
Фото: Annie Spratt/Unsplash
Казаки испокон веков становились героями народных легенд и сказок. Находчивые и смекалистые, они проявляли жизненную мудрость, стойкость и верность Отчизне в самых сложных ситуациях. Писательница и этнограф Мария Пискунова адаптировала для читателей предания глубокой станичной старины. И выпустила в издательстве Сретенского монастыря книгу о кубанских казаках, которую озаглавила «Кубанские сказки».
Каждая из двенадцати небольших историй в сборнике, как и подобает сказке, глубоко поучительная, органично раскрывающая основы и суть человеческих добродетелей. Такие истории легко находят отклик в сердце читателя.
Это чувствуется уже в самой первой, открывающей сборник сказке «Как сын отца на ярмарку возил». Решивший однажды продать на базаре своего ворчливого старого отца, его сын, казак Филипп внезапно осознал, что такое терпение и жалость к старику; сам же старик понял, как хорошо, когда рядом родные люди, когда ты кому-то нужен и кто-то нужен тебе. А заставил обоих прозреть маленький мальчик-сирота, «приценившийся» к «товару» на ярмарке.
Автор-составитель тонко передаёт глубокие внутренние нюансы и чувства своих героев с помощью характерной лексики и эмоциональной наполненности. Как, к примеру, в сказке «Семь матерей», рассказывающей о казаке Тимофее— трусливом и неприветливом человеке. Однажды в бою, когда Тимофею грозила неминуемая гибель, своей грудью от стрел врага его прикрыл товарищ, всеобщий любимец Петро, и принял смерть «за други своя». Это событие потрясло и изменило Тимофея. Чувствуя вину перед старой матерью Петра, он пошёл к ней в работники без жалованья. «Когда стал Тимофей помогать вдове, веселей на душе его сделалось. Будто день за днём не зря катится». Глубокая мораль о том, как бескорыстное служение ближним наполняет сердце радостью, а жизнь смыслом подана ненавязчиво, с большой художественной яркостью и силой.
Язык, которым написаны «Кубанские сказки» удивительным образом передаёт необыкновенную атмосферу и колорит казачьих станиц 18 века — именно к этому периоду, как отмечают издатели, относится повествование. Герои этих историй твёрдо верят в то, что зло всегда отступает перед добром Таков закон настоящей жизни, во все времена находивший яркое отражение в сказках. «Кубанские сказки» — не исключение!
«Современные отшельники»

В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Марина Борисова, Наталия Лангаммер, а также наш гость — настоятель Спасо-Преображенского Пронского монастыря в Рязанской области игумен Лука (Степанов) — поделились светлыми историям о современных отшельниках, о людях, которые оставили мирскую жизнь и посвятили себя Богу и уединению.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Светлые истории
При поддержке VK
Псалом 31. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Какого человека можно назвать счастливым? Пожалуй, самым предсказуемым ответом станут размышления о счастье как о полноте жизни, когда человек со всех сторон благополучен, живы и здоровы все те, кого он любит, сам он также здоров, любим и не в чём не нуждается. Многие люди стремятся именно к такому счастью. Однако Священное Писание предлагает нам посмотреть на этот вопрос несколько иначе. А как именно с библейской точки зрения стоит понимать счастье, отвечает 31-й псалом царя Давида. Он звучит сегодня во время богослужения в православных храмах. Давайте послушаем его.
Псалом 31.
Псалом Давида. Учение.
1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Моё над тобою».
9 «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.
С возрастом многие люди склонны всё чаще и чаще вспоминать о своей молодости, ведь, как говорится в одной популярной песне, «там и тогда было счастье...». Действительно, в юности человек ещё не вполне понимает всю сложность нашей жизни, он ещё не столкнулся с предательством, с потерями близких, с бессилием перед злом, с собственной глупостью, он ещё не успел совершить ворох ошибок, к тому же у молодого человека всё впереди, и это вселяет безграничный оптимизм. Многие хотели бы вернуться в те годы и прожить их заново. Конечно, мы прекрасно понимаем, что это невозможно, а потому приходится довольствоваться воспоминаниями, чрезвычайно утомляя ими юных друзей и родственников.
А что если посмотреть на счастье под другим углом? Что если пойти по тому пути, который предлагает в только что прозвучавшем псалме царь Давид? С его точки зрения, блаженство, или, иначе высшая степень счастья, находится вовсе не там, где мы его склонны искать, Давид полагал, что блажен лишь тот, «кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты» (Пс. 31:1), «блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства» (Пс. 31:2). Если вдуматься, то счастье молодого человека — это не только счастье ещё не испытавшего удары судьбы юноши, это, в первую очередь, счастье того, кто не успел совершить свои грехи и столкнуться с их неизбежными последствиями. Если же это так, то и поиски настоящего счастья — это поиск свободы от греха и поиск прощения, даруемого Богом.
К счастью, у нас есть не только восторженные размышления Давида, Церковь даёт нам и все необходимые инструменты для обретения счастья. При этом Церковь никого не принуждает ими пользоваться, ведь все мы прекрасно понимаем: невозможно принудить человека быть счастливым. Мы сами должны сделать этот выбор.
Псалом 31. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 31. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 31. На струнах Псалтири
1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
8 "Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою".
9 "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе".
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.