себя христианами.
Сегодняшний отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам начинается с очень важного призыва к верующим: «не судить до времени, пока не придёт Господь». Этот призыв не касается смертных грехов или ересей, потому что в другом месте этого же послания апостол говорит, что коринфяне должны были сами оценить смертный грех кровосмесителя как недопустимый и даже изгнать этого человека из общины. Подобным образом он не раз предупреждал христиан других общин остерегаться лжеучителей. Но в то же время, там, где нет очевидного нарушения заповедей, лучше предполагать добрые намерения, а не злые, и не судить. Почему? Потому что только Бог — сердцеведец и только Он знает сердечные намерения. Павел видит, что коринфскую общину разделяют противоречия, так как одним ближе его подход, а другим подход Аполлоса. Апостол призывает учеников не думать о себе много, то есть не судить, опираясь на личные вкусы и представления, потому что может оказаться, что перед Богом прав и тот, и другой, потому что в своих намерениях они оба стремились исполнить волю Божию, пусть и способ исполнения у каждого несколько отличался.
Очевидно, что призыв апостола Павла актуален и сегодня. Когда мы смотрим на других христиан, мы нередко позволяем себе оценки, даже не задумываясь о том, что можем исходить из неполноты информации, незнания условий, изнутри которых они действуют, непонимания духовных законов, по которым развивается человек. И вместо того, чтобы судить других, нам стоит помнить, что мы, как и каждый человек, получили свой дар Господа и призваны развивать его в служении людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притчи о сокровище, жемчужине и о неводе». Протоиерей Андрей Юревич

У нас в студии был настоятель храма преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешниве в Москве протоиерей Андрей Юревич.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности об образах найденного сокровища, купленной жемчужины и невода, в чем особенность этих образов и как эти притчи можно проецировать на современную жизнь.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Этические нормы в бизнесе». Сергей Иванов

Гостем рубрики «Вера и дело» был исполнительный директор Группы компаний «Эфко» Сергей Иванов.
Мы говорили от том, как применение этических норм в бизнесе может служить важным инструментом развития и даже положительно влиять на эффективность.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело