
Третий век после рождества Христова стал для Римской империи временем раздоров. Великое государство, войска которого столетиями наводили страх на окружающие территории, пошатнулось. Кто знает, в чем была причина столь разительной перемены?.. Во главе империи стояли сразу несколько правителей – и каждый из них хотел стать полновластным повелителем Рима. Но пришло время строить новое государство. Каким ему быть – полностью зависело от того, кто станет единым императором…
…Западная часть Римской империи, 306-й год нашей эры…
После смерти западного августа Констанция Хлора царем Галлии и Британии стал его сын, Константин. Воспитанный матерью-христианкой Еленой, он не был таким высокомерным и безжалостным правителем, какими обычно бывали римские императоры. Константин отличался скромностью, а придворные замечали, что он уклонялся от кровавых забав, которые считались традиционным весельем в языческом Риме. При этом август слыл человеком твердым и справедливым, за что его уважали как в народе, так и в армии.
В раздробленной Римской империи было еще два правителя – над восточными провинциями властвовал Максимин Даза, жестокий царь, который заставлял подданных исполнять отвратительные обряды перед языческими богами и ненавидел христиан. А в самом городе Риме всем заправлял император Максенций. Развращенный доставшейся ему властью, он считал казну Рима собственным кошельком, постоянно увеличивал налоги и тратил огромные деньги на развлечения.
Через шесть лет после воцарения Константин, стремясь оградить народ от власти тиранов, выступил в военный поход против Максенция. Но войско того значительно превышало армию Константина. О том, как же победить, когда враг так силен, и думал август, стоя у военного шатра, служившего ему в походе домом.
ПРИБЛИЖЕННЫЙ
Знай, август, мы за тебя готовы головы сложить, лишь бы не опозорить имена предков. Поведи нас в бой – и мы покажем этому проклятому Максенцию, как сражаются римские патриции!
КОНСТАНТИН
Я не сомневаюсь в доблести моих легионов. Но как смотреть в глаза вдов ваших, если мы проиграем? Как мне спасти мои земли от жадного тирана? Вот уже который день я молю Бога открыть мне истину – как победить?
ПРИБЛИЖЕННЫЙ
Какого бога ты просишь о помощи, август? Мой отец считает, что Марс и Квирин – главные покровители славной битвы.
КОНСТАНТИН
Моя мать рассказывала мне о том, что есть лишь единый Бог, как бы мы его ни называли. Его я прошу помочь мне.
ПРИБЛИЖЕННЫЙ
Единый Бог... Смотри, август! Что там происходит на небе?!
КОНСТАНТИН
Что это?! Что за чудеса?! Как будто надпись на солнце! «Сим побеждай»… Это знамение!
ПРИБЛИЖЕННЫЙ
Но… почему свет сложился в форме креста?..
Крест в то время был символом позорной казни. Только христианские священники, почитавшие крест, смогли бы растолковать видение, которое явилось Константину и его войску. Они объяснили августу, что крест станет его защитой и знаменем, под которым он одолеет Максенция.
Так и случилось. Войско императора было разбито, а сам Максенций утонул в Тибре, спасаясь бегством. Рим открыл ворота Константину. Воодушевленный победой и Божьей помощью, новый император Западной части Римского государства издал Миланский эдикт о веротерпимости. С этого момента гонения на христиан прекратились, а римская языческая религия перестала быть официальной. Но главное – Константин вернул христианам отнятые храмы, повелел построить много новых церквей, узаконил христианские таинства. Он запретил казни на кресте, который с тех пор стал личным символом императора. Воскресный день стал общим днем отдыха для всего народа, а воинам и простым людям Константин дал молитву, с которой они бы обращались к Богу. Прошло еще десять лет, и Константин сделался единым римским властителем. Миланский эдикт распространился на всю обширную территорию империи. В скором времени был созван первый Вселенский собор, Никейский, на котором епископы установили основные постулаты христианского вероучения, которые действуют и по сей день.
Константин стал первым христианским императором. Огромные силы он тратил на распространение истинной веры по всей земле. За свою веру в Господа и деяния во имя церкви Константин, прозванный историками Великим, в православной традиции почитается как Святой Равноапостольный царь.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











