Иулиания и Симеон Вяземские стали олицетворением супружеской верности и целомудрия. Каждое третье января Православная Церковь вспоминает о мученической кончине святой благоверной княгини Иулиании и её мужа святого благоверного князя Симеона. Подвигу, который они совершили, уже более шестисот лет. Но над теми, кто предпочёл умереть, но сохранить святыню брака, время не властно.
Иулиания родилась в конце 14-ого века в семье боярина Гостомыслова. Он занимал высокий пост – служил наместником в городе Торжок Новгородской области. Это были трудные времена на Руси. Единого правителя не было. Городами управляли князья. Они часто воевали друг с другом. Гостомыслов всю свою энергию тратил на то, чтобы прекратились междоусобные распри. Во время одного из столкновений он погиб.
Его жена Марья Никитична была сражена горем. Вместе с ней грустила и четырёхлетняя Иулиания. В те дни главным утешением для них стала молитва. Видя, что настроение Марьи Никитичны улучшается после посещения храма, Иулиания верила, что Бог исполнил её желание и послал маме утешение. Так девочка научилась любить Всевышнего. Эта любовь помогла ей пережить новое горе – смерть матери. Иулианию вырастил дядя. Он воспитал племянницу в духе истинного благочестия. А когда пришло время, выдал её замуж за князя Вяземского Симеона Мстиславовича.
Князь был храбрым, мужественным человеком. Участие в войнах не озлобило его душу. Симеон оставался добрым, отзывчивым мужчиной. И так же, как Иулиания, отличался богобоязненностью. Свою будущую жену он впервые увидел в храме. Девушка редкой красоты и обаяния пленила князя. А князь понравился девушке. Очень скоро Иулиания стала княгиней Вяземской. Это был на редкость счастливый брак. Про Иулианию и Симеона говорили, что они живут, как два чистых, белых голубя среди чёрных воронов.
Таким вороном для супругов оказался владелец Смоленских земель князь Юрий Святославович. Воином он был превосходным, но слава о нём шла, как о жестоком и жадном человеке. К тому же женатый Юрий непомерно любил женщин. Так сложилось, что Вяземский стал ему другом, которому Юрий был обязан жизнью: Симеон вырвал его из лап разъярённого медведя. Только вот отплатил за это Юрий чёрной неблагодарностью, пожелав завладеть супругой своего товарища.
Иулиания была верной женой Симеону. Всё своё время она посвящала семье, молитвам и благотворительности. Когда женщина поняла, что к ней неравнодушен Юрий, она дала ему отпор, но постаралась сделать это тактично, чтобы не нарушить дружбу мужчин. Недоступность Иулиании разозлила Юрия. Женщина стала избегать встреч с ним, а он всё чаще и чаще появлялся в доме Вяземских. Много раз Юрий пытался соблазнить Иулианию. Но она отвечала: «Лучше мне умереть, чем согласиться на такое дурное дело» и всё больше времени проводила в молитвах, прося Бога, чтобы он вразумил Юрия и отвёл беду от её семьи.
Ослеплённый завистью к Симеону и страстью к Иулиании, Юрий забыл о заповеди: «Не возжелай жены ближнего своего». Забыл он и о словах, которые сказал своему другу после нападения медведя: «Я у тебя в вечном долгу». Юрий пригласил Вяземских к себе домой и в разгар пира коварно заколол Симеона. После чего набросился на Иулианию. Хрупкая женщина, сумела вырваться, ранив убийцу своего мужа в плечо. Она успела выбежать во двор, но там её настиг и зарубил мечом вконец обезумевший Юрий. Княгиня Вяземская приняла смерть, не разрушив таинство брака и не бросив тень ни на своё честное имя, ни на имя супруга.
Это случилось третьего января 1406 года. А спустя шесть столетий в самом начале 21 века у деревни Ломы Смоленской области была освящена небольшая деревянная часовня в честь святых благоверных князя Симеона и княгини Иулиании.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер