— Маргарита Константиновна, взгляните, какое гигантское полотно!
— Да, Иван, картина «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам» поражает своими размерами — около семи метров в высоту и шесть в ширину. Это самый масштабный образец исторической живописи не только здесь, в Нижегородском художественном музее, но и во всей России. Однако, есть и немало других причин обратить внимание на произведение Константина Маковского.
— А каких?
— Художник смог показать, как идея народного ополчения охватила нижегородцев осенью 1611 года. Посмотри, на фоне башен кремля — собрание горожан. На картине — более сотни портретов. И это не просто схематически обозначенные лица, а характерные изображения людей, объединённых общей задачей. Здесь священники, купцы, стрельцы, бояре и нищие. И ни одного равнодушного человека!
— Это Минин собрал нижегородцев?
— Горожане пришли к кремлю, чтобы послушать оглашение грамоты патриарха Гермогена — Святейший направил во все уголки России послания с призывом объединиться против польских интервентов. Когда слова архипастыря прозвучали, Кузьма Минин обратился к землякам с воззванием. Этот момент и запечатлел Маковский.
— Минина уважали в городе?
— Безусловно! Кузьма не был знатного рода. Но за честность и боголюбие нижегородцы избрали его, купца средней руки, земским старостой, то есть, наделили немалой властью. Именно Минин призвал народ собирать ополчение и вносить пожертвования на содержание войска.
— На картине видно, что люди слушают Кузьму внимательно, некоторые — открыв рот.
— Кузьму не просто послушали, его слова нашли отклик в сердцах. Смотри — к ногам Кузьмы Минина несут богатую утварь и одежду, ларцы, серебряную посуду, парчу и шёлк. А справа от оратора — видишь? — молодая боярыня вынимает серёжку из уха, чтобы отдать на общее дело.
— А у церкви как будто крестный ход?
— Так и есть! Священники выносят к людям Казанский образ Божией Матери — тот самый, с которым ополчение дойдёт до Москвы и одержит победу над захватчиками.
— А когда Константин Маковский эту картину написал?
— Художник представил полотно публике в 1896 году на Нижегородской художественно-промышленной ярмарке.
— И работал он над ним здесь же, в Нижнем Новгороде?
— В Нижнем художник делал наброски и этюды. А само полотно он написал во Франции, в Парижском предместье Сен-Жермен. Для этого Константин Егорович купил мастерскую, оборудованную по последнему слову техники. Маковский не жалел ни сил, ни средств, чтобы добиться достоверности в своей работе.
— И ему удалось! И люди на картине живые, и вещи почти осязаемые.
— За правдивость изображения работу «Воззвание Кузьмы Минина» и полюбили зрители. Посетители ярмарки восприняли полотно с такой теплотой, что художник отверг все предложения иностранных коллекционеров о его покупке. Маковский подарил картину Нижнему Новгороду.
— Как хорошо, что и художник Константин Маковский, и нижегородцы, которых он изобразил — это всё мои соотечественники!
— А я рада, что мы совершили поездку в Нижегородский художественный музей и увидели картину «Воззвание Кузьмы Минина». Это полотно помогает почувствовать душой, что такое народное единство!
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 196 зач., XII, 20 - XIII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается, что человек, некоторое время поживший христианской жизнью и привыкший к церковной дисциплине, начинает судить других по той мере, которой достиг сам. Формально он знает, что главным в его отношении к окружающим должна быть любовь, но не всегда понимает, как на практике соединить любящее отношение с приверженностью к дисциплине? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й и 13-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Глава 13.
1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
Любовь и приверженность дисциплине могут быть очень разными. Ведь одно дело влюблённость, другое родительское чувство, третье дружеское... Мы понимаем, что в них есть много общего, что позволяет называть эти явления «любовью», но в то же время прекрасно осознаём существующую между ними разницу. Похожим образом приверженность к дисциплине может быть связана со стремлением к порядку, а может быть проявлением жестокости и желания проявить власть. Но самое главное, что на эмоциональном уровне любовь и дисциплина кажутся людям вещами несовместимыми. Кому в голову не приходили мысли о родителях: «если они мне этого не разрешают, значит они меня не любят»? Речь может идти о чём угодно: в детстве о конфетах и мультфильмах, в подростковом возрасте о прогулках с друзьями или какой-нибудь покупке. И, конечно, подобные мысли посещают нас и во взрослой жизни: если кто-то с нами строг, значит за что-то невзлюбил, если по-настоящему любит — требования должны быть самыми мягкими.
Для общины Коринфа апостол Павел был отцом и основателем. Он очень любил своих учеников, о чём писал не раз. Однако в отрывке, который мы сегодня услышали, апостол выглядит скорее строгим, чем любящим. Ведь собираясь к ним уже третий раз, апостол пишет, что не пощадит тех, кто согрешил и не покаялся. Конечно, нужно понимать, что воспитательная мера у него была только одна: лишение церковного общения. Он не мог наказать ни физически, ни финансово, он мог только свидетельствовать перед лицом Церкви, что человек, выбравший грех, не может быть частью Тела Христова. Но было ли это свидетельство чем-то лёгким и простым для самого апостола? Очевидно, нет. Почему апостол и пишет, что опасается, как бы ему, прибыв в Коринф, не найти некоторых общинников погрязшими в раздорах, зависти, гневе, ссорах, гордости и прочих беспорядках. И тяжело это для него потому, что в своей любви к ученикам он практически ассоциирует себя с ними перед лицом Божиим, так что их унижение воспринимается им как своё собственное. Он радуется вместе с ними их духовным победам, но и плачет вместе с ними, когда они переживают падения. Апостол не отворачивается с брезгливостью от тех, кто согрешил, но переживает за них. В этом смысле его любовь безусловна и направлена как на праведников, так и на грешников. Он строг ко грешникам, но это отрезвляющая строгость, цель которой не оттолкнуть, но привести к покаянию и возвращению.
Стремясь подражать апостолу, будем в первую очередь требовательны к себе. О тех же, за кого чувствуем ответственность, будем в первую очередь молиться, чтобы Бог направил их ко спасению. А если и понадобиться указать кому-то на церковную норму, всеми силами постараемся, чтобы в наших словах слышалась братская любовь и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Возможность готовить еду и мыться для семьи из отдалённого села Луганской области

Служба помощи «Милосердие Казань» — это проект Русской Православной Церкви. Служба приходит на выручку тем, кто находится в сложных обстоятельствах, в том числе жителям новых регионов России. Волонтёры проекта «Милосердие Казань» регулярно выезжают в бедствующие населённые пункты, ухаживают за одинокими стариками и не только, помогают в ремонте и уборке, узнают о том, что необходимо людям и стараются закрыть самые срочные просьбы.
Недавно к волонтёрам службы обратился священник Александр Беспалов из Луганской епархии с просьбой подержать семью из отдалённого села Райгородка. Туда редко ходят автобусы и добраться до него крайне сложно. В этом селе живут бабушка Ирина Фёдоровна, дочь Елена и внучка Александра. Их дом сильно обветшал и требует серьёзного ремонта. Тем не менее семья старается поддерживать внутри порядок и уют. Только это непросто, когда в помещении отсутствует тепло, вышла из строя бытовая техника и есть перебои с водой. Ирина Фёдоровна с дочкой и внучкой живут крайне скромно и решить все задачи самостоятельно не в силах. Обе женщины тяжело болеют, поэтому их основной доход — это пенсия, а девушка учится и получает стипендию в 1000 рублей.
Чтобы поддержать семью из отдалённого села в Луганской области служба «Милосердие Казань» открыла сбор на покупку газовой плиты, холодильника, водонагревателя и насосной станции, которая обеспечит нормальный напор воды. Больше узнать об этом и помочь можно на сайте: КазаньМилосердие.ру
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера и сомнения». Епископ Переславский и Угличский Феоктист

У нас в студии был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о вере, неверии, сомнении и встрече с Богом.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Все выпуски программы Светлый вечер