
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
В середине Великого поста верующих, бывает, настигает уныние. Первые, самые напряжённые недели прошли. Кто-то отпрашивался с работы, чтобы попасть на чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского. Другому с трудом далось воздержание от сериалов или интернета. Третий привык и приспособился к постному меню. И вроде бы подвиги совершены, но награды пока не видно. А кто-то, наоборот, сокрушается — на канон не попал, оскоромился кефиром, поссорился с коллегой. Может, и не начинать пост, чего уж там, раз всё не задалось...
Опытные духовники всегда знали о такой опасности. Преподобный Нил Синайский советовал: «Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно, — и дух уныния бежит от тебя».
Поэтому Великим постом Церковь напоминает верующим об особых событиях, которые имеют важный смысл, и должны укрепить и приободрить их.
Так третье воскресенье поста и следующая за ним неделя, или по-славянски «седмица», называются Крестопоклонными. В храм для поклонения верующим выносится Святой Крест Господень. В этой святыне заложено множество символических значений для христиан. Крест — орудие страданий и смерти Сына Божия. Но это и знак спасения человечества, грехи которого были искуплены Христом. Это — мачта с парусом на корабле спасения; это знамя, возвещающее победу над смертью. Но крест — это ещё и грехи людей, распинающие Христа каждый день. Кроме того, Крест Господень напоминает, что у каждого из нас есть свой собственный крест — жизненные перипетии, невзгоды и обстоятельства. И вынести его возможно только с помощью Божией.
И ещё один образ: Крестопоклонная неделя приходится на середину Великого поста. Так и Крест Господень находится в самой сердцевине христианского бытия.
В четвертое воскресенье Великого поста, Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. Известно, что родился он около пятьсот семидесятого года. В шестнадцать принял монашеский постриг в Синайском монастыре. Иоанну довелось сорок лет провести отшельником в пустыне, в безмолвии и молитве. Когда старцу исполнилось семьдесят пять, его избрали игуменом Синайской обитель. Тогда-то по просьбе игумена другого монастыря он написал свой главный труд. «Лествица духовная» — это руководство для восхождения к духовному совершенству, своеобразная лестница к Небесным вратам. В ней тридцать «ступенек» — тридцать степеней восхождения человека к духовному совершенству. Первые семь соответствуют семи монашеским добродетелям. Например, отречение от мира, послушание, покаяние. Следующие семнадцать — это руководство по преодолению различных грехов, таких как клевета, тщеславие, уныние. Следующие три — молитва, покой или «исихия» и бесстрастие. Вершина пути — союз трёх главных добродетелей — веры, надежды и любви.
Вспоминая преподобного Иоанна Лествичника, Церковь обращает внимание верующих, что в деле духовной аскезы необходимо не только рвение, но и постепенность.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер