Иулиания и Симеон Вяземские стали олицетворением супружеской верности и целомудрия. Каждое третье января Православная Церковь вспоминает о мученической кончине святой благоверной княгини Иулиании и её мужа святого благоверного князя Симеона. Подвигу, который они совершили, уже более шестисот лет. Но над теми, кто предпочёл умереть, но сохранить святыню брака, время не властно.
Иулиания родилась в конце 14-ого века в семье боярина Гостомыслова. Он занимал высокий пост – служил наместником в городе Торжок Новгородской области. Это были трудные времена на Руси. Единого правителя не было. Городами управляли князья. Они часто воевали друг с другом. Гостомыслов всю свою энергию тратил на то, чтобы прекратились междоусобные распри. Во время одного из столкновений он погиб.
Его жена Марья Никитична была сражена горем. Вместе с ней грустила и четырёхлетняя Иулиания. В те дни главным утешением для них стала молитва. Видя, что настроение Марьи Никитичны улучшается после посещения храма, Иулиания верила, что Бог исполнил её желание и послал маме утешение. Так девочка научилась любить Всевышнего. Эта любовь помогла ей пережить новое горе – смерть матери. Иулианию вырастил дядя. Он воспитал племянницу в духе истинного благочестия. А когда пришло время, выдал её замуж за князя Вяземского Симеона Мстиславовича.
Князь был храбрым, мужественным человеком. Участие в войнах не озлобило его душу. Симеон оставался добрым, отзывчивым мужчиной. И так же, как Иулиания, отличался богобоязненностью. Свою будущую жену он впервые увидел в храме. Девушка редкой красоты и обаяния пленила князя. А князь понравился девушке. Очень скоро Иулиания стала княгиней Вяземской. Это был на редкость счастливый брак. Про Иулианию и Симеона говорили, что они живут, как два чистых, белых голубя среди чёрных воронов.
Таким вороном для супругов оказался владелец Смоленских земель князь Юрий Святославович. Воином он был превосходным, но слава о нём шла, как о жестоком и жадном человеке. К тому же женатый Юрий непомерно любил женщин. Так сложилось, что Вяземский стал ему другом, которому Юрий был обязан жизнью: Симеон вырвал его из лап разъярённого медведя. Только вот отплатил за это Юрий чёрной неблагодарностью, пожелав завладеть супругой своего товарища.
Иулиания была верной женой Симеону. Всё своё время она посвящала семье, молитвам и благотворительности. Когда женщина поняла, что к ней неравнодушен Юрий, она дала ему отпор, но постаралась сделать это тактично, чтобы не нарушить дружбу мужчин. Недоступность Иулиании разозлила Юрия. Женщина стала избегать встреч с ним, а он всё чаще и чаще появлялся в доме Вяземских. Много раз Юрий пытался соблазнить Иулианию. Но она отвечала: «Лучше мне умереть, чем согласиться на такое дурное дело» и всё больше времени проводила в молитвах, прося Бога, чтобы он вразумил Юрия и отвёл беду от её семьи.
Ослеплённый завистью к Симеону и страстью к Иулиании, Юрий забыл о заповеди: «Не возжелай жены ближнего своего». Забыл он и о словах, которые сказал своему другу после нападения медведя: «Я у тебя в вечном долгу». Юрий пригласил Вяземских к себе домой и в разгар пира коварно заколол Симеона. После чего набросился на Иулианию. Хрупкая женщина, сумела вырваться, ранив убийцу своего мужа в плечо. Она успела выбежать во двор, но там её настиг и зарубил мечом вконец обезумевший Юрий. Княгиня Вяземская приняла смерть, не разрушив таинство брака и не бросив тень ни на своё честное имя, ни на имя супруга.
Это случилось третьего января 1406 года. А спустя шесть столетий в самом начале 21 века у деревни Ломы Смоленской области была освящена небольшая деревянная часовня в честь святых благоверных князя Симеона и княгини Иулиании.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело