Игорь Грабарь. «Иней. Восход солнца» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Игорь Грабарь. «Иней. Восход солнца»

Поделиться Поделиться
Фото: PxHere

— Хорошо, что мы пришли в Иркутский художественный музей. Как здесь тепло и уютно, дядя Андрей.

— Паша, согласись, что в холодный зимний день особенно приятно оказаться в картинной галерее...

— Отогреемся, так сказать, и душой, и телом. Вот не люблю зиму! Честно говоря, зимой меня даже солнце не радует! Поскорее бы уже весна наступила.

— А мне зима нравится. И, по-моему, во всех временах года есть своя особенная радость. Просто иногда мы этого не замечаем. А вот хороший живописец в обычном зимнем пейзаже увидит то, чего не видно нам. Вот, например, был такой художник Игорь Эммануилович Грабарь. Помнишь, я о нём тебе рассказывал?

— Конечно, помню, дядя Андрей! Это было в прошлом году, в Третьяковской галерее. Мы с тобой обсуждали одну из его работ. А ты ещё тогда говорил, что художник специально вырыл в снегу траншею, в которой находился с мольбертом. Чтобы зимние берёзовые ветви написать с нужного ракурса, снизу. И поместить на картине как можно больше неба. И что приходилось работать очень быстро, потому что краски замерзали.

— Смотри-ка, ты запомнил, как хорошо. Так вот. Здесь, в Иркутском художественно музее, должна быть ещё одна его работа. Называется «Иней. Восход солнца». Пойдём, посмотрим?.. Да, вот и она!

— Какая красота, дядя Андрей, глаз невозможно отвести!

— Откровенно говоря, я тоже впечатлён. Раньше встречал её только в интернете. Но вживую она ещё прекраснее. Всё-таки у Грабаря был несомненный талант создавать зимние пейзажи. Нравится?

— Очень! Посмотри, тонкие тёмно-синие стволы деревьев будто выстроились в ряд, встречая солнце. Их кроны пушистые, светло-сиреневые, снег — ярко-голубой в солнечном свете, а небо, ты только посмотри! Я даже слов не могу подобрать, чтобы описать эти небесные цвета. Грабарь — талантливый художник!

— Не просто талантливый художник. Игорь Эммануилович очень много сделал для развития русского искусства. Он занимался исследовательской и просветительской работой как реставратор. Благодаря его усилиям реставрация впервые в России была возведена в ранг науки. Грабарь привлекал к сохранению и восстановлению ценных полотен химиков, физиков и микробиологов. Так ему удалось спасти немало произведений искусства, включая знаменитую икону «Троица» Андрея Рублёва.

— Вот это человек!

— Да, Паша. А знаешь, ведь большую часть жизни Грабарь трудился в советское время, в годы гонений на Церковь. И в качестве учёного-искусствоведа он намеренно включался в работу комиссий, которые изымали иконы из храмов и монастырей. Игорь Эммануилович отправлял святыни не на уничтожение, а на реставрацию, как ценнейшие произведения древнерусского искусства.

— Он спасал таким образом иконы!

— Верно, Паша. А ещё он участвовал в реставрации Троице-Сергиевой лавры.

— Как же он всё успевал?

— Думаю, столько добрых дел может сделать лишь человек с большим сердцем. А то, что он был именно таким — у меня нет никаких сомнений. Вот посмотри на его пейзаж. Ведь получается, что мы с тобой сейчас видим эти зимние деревья глазами художника. Какой широтой души нужно обладать, чтобы с такой любовью смотреть на мир!

— Дядя Андрей, я, кажется, понял! Вот для чего нужна живопись! Чтобы мы научились смотреть на мир не как на что-то обыденное и простое, а как на настоящее сокровище.

— Да, Паша, мир, созданный Богом — это и, правда, сокровище. Жаль, что мы часто забываем об этом. А Игорь Грабарь это видел и воспевал в красках тонкие ветви берёз, солнечные блики на снегу, морозную дымку, как на этой картине, например...

 Дядя Андрей, если бы я сейчас не видел этого собственными глазами, ни за что бы не поверил, что с помощью красок можно нарисовать морозную дымку. И хоть на картине зимний пейзаж — от её светлых красок на душе тепло и радостно.

Картину Игоря Грабаря «Иней. Восход солнца» можно увидеть в Иркутском областном художественном музее имени Владимира Платоновича Сукачёва.


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем