Иван Фёдоров посвятил всю свою жизнь книжному делу. Именно он выпустил в 1564 году тиражом две тысячи экземпляров богослужебную книгу «Апостол», которая стала первой печатной книгой на Руси.
Иван Фёдоров родился около 1510 года и уже в детстве знал, какой это колоссальный труд — создание рукописной книги. Еще студентом Фёдоров заинтересовался книгопечатным делом во время обучения в краковском Ягеллонском университете. Именно Ивана Фёдорова митрополит Московский и Всея Руси Макарий благословил на строительство в Москве типографии и открытие Печатного двора по повелению царя Ивана Грозного.
Какой труд стал вершиной книжного служения Ивана Фёдорова и как с его именем связана первая русская «Азбука»?

В XVI-м веке в Москве побывал итальянский аристократ Рафаэль Барберини. Вернувшись на родину, он изложил свои впечатления от поездки в рукописи «Путешествие в Московию». Одним из предметов восхищения иностранца стала московская типография. «Ввели они у себя печатание. И я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги», — писал Барберини. Итальянцу посчастливилось стать свидетелем того, как в 1564-м году вышла в свет первая русская печатная книга — «Апостол». И увидеть человека, трудами которого это знаменательное событие смогло свершиться — первопечатника Ивана Фёдорова.
О том, что печатному делу Фёдоров посвятил всю свою жизнь, известно доподлинно. А вот о самом печатнике до наших дней дошло не так уж много сведений. По всей вероятности, родился он в Москве, так как часто подписывался Иваном Москвитянином. Приблизительным годом рождения Ивана Фёдорова историки считают 1510-й. И предполагают, что семья, в которой он появился на свет, была образованной. Скорее всего, отец Ивана трудился переписчиком. Поэтому будущий печатник с детства знал, какой это колоссальный труд — создание рукописной книги. Вручную выполнялось всё: текст, рисунки, переплёт. На один лишь экземпляр уходили долгие годы. И стоили такие книги, конечно, очень дорого.
Судя по сохранившимся документам, образование Иван получил в Польше, в краковском Ягеллонском университете. В его архивах есть запись от 1532 года — о том, что Иоанн Фёдоров Москвитянин окончил курс со степенью бакалавра. В университете преподавались латынь и древнегреческий язык. Была своя типография — и, вероятно, ещё студентом Фёдоров заинтересовался книгопечатным делом. Вернувшись в Москву, в начале 1540-х, Иван был рукоположен во диакона в Кремлёвской церкви Святителя Николы Гостунского. А в 1551 году в Москве состоялось собрание духовенства и знати — знаменитый Стоглавый Собор. На нём много говорилось о важности развития книжного дела. Повелением царя Ивана Грозного было решено построить в Москве типографию и открыть Печатный двор. На это важное предприятие митрополит Московский и Всея Руси Макарий благословил дьякона Иоанна Фёдорова.
Начинать ему пришлось фактически с нуля. Печатный станок привезли из Европы, где ещё сто лет назад его изобрёл Гуттенберг. Однако нужно было изготовить свинцовые литеры — буквы, причём, для разных шрифтов. А сначала для каждой из них вырезать деревянную форму. Формы требовались также и для орнаментов, которыми в то время было принято украшать страницы. Когда всё было готово, Иван лично набрал из них текст будущей книги. И в апреле 1564 года тиражом две тысячи экземпляров вышла в свет богослужебная книга «Апостол» — первая печатная книга на Руси. Вслед за ним, спустя два года, Иван Фёдоров выпустил ещё одну книгу «Часовник» — сборник повседневных молитв. Первую русскую «Азбуку», тоже издал Иван Фёдоров в 1575 году. Он не только напечатал учебник, но и сам составил его.
Вершиной книжного служения русского первопечатника стала так называемая Острожская Библия. Она увидела свет в 1581 году при поддержке известного православного благотворителя — Константина, князя Острожского. Отсюда и её название. Это была первая печатная Библия на славянском языке. Иван Фёдоров находился тогда уже в преклонных годах, и князь предложил ему уйти на покой, пообещал подарить дом и землю. Ведь у самого Фёдорова не скопилось никакого имущества, кроме нескольких рабочих инструментов. Но первопечатник отказался. Талантом, который дал ему Бог, он хотел служить людям до последнего вздоха. В послесловии к «Апостолу» Фёдоров писал: «Возлюбленный и чтимый русский народ, если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью». С любовью к людям и сам он работал всю жизнь.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия







