
Будничным июньским утром 2003 года в центре Ярославля бригада рабочих ремонтировала теплотрассу. Экскаватор зачерпнул очередной ковш земли. И тут случилось то, чего никто из рабочих никак не ожидал — вместе с грунтом из него посыпались... монеты! Это был целый дождь из старинных денег. Рабочие ликовали: она нашли настоящий клад!
Не меньше, узнав о находке, радовались и работники ярославского историко-архитектурного музея. Они выяснили, что на месте, где был найден клад, когда-то стоял дом купца Ивана Александровича Вахрамеева и сделали вывод, что найденные рабочими монеты могли принадлежать именно ему. А судя по тому, что среди них встречались образцы разных эпох, в том числе и древние, это, скорее всего, была богатейшая коллекция нумизматики. Что только подтверждает версию о принадлежности клада именно Вахрамееву — ведь ярославский купец был известен как большой любитель старины.
Впрочем, слово «любитель», здесь, наверное, не совсем уместно. Скорее, профессионал. Иван Александрович состоял действительным членом Русского Императорского археологического общества и занимался серьёзными исследованиями в области археологии. Он владел несколькими уникальными коллекциями, в том числе, собранием древних рукописей, которые впоследствии передал в дар Государственному историческому музею.
Дарить, помогать в нужде — одним словом, благотворить — было ещё одним призванием Ивана Александровича Вахрамеева. Своей добротой, чуткостью и щедростью он не обошёл никого, кто в трудной ситуации обращался к нему за поддержкой. Неимущие студенты получали от Вахрамеева пособия и стипендии, бедные невесты — приданое; погорельцы — строительные материалы и деньги на возведение нового жилища. В 1897 году ярославцы захотели видеть Вахрамеева своим градоначальником. В этой почётной должности Иван Александрович прослужил городу и людям шестнадцать лет — то есть, четырежды переизбирался.
И неудивительно: Вахрамеев, как в один голос утверждают историки, буквально преобразил Ярославль. И если раньше губернский центр больше напоминал захолустный городишко — ни мостовых, ни парков, ни уличного освещения — то с вступлением Ивана Александровича в должность городского головы город был за короткий срок благоустроен. Появились электрические фонари, общественная водокачка, городской сквер, набережная и даже трамвай. А ещё — театр и бесплатная народная читальня. Возможно, Вахрамееву и не удалось бы осуществить столь грандиозный прорыв в развитии Ярославля, если бы он рассчитывал только на казённые деньги. Но Иван Александрович практически в каждое начинание на благо города безвозмездно вкладывал личные средства. Так, например, на открытие городской богадельни он пожертвовал сто тысяч рублей и за собственный счёт содержал Вольное пожарное общество. В общей сложности на дело развития и благоустройства города Вахрамеев потратил около миллиона рублей из личных средств.
Кроме того, на его пожертвование — 60 000 рублей серебром — в Ярославле была проведена масштабная реставрация храма Пророка Божия Илии, к которой Иван Александрович привлёк лучших специалистов и учёных. Он же финансировал капитальный ремонт Воскресенской церкви Спасского монастыря.
Городской голова, попечитель городского Александровского сиротского приюта, председатель губернского Комитета призрения неимущих, член совета Православного братства Святого Димитрия, член ярославского отделения Российского Общества Красного Креста... Этот список можно было бы продолжать ещё долго. Вахрамеев старался не упускать из виду ни одного дела, участие в котором могло бы принести людям пользу.
И, может быть, не так уж важно, в действительности ему или кому-то другому принадлежал так неожиданно найденный в 2003-м году клад. Главное, что об Иване Александровиче есть, что с благодарностью вспомнить людям и через сто лет.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер