
Фото: PxHere
Преподобный Амвросий Оптинский, рассуждая о празднике Крещения Господня говорил, что в этот день исполнилось пророчество царя Давида: «Истина на земле воссияла и правда с небес приклонилась». В этих строках содержится яркий образ, который отражён в иконографии праздника. О чём же говорится в пророчестве?
Преподобный Амвросий Оптинский, рассуждая о празднике крещения Господня, говорил, что в этот день исполнилось пророчество царя Давида: «Истина от земли возсия и правда с небесе приниче». Эта строка из 84-го псалма в переложении на современный русский звучит так «Истина от земли воссияла и правда с небес преклонилась». Речь идет о воплощении на земле Сына Божия, Христа, который и есть истина. Оно стало возможным, потому что Отец Небесный, источник высочайшей правды, не остался безучастным к судьбе человеческого рода, когда-то отступившего от божественных заповедей. Но в то же время в этих строках содержится яркий образ встречи земного и небесного.
Этот же самый образ лежит в основе иконографии праздника крещения Господня. В иконах праздника главное — это откровение миру о Пресвятой Троице. Отец засвидетельствовал о Сыне голосом с небес. Сын пришел принять крещение, а Дух явился в виде голубя.
Главное измерение иконы Богоявления — это вертикаль. В центре образа — фигура Спасителя. Христос стоит в водном потоке. Небо над Ним пронзают лучи света. На Сына Божия нисходит Святой Дух. Иногда небеса рассекает благословляющая рука Всевышнего. Это так называемый жест речи — символ «глаза с неба». Иоанн Предтеча стоит на берегу и возлагает правую руку на главу Христа, совершая крещение. Христос изображен стоящим на фоне воды, словно в пещере. Это напоминание о грядущем погребении Спасителя, без которого невозможна победа над адом и смертью. Так и крещение для любого верующего, смерть для мира и рождение в жизнь вечную. Правой рукой Спаситель благословляет покрывающие Его воды Иордана, освящая при этом их своим погружением. Фигура Христа чуть развернута и словно находится в легком движении. Он будто делает небольшой шаг вперед. Это символическое указание на исход Сына Божия, извод Иордана на служение людям, на проповедь Евангелия.
Иконы Крещения Господня часто содержат элементы, которых нет в Священном Писании. На старинных фресках и мозаиках в водном потоке порой можно заметить фигуру седовласого старца. Так под влиянием античной традиции аллегорически изображают реку Иордан. Нет в Евангелиях и упоминания о трех ангелах-восприемниках. Они стоят, склонившись к Господу, напротив Иоанна Предтечи и почтительно протягивают новые одежды. Зачастую у этих покровов или риз разный цвет — голубой, белый и багряный. Лазоревый — цвет небесной синевы, символ Духа Святого. Белый — знамение нетварного Божественного Света, которое предстоит увидеть апостолам на Фаворе. Красный — это и пламенная Божественная Любовь, и напоминание о крови, и мученичестве, и оттенок царских одежд, и цвет пасхальной радости. Икона Крещения Господня словно ведет за собой зрителя вглубь евангельской истории — от берегов Иордана к подножию Голгофы, а оттуда — к чуду Воскресения Христова.
Все выпуски программы Богоявление
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О достойном терпении скорби и гонений

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие».
О достойном терпении скорби и гонений — игумен Лука (Степанов).
Находиться в плену или под арестом никто никому не желает, но польза и от этого исповедничества очевидна, поскольку, если сам Павел даже до уз верен слову проповеди своей, то и те, кто раньше с робостью проповедовали Христа, укреплённые примером его исповедничества, совершают смелее и плодотворнее дело миссии, дело Слова Божьего.
Потому и бывает полезным нам претерпеть некоторые скорби, с достоинством претерпеть и гонения Слова ради, поскольку очевидна для многих продолжающаяся проповедь, и там, где наступает время скорбей и гонений за Слово, для тех, кто слышит об этом, становятся эти гонения причиной для собственной большей смелости и последовательности в проповеди Слова Божьего, что и замечает апостол Павел в своём послании к филиппийцам.
Терпение скорбей оказывается следованием со крестом своим за Христом-крестоносцем. Об этом и Феофан Затворник замечает: «Нельзя без креста идти за Спасителем своим».
Мало того, достойное несение своего креста и тех скорбей, которые выпадают на твою долю, оказывается средством подкрепления в исполнении своих христианских обязанностей тех, кто становится свидетелями нашего терпения.
Все выпуски программы Актуальная тема