Будничным июньским утром 2003 года в центре Ярославля бригада рабочих ремонтировала теплотрассу. Экскаватор зачерпнул очередной ковш земли. И тут случилось то, чего никто из рабочих никак не ожидал — вместе с грунтом из него посыпались... монеты! Это был целый дождь из старинных денег. Рабочие ликовали: она нашли настоящий клад!
Не меньше, узнав о находке, радовались и работники ярославского историко-архитектурного музея. Они выяснили, что на месте, где был найден клад, когда-то стоял дом купца Ивана Александровича Вахрамеева и сделали вывод, что найденные рабочими монеты могли принадлежать именно ему. А судя по тому, что среди них встречались образцы разных эпох, в том числе и древние, это, скорее всего, была богатейшая коллекция нумизматики. Что только подтверждает версию о принадлежности клада именно Вахрамееву — ведь ярославский купец был известен как большой любитель старины.
Впрочем, слово «любитель», здесь, наверное, не совсем уместно. Скорее, профессионал. Иван Александрович состоял действительным членом Русского Императорского археологического общества и занимался серьёзными исследованиями в области археологии. Он владел несколькими уникальными коллекциями, в том числе, собранием древних рукописей, которые впоследствии передал в дар Государственному историческому музею.
Дарить, помогать в нужде — одним словом, благотворить — было ещё одним призванием Ивана Александровича Вахрамеева. Своей добротой, чуткостью и щедростью он не обошёл никого, кто в трудной ситуации обращался к нему за поддержкой. Неимущие студенты получали от Вахрамеева пособия и стипендии, бедные невесты — приданое; погорельцы — строительные материалы и деньги на возведение нового жилища. В 1897 году ярославцы захотели видеть Вахрамеева своим градоначальником. В этой почётной должности Иван Александрович прослужил городу и людям шестнадцать лет — то есть, четырежды переизбирался.
И неудивительно: Вахрамеев, как в один голос утверждают историки, буквально преобразил Ярославль. И если раньше губернский центр больше напоминал захолустный городишко — ни мостовых, ни парков, ни уличного освещения — то с вступлением Ивана Александровича в должность городского головы город был за короткий срок благоустроен. Появились электрические фонари, общественная водокачка, городской сквер, набережная и даже трамвай. А ещё — театр и бесплатная народная читальня. Возможно, Вахрамееву и не удалось бы осуществить столь грандиозный прорыв в развитии Ярославля, если бы он рассчитывал только на казённые деньги. Но Иван Александрович практически в каждое начинание на благо города безвозмездно вкладывал личные средства. Так, например, на открытие городской богадельни он пожертвовал сто тысяч рублей и за собственный счёт содержал Вольное пожарное общество. В общей сложности на дело развития и благоустройства города Вахрамеев потратил около миллиона рублей из личных средств.
Кроме того, на его пожертвование — 60 000 рублей серебром — в Ярославле была проведена масштабная реставрация храма Пророка Божия Илии, к которой Иван Александрович привлёк лучших специалистов и учёных. Он же финансировал капитальный ремонт Воскресенской церкви Спасского монастыря.
Городской голова, попечитель городского Александровского сиротского приюта, председатель губернского Комитета призрения неимущих, член совета Православного братства Святого Димитрия, член ярославского отделения Российского Общества Красного Креста... Этот список можно было бы продолжать ещё долго. Вахрамеев старался не упускать из виду ни одного дела, участие в котором могло бы принести людям пользу.
И, может быть, не так уж важно, в действительности ему или кому-то другому принадлежал так неожиданно найденный в 2003-м году клад. Главное, что об Иване Александровиче есть, что с благодарностью вспомнить людям и через сто лет.
Все выпуски программы Имена милосердия
Джеймс Барри «Дорогой Брут» — «О вторых шансах»

Фото: PxHere
Нет, наверное, человека, который не мечтал бы порой о том, чтобы вернуться в прошлое и что-то исправить. Иными словами, получить второй шанс. А что, если такая возможность и правда была бы нам дана, хотя бы раз? Об этом размышляет Джеймс Барри, автор знаменитой повести «Питер Пэн и Венди» в пьесе «Дорогой Брут».
Все персонажи пьесы в той или иной мере недовольны своей жизнью и каждый точно знает, что именно он или она изменили бы в прошлом, будь у них второй шанс. Этот шанс они получают, благодаря соседу, чародею. На одну ночь он возвращает их в прошлое. И что же? Аккуратно и последовательно все герои повторяют свои ошибки. В конце концов один из них восклицает:
— Я понял. Что-то такое есть во мне, что заставит меня поступать и дальше так же. Моя душа словно заражена, отравлена. И сколько мне ни давай шансов, ничего не изменится.
«Всё дело в нас самих» — вот главное открытие героев. Человек, осознавший, что источник зла кроется в его душе, близок к покаянию. А покаяние — это изменение, перемена души, ума, сердца.
И тогда второй шанс, о котором говорит пьеса «Дорогой Брут», как раз и заключается в том, чтобы понять, какие именно свойства, качества и привычки привели в прошлом к тем или иным ошибкам — и не повторять их.
Все выпуски программы: ПроЧтение
Валентина Осеева. «Хорошее» — «Посильное добро»

Фото: PxHere
Как часто мы говорим близким: «я для тебя ничего не пожалею». И правда ведь, ничего не пожалеем. Кроме, пожалуй, чуточки внимания, капли тепла, минуты времени. Если оглянуться, сколько упущенных возможностей проявить посильное добро осталось за плечами?
Вот и Алёша, герой рассказа Валентины Осеевой «Хорошее», до поры до времени не обращал на них внимания. Однажды с самого утра мальчик начал напряжённо размышлять: что бы хорошее сделать для сестрёнки, няни и пёсика Трезора? В мечтах он спасает тонущую сестру, защищает няню от волков, вытаскивает Трезора из колодца. А в реальности на просьбы няни, сестры и тявканье собачки отвечает: «уйди, не мешай», совершенно не замечая разрыва между своими мечтами и действиями.
Рассказ Осеевой прост и рассчитан на детей. А вот и уровень посложнее. Английский писатель и богослов Клайв Льюис в 1942 году написал повесть «Письма Баламута», в которой опытный бес даёт молодому бесёнку советы по искушению людей. Одна из его инструкций звучит так: «Отвлекай подопечного от простых и прямых обязанностей, направляя к далёким и возвышенным. Усиливай неприязнь и слепоту к очевидному». Расчёт беса очевиден: человек способен всю жизнь провести в бесплодных мечтаниях и очнуться с пустыми руками и сердцем.
Вот и святитель Игнатий Брянчанинов, подвижник и духовный писатель девятнадцатого столетия, предостерегает нас от такого ослепления. Не стоит гнаться за великим, подчёркивал святитель. Драгоценен малый, терпеливый и постоянный подвиг, говорил он.
Маленький герой рассказа Осеевой сумел разглядеть самые простые и прямые свои обязанности — а всегда ли это удаётся нам?
Все выпуски программы: ПроЧтение
Владимир Одоевский «Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу»

Фото: PxHere
Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что только совершаемый впервые грех ужасает человека. Привычка же делает любой грех незаметным, и он уже не потрясает душу. В рассказе-притче с длинным названием «Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью не удалося в Светлое воскресенье поздравить своих начальников с праздником» писатель Владимир Одоевский говорит как раз о такой привычке к тому или иному греху.
Герой рассказа, Иван Богданович имел обыкновение по субботам играть в карты с коллегами. Однажды в Страстную Субботу Иван Богданович, хоть и помнил, что ночью — Пасха Господня, но всё же не удержался и позвал сослуживцев играть в карты. Те послушно пришли, и началась игра. Уже стемнело, а игроки всё тасовали и сдавали карты. Кто-то из них и пытался подняться, да где там. Карты словно приклеились к рукам.
— А всё же здесь нам гораздо веселее, — сказал, к собственному ужасу, один из чиновников, когда зазвонили пасхальные колокола.
Ужас чиновника понятен. Его слова — это фактически отвержение Христа, да ещё когда? В Пасхальную ночь. И всё же герой эти слова, пусть помимо воли, но произносит. Игроки остаются на своих местах, даже когда уже идёт пасхальная служба. Они и силятся встать, но не могут. Пытаются задуть свечи, но никак. Привычка сделала грех — страсть к карточной игре — сначала незаметным, а затем и непреодолимым.
Завершается рассказ кошмарным сном Ивана Богдановича. Ему приснилось, что карты, внезапно увеличившись, заняли место игроков, перетасовали их и начали партию, используя людей вместо игральных карт. Такая игра — закономерный итог полного порабощения греху.
Есть ли в рассказе Одоевского отблеск света? Да. Можно надеяться, что, получив такой урок, увидев, пусть во сне, как играет им страсть, герой отыщет в себе силы положить конец своей зависимости и обретёт свободу.
Все выпуски программы: ПроЧтение











