
Фото: PxHere
Преподобный Амвросий Оптинский, рассуждая о празднике Крещения Господня говорил, что в этот день исполнилось пророчество царя Давида: «Истина на земле воссияла и правда с небес приклонилась». В этих строках содержится яркий образ, который отражён в иконографии праздника. О чём же говорится в пророчестве?
Преподобный Амвросий Оптинский, рассуждая о празднике крещения Господня, говорил, что в этот день исполнилось пророчество царя Давида: «Истина от земли возсия и правда с небесе приниче». Эта строка из 84-го псалма в переложении на современный русский звучит так «Истина от земли воссияла и правда с небес преклонилась». Речь идет о воплощении на земле Сына Божия, Христа, который и есть истина. Оно стало возможным, потому что Отец Небесный, источник высочайшей правды, не остался безучастным к судьбе человеческого рода, когда-то отступившего от божественных заповедей. Но в то же время в этих строках содержится яркий образ встречи земного и небесного.
Этот же самый образ лежит в основе иконографии праздника крещения Господня. В иконах праздника главное — это откровение миру о Пресвятой Троице. Отец засвидетельствовал о Сыне голосом с небес. Сын пришел принять крещение, а Дух явился в виде голубя.
Главное измерение иконы Богоявления — это вертикаль. В центре образа — фигура Спасителя. Христос стоит в водном потоке. Небо над Ним пронзают лучи света. На Сына Божия нисходит Святой Дух. Иногда небеса рассекает благословляющая рука Всевышнего. Это так называемый жест речи — символ «глаза с неба». Иоанн Предтеча стоит на берегу и возлагает правую руку на главу Христа, совершая крещение. Христос изображен стоящим на фоне воды, словно в пещере. Это напоминание о грядущем погребении Спасителя, без которого невозможна победа над адом и смертью. Так и крещение для любого верующего, смерть для мира и рождение в жизнь вечную. Правой рукой Спаситель благословляет покрывающие Его воды Иордана, освящая при этом их своим погружением. Фигура Христа чуть развернута и словно находится в легком движении. Он будто делает небольшой шаг вперед. Это символическое указание на исход Сына Божия, извод Иордана на служение людям, на проповедь Евангелия.
Иконы Крещения Господня часто содержат элементы, которых нет в Священном Писании. На старинных фресках и мозаиках в водном потоке порой можно заметить фигуру седовласого старца. Так под влиянием античной традиции аллегорически изображают реку Иордан. Нет в Евангелиях и упоминания о трех ангелах-восприемниках. Они стоят, склонившись к Господу, напротив Иоанна Предтечи и почтительно протягивают новые одежды. Зачастую у этих покровов или риз разный цвет — голубой, белый и багряный. Лазоревый — цвет небесной синевы, символ Духа Святого. Белый — знамение нетварного Божественного Света, которое предстоит увидеть апостолам на Фаворе. Красный — это и пламенная Божественная Любовь, и напоминание о крови, и мученичестве, и оттенок царских одежд, и цвет пасхальной радости. Икона Крещения Господня словно ведет за собой зрителя вглубь евангельской истории — от берегов Иордана к подножию Голгофы, а оттуда — к чуду Воскресения Христова.
Все выпуски программы Богоявление
«Почему Бог не отвечает?»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Григорий Крыжановский, заместитель руководителя пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и педагог, блогер Яни Ролански размышляли о том, почему иногда кажется, что Бог не отвечает на молитвы и почему не всегда дает просимое. Многие слышали о чудесах, которые происходят по молитвам, как Бог помогает и в большом, и в малом, но при этом приходится сталкиваться и с тем, что Господь не дает просимое: больной не выздоравливает, проблема не решается, — ответ, как будто не приходит. Почему так бывает, как принять такую волю Божию? Об этом, в частности, и шла дискуссия в этой программе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема











