Благотворительность - это не только материальное содействие нуждающимся. Она может быть направлена на возведение памятников культуры, больниц, церквей. Именно строительству храмов посвятил свою жизнь казанский купец Иван Михляев.
Иван Афанасьевич владел суконной мануфактурой, кожевенным и винокуренным заводами. Он успешно торговал в России, и даже в Китае. В одной только Казани Михляев имел 34 магазина и был одним из первых богачей города.
Но не только этим знаменит Иван Афанасьевич. Он был лично знаком с Петром Первым. В 1722 году царь, остро нуждаясь в деньгах, приехал в Казань и посетил суконную фабрику, на которую возлагал большие надежды. Они рухнули после первых минут пребывания Петра на предприятии, которое кроме убытков не приносило ничего. И тут в дело вступил Михляев. Он пригласил Петра к себе и преподнёс ему блюдо золотых и серебряных денег на нужды российского флота. Подарок тронул императора. Михляев рассказал ему о своей суконной фабрике. Царь тут же кинулся её осматривать, нашёл, что предприятие процветает и подарил казённый завод Ивану Афанасьевичу. В письме, которое Пётр отправил Михляеву, говорилось:
«Мы, ведая доброе ваше состояние, отдаем казанский шерстяной завод с готовым домом и со всеми станами и инструментами: только вы приложите своё старание об оном, размножить для своего интереса».
Михляев соединил личную фабрику с дарованным предприятиям. В умелых руках промышленника дела пошли исключительно хорошо. Михляев быстро богател. Но сундуком, в котором положено прятать деньги, не обзавёлся. Напротив, Иван Афанасьевич активно занялся благотворительностью. Всю свою энергию он направил на строительство и поддержание храмов. Тем более, что дал слово императору возвести в городе Петропавловский собор. Строительство не обошлось без происшествий. Сначала собор возводили казанские мастера. Он был уже почти готов и вдруг неожиданно рухнул. Причиной обрушения стали ошибки при закладке фундамента. Пётр Первый, узнав о беде, прислал в Казань своих мастеров. Они-то и построили здание, которое радует глаз до сих пор. В своё время под сводами этого собора молился Александр Сергеевич Пушкин, храмом любовался Александр Дюма, сюда приезжали все российские императоры и императрицы.
Петру Первому Казань обязана и строительством нового Пятницкого храма. Царь обратил внимание Михляева на то, что церковь, расположенная возле его фабрики давно обветшала. Иван Афанасьевич не стал реставрировать старое здание. На его месте он выстроил новый храмовый ансамбль.
Церковь святой Евдокии тоже появилась на средства Михляева. Названа она в честь жены купца - Евдокии. Церковь была небольшой, скромной. Именно это помогло ей сохранять свой первоначальный облик почти три века. Большие храмы реставрировались или уничтожались, а до маленькой церквушки у властей не доходили руки. Так что в десятку уцелевших после революции казанских храмов, входит и церковь святой Евдокии.
Ещё один собор, возведённый на деньги Ивана Михляева – Богоявленский. До революции он считался самым большим собором Казани. Сюда приходили и аристократы, и крупные промышленники, и простые люди. Храм знаменит ещё и тем, что в нём крестили маленького Федю Шаляпина - будущего великого певца.
На пожертвования Ивана Афанасьевича в Казани и окрестных сёлах было построено около десяти церквей. Все они сохранились до наших дней во многом благодаря завещанию Ивана Михляева. Купец, промышленник и храмостроитель наказал своим наследникам продолжать строить новые церкви и реставрировать старые. Поэтому не удивительно, что сегодня имя Ивана Михляева ассоциируется у казанцев с упорным трудом и щедростью.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.