Благотворительность - это не только материальное содействие нуждающимся. Она может быть направлена на возведение памятников культуры, больниц, церквей. Именно строительству храмов посвятил свою жизнь казанский купец Иван Михляев.
Иван Афанасьевич владел суконной мануфактурой, кожевенным и винокуренным заводами. Он успешно торговал в России, и даже в Китае. В одной только Казани Михляев имел 34 магазина и был одним из первых богачей города.
Но не только этим знаменит Иван Афанасьевич. Он был лично знаком с Петром Первым. В 1722 году царь, остро нуждаясь в деньгах, приехал в Казань и посетил суконную фабрику, на которую возлагал большие надежды. Они рухнули после первых минут пребывания Петра на предприятии, которое кроме убытков не приносило ничего. И тут в дело вступил Михляев. Он пригласил Петра к себе и преподнёс ему блюдо золотых и серебряных денег на нужды российского флота. Подарок тронул императора. Михляев рассказал ему о своей суконной фабрике. Царь тут же кинулся её осматривать, нашёл, что предприятие процветает и подарил казённый завод Ивану Афанасьевичу. В письме, которое Пётр отправил Михляеву, говорилось:
«Мы, ведая доброе ваше состояние, отдаем казанский шерстяной завод с готовым домом и со всеми станами и инструментами: только вы приложите своё старание об оном, размножить для своего интереса».
Михляев соединил личную фабрику с дарованным предприятиям. В умелых руках промышленника дела пошли исключительно хорошо. Михляев быстро богател. Но сундуком, в котором положено прятать деньги, не обзавёлся. Напротив, Иван Афанасьевич активно занялся благотворительностью. Всю свою энергию он направил на строительство и поддержание храмов. Тем более, что дал слово императору возвести в городе Петропавловский собор. Строительство не обошлось без происшествий. Сначала собор возводили казанские мастера. Он был уже почти готов и вдруг неожиданно рухнул. Причиной обрушения стали ошибки при закладке фундамента. Пётр Первый, узнав о беде, прислал в Казань своих мастеров. Они-то и построили здание, которое радует глаз до сих пор. В своё время под сводами этого собора молился Александр Сергеевич Пушкин, храмом любовался Александр Дюма, сюда приезжали все российские императоры и императрицы.
Петру Первому Казань обязана и строительством нового Пятницкого храма. Царь обратил внимание Михляева на то, что церковь, расположенная возле его фабрики давно обветшала. Иван Афанасьевич не стал реставрировать старое здание. На его месте он выстроил новый храмовый ансамбль.
Церковь святой Евдокии тоже появилась на средства Михляева. Названа она в честь жены купца - Евдокии. Церковь была небольшой, скромной. Именно это помогло ей сохранять свой первоначальный облик почти три века. Большие храмы реставрировались или уничтожались, а до маленькой церквушки у властей не доходили руки. Так что в десятку уцелевших после революции казанских храмов, входит и церковь святой Евдокии.
Ещё один собор, возведённый на деньги Ивана Михляева – Богоявленский. До революции он считался самым большим собором Казани. Сюда приходили и аристократы, и крупные промышленники, и простые люди. Храм знаменит ещё и тем, что в нём крестили маленького Федю Шаляпина - будущего великого певца.
На пожертвования Ивана Афанасьевича в Казани и окрестных сёлах было построено около десяти церквей. Все они сохранились до наших дней во многом благодаря завещанию Ивана Михляева. Купец, промышленник и храмостроитель наказал своим наследникам продолжать строить новые церкви и реставрировать старые. Поэтому не удивительно, что сегодня имя Ивана Михляева ассоциируется у казанцев с упорным трудом и щедростью.
25 октября. О надежде на Бога

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Сами в себе имели приговор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
О надежде на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Есть несколько видов надежды. Так, мы можем надеяться на себя, это называется самонадеянностью. Неустойчивость такой надежды состоит в том, что человек может недооценить или переоценить свои силы. И в том и в другом случае он не добьётся нужного результата.
Можно возлагать надежду на окружающих, но, как показывает опыт, такая надежда тоже бывает призрачной. Окружающие, сердца и намерения которых мы не очень хорошо знаем, могут подвести, а иногда и предать. Поэтому Священное Писание доносит до нас истину: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
В противоположность этому Библия призывает в Боге спасения: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше». И в других местах: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. Господи сил, блажен человек, уповающий на Тебя».
Об этом, собственно, и говорит апостол Павел, что, надеясь на Бога, воскрешающего мёртвых, мы избираем правильный путь своего поведения и обязательно получим положительный результат.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О трудах преподобного Симеона Нового Богослова

Сегодня 25 октября. Церковь чтит память преподобного Симеона Нового Богослова, отошедшего ко Господу в 1021 году на берегу Босфора.
О его трудах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы вспоминаем о преподобном Симеоне Новом Богослове, сразу на ум приходит сборник его творений — это слова и божественные гимны. Преподобный Симеон открывает для нас важную страницу православного богословия, богословия мистического, мистического познания Бога, таинственного постижения невидимого и непостижимого.
Огромную работу по переводу творений преподобного Симеона на русский язык провёл святитель Феофан Затворник и его ученик, иеромонах Пантелеимон. И когда мы берем в руки трёхтомник творений преподобного Симеона, мы можем благодарно вспомнить и святителя Феофана, и иеромонаха Пантелеимона, и, не боясь, будем прикасаться к письменному наследию преподобного Симеона, которое лишь на первый взгляд может показаться сложным и непонятным. Но если мы вникнем в него, то перед нами откроются необозримые горизонты сокровища святоотеческой письменности.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О почитании Иконы Божией Матери «Иерусалимская»
Сегодня 25 октября. Иконы Божией Матери «Иерусалимская».
О её почитании — священник Вадим Бондаренко.
Иерусалимский образ Богородицы тесно связан с историей нашей страны и прошёл вместе с ней самые знаковые этапы: крещение Руси, просвещение светом Христианства северных областей, централизацию российской государственности вокруг единого центра в Москве.
К сожалению, в один из важнейших моментов нашей истории, во время Первой Отечественной войны, когда французская армия ненадолго вошла в покинутую Москву, образ был бесследно утрачен. Сейчас на территории России известны списки с Иерусалимского образа Богородицы. Один из них находится и в нашем храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Москве на улице Талалихина.
Каждую среду мы совершаем перед образом молебен с акафистом о всех нуждах и печалях, с которыми люди обращаются к нашей общей Утешительнице.
Все выпуски программы Актуальная тема








