Человек светский крайне редко задумывается о том, что такое монашество. И действительно – ну какое, казалось бы, нам с вами дело до этих людей в длинных черных одеждах, перебирающих четки и шепчущих молитвы? Разве что иногда, если дела вдруг начинают идти плохо, вздохнём: в монастырь, что ли, с горя уйти? Этот железный стереотип - что в монастырь уходят «с горя», убегая от житейских проблем или не сложившейся судьбы - давно и прочно укоренился в народном сознании. Пошатнуть его решила игуменья Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря Ксения (Зайцева). О том, что на самом-то деле в монахи идут совсем не «ОТ чего-то» а «ЗА чем-то», она написала целую книгу, которую назвала «Простые беседы о пути к Богу».
Матушка Ксения прекрасно знает, о чем говорит. Она и сама стала монахиней совсем не потому, что «не нашла себя» в миру. В прошлом Ксения (Зайцева) - журналистка, кандидат в мастера спорта, исследовательница творчества Достоевского. Она вполне могла бы подыскать себе, что называется, «мирную профессию». И, тем не менее, выбрала совсем иную жизнь...
Увы, далеко не все могут понять и принять такой выбор близкого или даже просто знакомого человека. Матушка Ксения приводит в книге несколько историй из жизни сестер своей обители. Одна из них, уже будучи монахиней, училась в педагогическом институте, и как-то прямо на лекции преподавательница ни с того ни с сего начала уговаривать ее уйти из монастыря. Поскольку девушка категорически не соглашалась принимать доводы преподавательницы, та обратилась за поддержкой к аудитории. К счастью, она полностью оказалась на стороне юной монахини. Ни один из студентов, рискуя незачетами, преподавателя так и не поддержал.
Книга игуменьи Ксении (Зайцевой) «Простые беседы о пути к Богу» – редкий и яркий пример того, как, рассуждая на столь непростые темы, можно обойтись без поучений и назиданий. А вместо этого рассказать, например, о том, как однажды послушание за монахинь выполнили… бобры! Пушистые зверьки устроили на территории монастыря запруду, которую сами монахини, несмотря на просьбу своего духовника, сделать поленились. Вот это был настоящий урок истинно монашеского трудолюбия и исполнительности!
Несмотря на уход от мира, игуменья Ксения (Зайцева) на страницах своей книги не скрывает озабоченности тем, что в этом мире происходит. Она размышляет о современном обществе, о его прошлом, будущем и настоящем. И никого не призывает уходить в монастырь. Но с каждым всегда рада поддержать «Простые беседы о пути к Богу».
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема