Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Для людей верующих во все времена и во всех культурах была важна идея Божьей помощи и заступничества. Но как именно Бог подаёт эту помощь людям, с точки зрения Библии? Ответить на этот вопрос помогает 109-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 109.
1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
2 Жезл силы Твоей пошлёт Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.
3 В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твоё.
4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
5 Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;
6 совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.
7 Из потока на пути будет пить, и потому вознесёт главу.
Открывая Священное Писание с целью найти в нём примеры помощи Божией людям, мы, конечно, встречаемся с очень яркими образами. Например, Ною Господь помогает, предупреждая его о грядущем потопе, Авраама Он поддерживает не только словом, но явным чудом рождения Исаака, путь, по которому Моисей ведёт своих соплеменников, наполнен не только наставлением в законе, но и множеством чудес, например, переходом через Красное море, явлением источника из скалы, небесной манной и спасением от змей. Однако, всё это было помощью, во-первых, внешней, а, во-вторых, касалось отдельных сторон человеческой жизни. Но при этом, судя по истории грехопадения, в жизни людей был изъян, который искажал весь замысел Божий о человеке. Все потомки Адама и Евы рождались смертными, тленными и страстными, и никакой внешней помощью этого было не исправить.
Псалом 109-й, который мы сейчас услышали, интересен тем, что говорит о Мессии. Давид не произносит этого слова, но мессианский характер текста был очевиден не только для христиан, но и для иудеев, о чём свидетельствует спор Спасителя с фарисеями, которые не могут ответить на вопрос: как Давид в псалме называет Мессию Господом, если по Писанию сам Мессия будет его потомком. Для людей, мыслящих категориями Ветхого Завета, эта строка псалма загадочна и непонятна. Однако для христиан смысл её очевидно в том, что в качестве потомка Давида в мире рождается Тот, Кто больше Давида, Тот, Кто может помочь человеку не только с временными бытовыми трудностями, но и с тем, что кажется трудностью вечной. И хотя Давид использует образы, понятные для его современников, говоря о врагах и том, что земля будет наполнена трупами, очевидно, что для Бога, сотворившего небо и землю, творение не может быть сопоставимым врагом. Его подлинный враг — это грех и разделение творения с Творцом, отпадение созданного от Создателя.
В первых стихах псалма Мессия — Царь, победивший с помощью Божией Своих врагов. Они не просто изгнаны, но повержены к Его ногам, над ними Он господствует. И в день, когда Он победит, с ним будут те, кто стал частью Его народа. Примечательно, что в этот момент Давид переходит от образа царя к образу священника, потому что Цель Бога не просто в том, чтобы всех победить, но в том, через освящение примирить с Собою мир.
Возможно, многие из нас не замечали, но 109-й псалом цитируется в Новом Завете чаще любого другого псалма. Читая Евангелия и Апостол, мы видим, что авторы воспринимают этот псалом как явно относящийся ко Христу. Однако, какая удивительная разница между языком Ветхого Завета и делами Нового. Ведь Бог, вошедший в мир как потомок Давида, приводит людей к поклонению Себе не силой, но убеждением, и торжествует над злом не физической мощью, но силой жертвенной любви. Он не просто пьёт из потока, как говорит Давид, но Сам становится для нас источником воды живой.
Псалом 109. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 109. (Церковно-славянский перевод)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 ноября. Об укорении Господом книжников и фарисеев
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того».
Об укорении Господом книжников и фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Перечисляя тех, к кому обращается Господь, нельзя не заметить удивительные кажущиеся недоразумения. Книжники и фарисеи — это похвальные определения. И те, и другие особенно образованны, просвещены законом, являются примерами для народа в благочестии, следовании отеческому закону.
Но следующее определение — лицемеры — полностью перечёркивает достоинства этих народных избранников. Оказывается, что именно им свойственно за исправной внешностью хранить неустройство души или крайнее её разорение из-за тех страстей, главной из которых — гордыня, которым они были преданы.
Ради того и звучала проповедь Иоанна Крестителя, также призывающая покаяться для того, чтобы, обличив собственные страсти, люди Израиля узнали бы пришедшего Спасителя мира.
Но таково свойство греховного помрачения: оно туманит очи сердца и на белое понуждает говорить чёрное, а на чёрное — белое. Так что не проклятие звучит из уст Спасителя в отношении их, а сокрушение Господне о тех, кто не может своё сердце привести к сокрушению и исповедовать Его Спасителем мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О преданности Богу

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши».
О преданности Богу — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевой принцип апостольского служения и христианской жизни, а именно — приоритет угождения Богу, а не людям. Апостол подчёркивает, что его проповедь и действия мотивированы не стремлением к человеческому одобрению или выгоде, а верностью и преданностью Богу, Который вверил ему благовестие.
Слово «угождать» означает действовать в соответствии с волей Бога, а не угождать людским ожиданиям или корыстным и прагматичным интересам. Важно отметить, что даже в условиях гонений и непонимания нужно оставаться верным Его божественному замыслу.
Угождение Богу предполагает духовный фокус и ориентацию на вечную жизнь, а не на временное благо. Таким образом, в апостольском послании выражается фундаментальный принцип христианской жизни — приоритет воли Бога над человеческими ожиданиями. Это основа подлинного служения и духовного роста.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О подвиге священномученика Маркиана, епископа Сиракузского

Сегодня 12 ноября. День памяти священномученика Маркиана, епископа Сиракузского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Удивительный святитель Божий, относящийся по времени своей жизни к ученикам апостолов. Но прежде своего призвания к апостольскому служению епископ Маркиан был учеником того самого Симона Волхва, который был впечатлён чудесами апостола Петра и пытался купить благодать Божию.
Отстав от Симона, Маркиан становится учеником святого апостола Петра. И именно апостол Пётр посылает Маркиана на Сицилию, в Сиракузы, где тот проповедует Христово Евангелие.
Говоря о первохристианской проповеди и о служении учеников апостолов, то есть мужей апостольских, мы можем отметить одно: эти люди, подобно апостолам, несли пламя веры, которое было свойственно ученикам Христовым. И это пламя разожгло окончательно в людях свет веры во Христа Иисуса.
И человечество благодаря проповеди апостола Петра и святителя Маркиана навсегда станет другим. Цивилизация изменится, люди станут христианами.
Все выпуски программы Актуальная тема







