
Фото: PxHere
Преподобный Амвросий Оптинский, рассуждая о празднике Крещения Господня говорил, что в этот день исполнилось пророчество царя Давида: «Истина на земле воссияла и правда с небес приклонилась». В этих строках содержится яркий образ, который отражён в иконографии праздника. О чём же говорится в пророчестве?
Преподобный Амвросий Оптинский, рассуждая о празднике крещения Господня, говорил, что в этот день исполнилось пророчество царя Давида: «Истина от земли возсия и правда с небесе приниче». Эта строка из 84-го псалма в переложении на современный русский звучит так «Истина от земли воссияла и правда с небес преклонилась». Речь идет о воплощении на земле Сына Божия, Христа, который и есть истина. Оно стало возможным, потому что Отец Небесный, источник высочайшей правды, не остался безучастным к судьбе человеческого рода, когда-то отступившего от божественных заповедей. Но в то же время в этих строках содержится яркий образ встречи земного и небесного.
Этот же самый образ лежит в основе иконографии праздника крещения Господня. В иконах праздника главное — это откровение миру о Пресвятой Троице. Отец засвидетельствовал о Сыне голосом с небес. Сын пришел принять крещение, а Дух явился в виде голубя.
Главное измерение иконы Богоявления — это вертикаль. В центре образа — фигура Спасителя. Христос стоит в водном потоке. Небо над Ним пронзают лучи света. На Сына Божия нисходит Святой Дух. Иногда небеса рассекает благословляющая рука Всевышнего. Это так называемый жест речи — символ «глаза с неба». Иоанн Предтеча стоит на берегу и возлагает правую руку на главу Христа, совершая крещение. Христос изображен стоящим на фоне воды, словно в пещере. Это напоминание о грядущем погребении Спасителя, без которого невозможна победа над адом и смертью. Так и крещение для любого верующего, смерть для мира и рождение в жизнь вечную. Правой рукой Спаситель благословляет покрывающие Его воды Иордана, освящая при этом их своим погружением. Фигура Христа чуть развернута и словно находится в легком движении. Он будто делает небольшой шаг вперед. Это символическое указание на исход Сына Божия, извод Иордана на служение людям, на проповедь Евангелия.
Иконы Крещения Господня часто содержат элементы, которых нет в Священном Писании. На старинных фресках и мозаиках в водном потоке порой можно заметить фигуру седовласого старца. Так под влиянием античной традиции аллегорически изображают реку Иордан. Нет в Евангелиях и упоминания о трех ангелах-восприемниках. Они стоят, склонившись к Господу, напротив Иоанна Предтечи и почтительно протягивают новые одежды. Зачастую у этих покровов или риз разный цвет — голубой, белый и багряный. Лазоревый — цвет небесной синевы, символ Духа Святого. Белый — знамение нетварного Божественного Света, которое предстоит увидеть апостолам на Фаворе. Красный — это и пламенная Божественная Любовь, и напоминание о крови, и мученичестве, и оттенок царских одежд, и цвет пасхальной радости. Икона Крещения Господня словно ведет за собой зрителя вглубь евангельской истории — от берегов Иордана к подножию Голгофы, а оттуда — к чуду Воскресения Христова.
Все выпуски программы Богоявление
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица