
Фото: PxHere
Преподобный Амвросий Оптинский, рассуждая о празднике Крещения Господня говорил, что в этот день исполнилось пророчество царя Давида: «Истина на земле воссияла и правда с небес приклонилась». В этих строках содержится яркий образ, который отражён в иконографии праздника. О чём же говорится в пророчестве?
Преподобный Амвросий Оптинский, рассуждая о празднике крещения Господня, говорил, что в этот день исполнилось пророчество царя Давида: «Истина от земли возсия и правда с небесе приниче». Эта строка из 84-го псалма в переложении на современный русский звучит так «Истина от земли воссияла и правда с небес преклонилась». Речь идет о воплощении на земле Сына Божия, Христа, который и есть истина. Оно стало возможным, потому что Отец Небесный, источник высочайшей правды, не остался безучастным к судьбе человеческого рода, когда-то отступившего от божественных заповедей. Но в то же время в этих строках содержится яркий образ встречи земного и небесного.
Этот же самый образ лежит в основе иконографии праздника крещения Господня. В иконах праздника главное — это откровение миру о Пресвятой Троице. Отец засвидетельствовал о Сыне голосом с небес. Сын пришел принять крещение, а Дух явился в виде голубя.
Главное измерение иконы Богоявления — это вертикаль. В центре образа — фигура Спасителя. Христос стоит в водном потоке. Небо над Ним пронзают лучи света. На Сына Божия нисходит Святой Дух. Иногда небеса рассекает благословляющая рука Всевышнего. Это так называемый жест речи — символ «глаза с неба». Иоанн Предтеча стоит на берегу и возлагает правую руку на главу Христа, совершая крещение. Христос изображен стоящим на фоне воды, словно в пещере. Это напоминание о грядущем погребении Спасителя, без которого невозможна победа над адом и смертью. Так и крещение для любого верующего, смерть для мира и рождение в жизнь вечную. Правой рукой Спаситель благословляет покрывающие Его воды Иордана, освящая при этом их своим погружением. Фигура Христа чуть развернута и словно находится в легком движении. Он будто делает небольшой шаг вперед. Это символическое указание на исход Сына Божия, извод Иордана на служение людям, на проповедь Евангелия.
Иконы Крещения Господня часто содержат элементы, которых нет в Священном Писании. На старинных фресках и мозаиках в водном потоке порой можно заметить фигуру седовласого старца. Так под влиянием античной традиции аллегорически изображают реку Иордан. Нет в Евангелиях и упоминания о трех ангелах-восприемниках. Они стоят, склонившись к Господу, напротив Иоанна Предтечи и почтительно протягивают новые одежды. Зачастую у этих покровов или риз разный цвет — голубой, белый и багряный. Лазоревый — цвет небесной синевы, символ Духа Святого. Белый — знамение нетварного Божественного Света, которое предстоит увидеть апостолам на Фаворе. Красный — это и пламенная Божественная Любовь, и напоминание о крови, и мученичестве, и оттенок царских одежд, и цвет пасхальной радости. Икона Крещения Господня словно ведет за собой зрителя вглубь евангельской истории — от берегов Иордана к подножию Голгофы, а оттуда — к чуду Воскресения Христова.
Все выпуски программы Богоявление
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер