Третий век после рождества Христова стал для Римской империи временем раздоров. Великое государство, войска которого столетиями наводили страх на окружающие территории, пошатнулось. Кто знает, в чем была причина столь разительной перемены?.. Во главе империи стояли сразу несколько правителей – и каждый из них хотел стать полновластным повелителем Рима. Но пришло время строить новое государство. Каким ему быть – полностью зависело от того, кто станет единым императором…
…Западная часть Римской империи, 306-й год нашей эры…
После смерти западного августа Констанция Хлора царем Галлии и Британии стал его сын, Константин. Воспитанный матерью-христианкой Еленой, он не был таким высокомерным и безжалостным правителем, какими обычно бывали римские императоры. Константин отличался скромностью, а придворные замечали, что он уклонялся от кровавых забав, которые считались традиционным весельем в языческом Риме. При этом август слыл человеком твердым и справедливым, за что его уважали как в народе, так и в армии.
В раздробленной Римской империи было еще два правителя – над восточными провинциями властвовал Максимин Даза, жестокий царь, который заставлял подданных исполнять отвратительные обряды перед языческими богами и ненавидел христиан. А в самом городе Риме всем заправлял император Максенций. Развращенный доставшейся ему властью, он считал казну Рима собственным кошельком, постоянно увеличивал налоги и тратил огромные деньги на развлечения.
Через шесть лет после воцарения Константин, стремясь оградить народ от власти тиранов, выступил в военный поход против Максенция. Но войско того значительно превышало армию Константина. О том, как же победить, когда враг так силен, и думал август, стоя у военного шатра, служившего ему в походе домом.
ПРИБЛИЖЕННЫЙ
Знай, август, мы за тебя готовы головы сложить, лишь бы не опозорить имена предков. Поведи нас в бой – и мы покажем этому проклятому Максенцию, как сражаются римские патриции!
КОНСТАНТИН
Я не сомневаюсь в доблести моих легионов. Но как смотреть в глаза вдов ваших, если мы проиграем? Как мне спасти мои земли от жадного тирана? Вот уже который день я молю Бога открыть мне истину – как победить?
ПРИБЛИЖЕННЫЙ
Какого бога ты просишь о помощи, август? Мой отец считает, что Марс и Квирин – главные покровители славной битвы.
КОНСТАНТИН
Моя мать рассказывала мне о том, что есть лишь единый Бог, как бы мы его ни называли. Его я прошу помочь мне.
ПРИБЛИЖЕННЫЙ
Единый Бог... Смотри, август! Что там происходит на небе?!
КОНСТАНТИН
Что это?! Что за чудеса?! Как будто надпись на солнце! «Сим побеждай»… Это знамение!
ПРИБЛИЖЕННЫЙ
Но… почему свет сложился в форме креста?..
Крест в то время был символом позорной казни. Только христианские священники, почитавшие крест, смогли бы растолковать видение, которое явилось Константину и его войску. Они объяснили августу, что крест станет его защитой и знаменем, под которым он одолеет Максенция.
Так и случилось. Войско императора было разбито, а сам Максенций утонул в Тибре, спасаясь бегством. Рим открыл ворота Константину. Воодушевленный победой и Божьей помощью, новый император Западной части Римского государства издал Миланский эдикт о веротерпимости. С этого момента гонения на христиан прекратились, а римская языческая религия перестала быть официальной. Но главное – Константин вернул христианам отнятые храмы, повелел построить много новых церквей, узаконил христианские таинства. Он запретил казни на кресте, который с тех пор стал личным символом императора. Воскресный день стал общим днем отдыха для всего народа, а воинам и простым людям Константин дал молитву, с которой они бы обращались к Богу. Прошло еще десять лет, и Константин сделался единым римским властителем. Миланский эдикт распространился на всю обширную территорию империи. В скором времени был созван первый Вселенский собор, Никейский, на котором епископы установили основные постулаты христианского вероучения, которые действуют и по сей день.
Константин стал первым христианским императором. Огромные силы он тратил на распространение истинной веры по всей земле. За свою веру в Господа и деяния во имя церкви Константин, прозванный историками Великим, в православной традиции почитается как Святой Равноапостольный царь.
Деяния святых апостолов

Деян., 14 зач., V, 12-20.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Может ли человек измениться — бесповоротно и к лучшему? Кто-то скажет, что нет. А вот православные христиане верят, что может и даже должен. И находят тому подтверждение в Священном Писании. А именно — в книге Деяний святых апостолов. Отрывок из 5-й главы этой книги читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
Какую удивительную и сильнейшую перемену можем мы наблюдать в отношении святых апостолов! Если до события святой Пятидесятницы, когда на учеников снизошла благодать Святого Духа, они (ученики) представляли собой неуверенных, подверженных страху людей, то теперь мы в их лице видим совершенно иные, противоположные качества. Апостолы превратились в храбрых и непреклонных глашатаев Евангелия.
Если раньше ученики прятались за закрытыми дверями, то теперь они, несмотря на все угрозы противников Христа, начинают приходить в притвор Соломонов. Так называлась часть крытой колоннады вокруг Иерусалимского храма, где во время земного служения проповедовал Господь Иисус. Теперь в этом же месте начали рассказывать людям о Евангелии Его храбрые апостолы, укреплённые духовно изнутри благодатью Святого Духа.
К апостолам, как говорится в книге Деяний, никто не осмеливался присоединяться. Не потому, что ученики Христа никого к себе не подпускали, а потому, что очевидна была разница между апостолами, уже принявшими Святого Духа и духовно перешедшими в эпоху Нового Завета, и остальными жителями Иерусалима, пребывавшими ещё в Завете Ветхом.
Тем не менее, мистическая граница, отделявшая апостольскую общину от внешнего окружения, не являлась препятствием для дел милосердия. Ученики Христа с радостью возлагали руки на больных и бесноватых, исцеляли болезни, изгоняли злых духов. Так они не словами только, но и делами свидетельствовали о том, какому Богу они служат и что этим Богом является Господь Иисус.
Конечно же, подобное яркое служение не могло не вызвать зависти со стороны фарисеев, саддукеев. Они попробовали заключить апостолов в тюрьму. Но те вышли из неё в ту же ночь, освобождённые ангелом. И вот что показательно. Ученики не стали мстить законникам, не стали их обличать, критиковать. Апостолы продолжили своё служение любви, понимая, что нет лучше способа для проповеди истин Евангелия.
Пример, который в лице апостолов мы видим в книге Деяний, не утратил с веками своей значимости. Каждый православный христианин в таинстве миропомазания получил благодать Святого Духа — прошёл через личную Пятидесятницу. Да — у нас не хватает, к сожалению, дерзновения исцелять болезни, изгонять злых духов с помощью молитвы и веры. Но на что-то мы, тем не менее, способны.
А именно — подобно апостолам являть этому миру пример любви и милосердия. Не отвечать злом на зло, не мстить, не искать греховной выгоды, а руководствоваться в словах и поступках заповедями Христа. И тогда благодать Духа Святого будет укреплять нас изнутри, через нас станет действовать, укрепляя нас на непростом поприще христианского служения Богу и людям.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Дорога жизни» помогает детям-сиротам пройти лечение и обрести семью

Миша появился на свет 9 лет назад. Его рождение пошло не по плану: он не смог самостоятельно дышать и перенёс несколько операций. Родные от него отказались. После того, как Миша окреп, его отвезли сначала в дом ребёнка, а затем в детский дом. Из-за врождённых нарушений мальчик не мог нормально двигаться, зато покорял сердца тех, кто вокруг, своим обаянием и улыбчивостью.
В 2021 году, когда Мише было 5 лет, в детский дом города Владикавказа, где он находился, приехали сотрудники фонда «Дорога жизни». Проект помогает детям-сиротам получить качественное лечение, обрести поддержку взрослых и любящую семью. Его команда вспоминает первую встречу с мальчиком: «Миша был единственным ребёнком в детдоме, который не ходил сам. Но он был очаровательный, коммуникабельный, весёлый — человек-улыбка».
С поддержкой фонда «Дорога жизни» ребёнок перенёс две операции и прошёл реабилитацию в Москве. И после этого встал на ноги. Вскоре мальчиком заинтересовались приёмные родители. Они забрали Мишу, но так и не смогли его принять. И он вернулся обратно в детский дом.
Тогда благотворительный фонд «Дорога жизни» разместил о Мише статью на своих ресурсах, так о нём узнала семья из Москвы. Родители прилетели к ребёнку во Владикавказ и после встречи с ним поняли, что Миша будет новым членом их семьи.
Сейчас у мальчика совсем другая жизнь: у него есть папа и мама, брат, сестра, свой дом и три собаки. Но главное — есть любовь, забота и понимание.
При поддержке фонда «Дорога жизни» ребята из детских домов с различными нарушениями проходят лечение, реабилитации и обретают возможность найти семью. Поддержать фонд и его подопечных можно на сайте «Дорога жизни».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«2-я неделя по Пасхе. Антипасха». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.5:12-20) и Евангельского (Ин.20:19-31) чтений в воскресенье после Пасхи, именуемое Антипасха, и вспоминается уверение апостола Фомы, а также Радонице — особом дне поминания усопших, о днях памяти преподобного Зосимы Соловецкого, блаженной Матроны Московской.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица