
— Хорошо, что мы пришли в Иркутский художественный музей. Как здесь тепло и уютно, дядя Андрей.
— Паша, согласись, что в холодный зимний день особенно приятно оказаться в картинной галерее...
— Отогреемся, так сказать, и душой, и телом. Вот не люблю зиму! Честно говоря, зимой меня даже солнце не радует! Поскорее бы уже весна наступила.
— А мне зима нравится. И, по-моему, во всех временах года есть своя особенная радость. Просто иногда мы этого не замечаем. А вот хороший живописец в обычном зимнем пейзаже увидит то, чего не видно нам. Вот, например, был такой художник Игорь Эммануилович Грабарь. Помнишь, я о нём тебе рассказывал?
— Конечно, помню, дядя Андрей! Это было в прошлом году, в Третьяковской галерее. Мы с тобой обсуждали одну из его работ. А ты ещё тогда говорил, что художник специально вырыл в снегу траншею, в которой находился с мольбертом. Чтобы зимние берёзовые ветви написать с нужного ракурса, снизу. И поместить на картине как можно больше неба. И что приходилось работать очень быстро, потому что краски замерзали.
— Смотри-ка, ты запомнил, как хорошо. Так вот. Здесь, в Иркутском художественно музее, должна быть ещё одна его работа. Называется «Иней. Восход солнца». Пойдём, посмотрим?.. Да, вот и она!
— Какая красота, дядя Андрей, глаз невозможно отвести!
— Откровенно говоря, я тоже впечатлён. Раньше встречал её только в интернете. Но вживую она ещё прекраснее. Всё-таки у Грабаря был несомненный талант создавать зимние пейзажи. Нравится?
— Очень! Посмотри, тонкие тёмно-синие стволы деревьев будто выстроились в ряд, встречая солнце. Их кроны пушистые, светло-сиреневые, снег — ярко-голубой в солнечном свете, а небо, ты только посмотри! Я даже слов не могу подобрать, чтобы описать эти небесные цвета. Грабарь — талантливый художник!
— Не просто талантливый художник. Игорь Эммануилович очень много сделал для развития русского искусства. Он занимался исследовательской и просветительской работой как реставратор. Благодаря его усилиям реставрация впервые в России была возведена в ранг науки. Грабарь привлекал к сохранению и восстановлению ценных полотен химиков, физиков и микробиологов. Так ему удалось спасти немало произведений искусства, включая знаменитую икону «Троица» Андрея Рублёва.
— Вот это человек!
— Да, Паша. А знаешь, ведь большую часть жизни Грабарь трудился в советское время, в годы гонений на Церковь. И в качестве учёного-искусствоведа он намеренно включался в работу комиссий, которые изымали иконы из храмов и монастырей. Игорь Эммануилович отправлял святыни не на уничтожение, а на реставрацию, как ценнейшие произведения древнерусского искусства.
— Он спасал таким образом иконы!
— Верно, Паша. А ещё он участвовал в реставрации Троице-Сергиевой лавры.
— Как же он всё успевал?
— Думаю, столько добрых дел может сделать лишь человек с большим сердцем. А то, что он был именно таким — у меня нет никаких сомнений. Вот посмотри на его пейзаж. Ведь получается, что мы с тобой сейчас видим эти зимние деревья глазами художника. Какой широтой души нужно обладать, чтобы с такой любовью смотреть на мир!
— Дядя Андрей, я, кажется, понял! Вот для чего нужна живопись! Чтобы мы научились смотреть на мир не как на что-то обыденное и простое, а как на настоящее сокровище.
— Да, Паша, мир, созданный Богом — это и, правда, сокровище. Жаль, что мы часто забываем об этом. А Игорь Грабарь это видел и воспевал в красках тонкие ветви берёз, солнечные блики на снегу, морозную дымку, как на этой картине, например...
— Дядя Андрей, если бы я сейчас не видел этого собственными глазами, ни за что бы не поверил, что с помощью красок можно нарисовать морозную дымку. И хоть на картине зимний пейзаж — от её светлых красок на душе тепло и радостно.
Картину Игоря Грабаря «Иней. Восход солнца» можно увидеть в Иркутском областном художественном музее имени Владимира Платоновича Сукачёва.
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 123. Богослужебные чтения
Как узнать, что Бог всё ещё с нами и поддерживает нас? Как определить, что Он всё ещё участвует в нашей жизни? Ответ на этот вопрос находим в 123-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 123.
Песнь восхождения. Давида.
1 Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, —
2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
4 воды потопили бы нас, поток прошёл бы над душою нашею;
5 прошли бы над душою нашею воды бурные.
6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
8 Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.
«Если бы с нами не было Бога» — вопрос, который дважды повторяется вначале только что прозвучавшем псалма. И псалмопевец даёт ответ: если бы с Израилем не было Бога, он просто перестал бы существовать, даже не успев стать народом. Ведь на протяжении истории такое происходило сплошь и рядом. Не всем племенам было суждено стать великими нациями. Многие просто исчезли в водовороте мировых событий.
Не случайно автор псалма изображает врагов Израиля в образе свирепого морского чудовища, которое способно проглатывать людей целиком. Также он использует образ водной стихии, в бурном потоке которой ничто не может выжить. Идея очевидна: если рядом с человеком нет Бога, мир становится враждебен по отношению к нему. Он стремится его разорвать, уничтожить, вернуть в небытие.
Поэтому тот факт, что Израиль не стал добычей врагов, является для псалмопевца великим чудом и ярким подтверждением, что Бог всё ещё со Своим народом. А потому в заключении псалма мы слышим слова благодарности. Автор псалма благословляет Бога за то, что каждый раз Он выводит своих людей из самых тяжёлых передряг.
Вопрос, который задаёт автор псалма, что было бы, если бы с нами не было Бога, полезно задавать себе как можно чаще в течение дня. Молитвенное размышление на эту тему приводит к однозначному ответу: если бы с нами не было Бога, мы бы не оказались сейчас в той точке жизни, в которой оказались. Даже если обстоятельства, которые нас окружают, весьма мрачные, мы всё ещё живы, в нас всё ещё бьётся сердце и есть дыхание. А, значит, у Бога есть на нас какой-то план. И вся наша беда лишь в том, что мы не чувствуем этого. Для того, чтобы вернуть себе эту чувствительность, псалмопевец призывает нас учиться благодарить. Благодарить и за хорошее, и за то, что мы считаем плохим. Постепенно душа будет оживать, и однажды мы отчётливо увидим, что Бог всё ещё с нами. Он держит нас за руку и никогда не собирался её отпускать.
«Святой праведный Алексий Мечёв». Вячеслав Бондаренко
Гостем программы «Исторический час» был писатель, историк Вячеслав Бондаренко.
Разговор шел о судьбе святого праведного Алексея Мечёва, о его священническом служении до и после революции в России и о том влиянии, которое он оказывал на церковную жизнь Москвы.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святой праведный Алексий Мечёв». Вячеслав Бондаренко
- «Поэт Эдуард Асадов». Сергей Арутюнов
- «Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Как становятся семинаристами?» Анна Ершова
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была журналист, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии Анна Ершова.
Мы говорили с нашей гостьей о ее приходе к вере и о пути в профессии, а также о том, как удивительные истории учащихся семинарии легли в основу ее книги «Был футболистом, стал семинаристом».
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья







