
Среди христианских святынь, которые сохранились до наших дней, есть по-настоящему уникальные. Одна из них — хрустальный сосуд с кровью Господа Иисуса Христа, который вот уже несколько веков хранится в бельгийском городе Брюгге. История этой святыни такова. Когда Иисуса Христа умертвили на кресте, обязанность похоронить Его тело взял на себя святой Иосиф Аримафейский. Перед погребением он обмыл бездыханное тело Христа. Кровь Спасителя Иосиф отер куском овечьей шкуры, который сохранил как святыню. Когда Христос воскрес, упомянутый кусок, пропитанный кровью Спасителя, стал материальным доказательством свершившегося чуда.
Кусок овечьей шкуры, пропитанный кровью Христа, после смерти святого Иосифа находился у христиан Палестины, а впоследствии был перенесен в Константинополь. Там святыня была, для лучшей сохранности, помещена в хрустальную колбу. После взятия византийской столицы крестоносцами в 1204 году колба с пропитанным кровью Христа куском овечьей шкуры была переправлена в Европу. Согласно летописям, предводитель крестоносцев Балдуин Фландрский сделал святыню подарком своей жене. Так кровь Христа оказалась в бельгийском городе Брюгге.
Специально для хранения великой святыни в Брюгге была построена базилика Святой крови. В Средние века хрустальную колбу, в которой находится кусок шкуры, пропитанный кровью Спасителя, поместили в стеклянный футляр, украшенный золотыми изображениями ангелов. В 14 веке жители Брюгге стали свидетелями чуда — кровь Христа перешла в жидкое состояние. К сожалению, с тех времен данное чудо не повторялось.
Православные паломники могут беспрепятственно попасть в базилику Святой крови и поклониться драгоценной реликвии. Это можно сделать в любой день недели, придя в собор с 9 до 12 утра или с 2 до 5 дня. Для охраны ценной святыни в Брюгге в пятнадцатом веке было создано так называемое Благородное братство святой Крови, состоящее из тридцати человек. Члены братства отвечают за сохранность хрустальной колбы с кровью Христа. Когда святыня выставляется для поклонения, они несут рядом с ней почетный караул. Находясь около Крови Христа, члены братства, как и века назад, надевают особые накидки с изображением пеликана — символа жертвенности.
Ежегодно в Брюгге в день Вознесения Христа по католическому календарю проходит традиционный фестиваль Крови Христа. В этот день по улицам города проходит торжественная церковная процессия. Католические служители выносят хрустальную колбу с куском шкуры, пропитанным кровью Спасителя, из собора и проносят ее по городу. Они верят, что таким образом город освящается и становится защищенным от различных бедствий.
Часть жителей Брюгге для участия в процессии надевают традиционные средневековые костюмы. Часть — наряжается в библейские одежды и разыгрывает на улицах города сцены из Священной истории. По окончании церковной процессии колба с Кровью Христа возвращается в базилику, где все желающие могут подойти и поклониться святыне. После начинается фестиваль, повсюду звучит народная бельгийская музыка.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 79. Богослужебные чтения

Скажите честно: вы когда-нибудь, проходя где-то мимо частных домов, срывали висящие из-за чужого забора ягоды или плоды? Признаюсь, и я порой от этого соблазна не мог удержаться! 79-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, одним из центральных образов имеет именно проблему разросшейся и вышедшей далеко за пределы ограды виноградной лозы. Давайте послушаем.
Псалом 79.
1 Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
О чем псалмопевец плачется Богу — причём каждая из трёх частей псалма этот плач усиливает всё больше? Образ виноградной лозы — это образ еврейского народа, который Бог «насадил» в чужой земле, изгнав оттуда прежних жителей, — земле благодатной и плодородной, и не только насадил, но и тщательно и бережно вырастил так, что народ заполнил очень большое пространство. Казалось бы, остаётся только радоваться — но вот, неожиданно с разных сторон надвигаются напасти: народ становится добычей для соседей, которые немилосердно «обрывают» его, словно вывалившуюся из-за забора сочную виноградную ветвь, а с другой стороны наседают могущественные враги, словно дикий кабан, своим рылом подкапывающий и уничтожающий корни лозы.
Автор псалма выражает общее недоумение народа: Боже, что происходит? Зачем Ты допускаешь поругание плода Твоих же рук? Ведь Ты, Ты сам нас сюда привёл, Ты нас возрастил, Ты оберегал — и вдруг всё рассыпается!..
Чтобы найти ответ на эти вопросы, нам надо вернуться к изначальному образу свисающего за пределы территории винограда. Это произошло потому, что ограда, отделявшая частную территорию от общего пространства, сгнила и развалилась. Когда падает забор, снимаются определённые внутренние защиты, и человек уже может себе позволить переступить через границу — а что, тут, похоже, никто не живёт — или не следит за хорошим состоянием хозяйства! Значит, забор для этого псалма — своего рода «ключ» к его пониманию: пока забор крепок — и к плодам никто не притронется, и дикий зверь не подойдёт!
Что же это за столь важный «забор»? Для иудейского мышления ответ очевиден: «забор» — это Закон Божий, заповеди, данные Богом Моисею как условия сохранения завета между Богом и еврейским народом. Пока эти заповеди исполняют, пока в головах людей они — чёткая грань между нормальным и абсолютно недопустимым — всё в порядке. Но как только отношение к этой «грани» становится поверхностным, как только размываются границы — жди беды!
Вот к чему и призывает сегодняшний псалом: помнить о том, что пока внутри нас есть ясные и понятные для нас самих принципы — «внутренние границы» — и Бог нас охраняет и бережёт!
Псалом 79. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 79. (Церковно-славянский перевод)