
Фото: PxHere
В предпраздничные дни в храмах звучит песнопение-тропарь, в котором к реке Иордан обращаются как к одному из действующих лиц праздника: «Иордан-река, стань, / прими, ликуя, идущего креститься Владыку». В Евангелии от Иоанна говорится, что Предтеча крестил близ селения Вифавара. Туда направлялись все, кто откликнулся на проповедь Иоанна. Туда пришёл и Христос. Но где находилось это место?
Река Иордан берёт свое начало у горы Хермон, на севере Израиля. Она течёт на юг через озеро Кинерет, которое раньше называли Галилейским морем, через Иудейскую пустыню и впадает в Мёртвое море. Протяженность реки Иордан — двести пятьдесят два километра. Евангелисты Марк и Лука сообщают, что Иоанн Креститель проповедовал именно в Иудейской пустыне, значит Вифавару следует искать в нижнем течении Иордана.
На иврите «Вифавара» означает «дом перехода» или «дом переправы». Через это селение предположительно вёл паломнический путь из северной части Израиля, Галилеи в Иерусалим. Оно не сохранилось до наших дней, хотя топоним уцелел — неподалёку от города Иерихона и реки Иордан находится современное поселение Бейт-Авара. На пути к Иордану высится древний монастырь Иоанна Крестителя. Традиция, которой больше пяти веков, связывает именно это место с рассказом о Крещении Господнем.
Но вряд ли эти берега были свидетелями евангельских событий. За две тысячи лет Иордан несколько раз менял своё русло. Истинное место крещения предположительно находится на суше, в трёхстах пятидесяти метрах от Вади аль-Харары. Его обнаружили в результате археологических раскопок. Главной подсказкой стала находка большой мраморной плиты, когда-то служившей основанием колонны. Из исторических документов известно, что такой колонной, увенчанной железным крестом в четвёртом — пятом веках отметили место Крещения Господня.
В новейшей истории более сорока лет территория западного берега реки Иордан была особой режимной зоной. Доступ паломников сюда был ограничен. Православные верующие во главе с Иерусалимским патриархом могли побывать здесь только после разрешения службы безопасности Израиля. Их допускали к Иордану лишь несколько раз в год — в том числе в праздник Крещения Господня. В две тысячи одиннадцатом году такие строгие ограничения были сняты.
Сейчас Иордан можно посетить со стороны израильского берега, это место называется Каср аль-Яхуд. А можно отправиться в соседнее государство Иорданию, на восточный берег, и увидеть воды Крещения Господня со стороны селения Вади аль-Харар. По преданию, именно с восточного склона Спаситель сошёл в Иордан.
Паломники не раз становились свидетелями чуда, случающегося на Иордане в день Богоявления. После Великого освящения вода в реке замирает и некоторое время течёт в обратную сторону, будто бы во исполнение слов псалма о «Иордане, возвратившемся вспять».
Все выпуски программы Богоявление
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер