Человек светский крайне редко задумывается о том, что такое монашество. И действительно – ну какое, казалось бы, нам с вами дело до этих людей в длинных черных одеждах, перебирающих четки и шепчущих молитвы? Разве что иногда, если дела вдруг начинают идти плохо, вздохнём: в монастырь, что ли, с горя уйти? Этот железный стереотип - что в монастырь уходят «с горя», убегая от житейских проблем или не сложившейся судьбы - давно и прочно укоренился в народном сознании. Пошатнуть его решила игуменья Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря Ксения (Зайцева). О том, что на самом-то деле в монахи идут совсем не «ОТ чего-то» а «ЗА чем-то», она написала целую книгу, которую назвала «Простые беседы о пути к Богу».
Матушка Ксения прекрасно знает, о чем говорит. Она и сама стала монахиней совсем не потому, что «не нашла себя» в миру. В прошлом Ксения (Зайцева) - журналистка, кандидат в мастера спорта, исследовательница творчества Достоевского. Она вполне могла бы подыскать себе, что называется, «мирную профессию». И, тем не менее, выбрала совсем иную жизнь...
Увы, далеко не все могут понять и принять такой выбор близкого или даже просто знакомого человека. Матушка Ксения приводит в книге несколько историй из жизни сестер своей обители. Одна из них, уже будучи монахиней, училась в педагогическом институте, и как-то прямо на лекции преподавательница ни с того ни с сего начала уговаривать ее уйти из монастыря. Поскольку девушка категорически не соглашалась принимать доводы преподавательницы, та обратилась за поддержкой к аудитории. К счастью, она полностью оказалась на стороне юной монахини. Ни один из студентов, рискуя незачетами, преподавателя так и не поддержал.
Книга игуменьи Ксении (Зайцевой) «Простые беседы о пути к Богу» – редкий и яркий пример того, как, рассуждая на столь непростые темы, можно обойтись без поучений и назиданий. А вместо этого рассказать, например, о том, как однажды послушание за монахинь выполнили… бобры! Пушистые зверьки устроили на территории монастыря запруду, которую сами монахини, несмотря на просьбу своего духовника, сделать поленились. Вот это был настоящий урок истинно монашеского трудолюбия и исполнительности!
Несмотря на уход от мира, игуменья Ксения (Зайцева) на страницах своей книги не скрывает озабоченности тем, что в этом мире происходит. Она размышляет о современном обществе, о его прошлом, будущем и настоящем. И никого не призывает уходить в монастырь. Но с каждым всегда рада поддержать «Простые беседы о пути к Богу».
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.