Из широко раскрытых окон избы дьякона Троицкой церкви, что в селе Семёновском близ Ярославля, раздавался громкий крик младенца. «С прибавлением в семействе!» — радостно восклицали проходящие мимо дома односельчане. «Благослови Господь за доброе слово», — отвечал, появляясь в окне, сам хозяин, Иван Семёновский, получивший некогда свою фамилию по названию села, в котором родился и вырос. Теперь в этом живописном уголке с белой пятиглавой церковью на пригорке, будет расти его сын. «Достигнет возраста, выучится, ума наберётся — Бог даст, место своё ему передам», — строил планы счастливый отец, пока мать кормила и баюкала младенца. За окнами лето благоухало запахом созревших трав. Над куполами храма в синем небе носились и щебетали стрижи. Было 4 июля тысяча восьмисотого года: в этот день появился на свет Андрей Семёновский, будущий иеромонах Адриан, старец, чьи поучения будут напечатаны в книгах и через века станут помогать людям.
Многое о том, как проходила жизнь отца Адриана в родительском доме, нам известно благодаря помещице села Семёновское, имя которой до нашего времени, увы, не дошло. Однако именно она в конце 19 века поведала биографам отца Адриана некоторые интересные подробности. Так, например, едва научившись ходить, Андрейка стал настоящим помощником отцу и матери. Не раз видели его вместе с родителями на огороде. Не отставая от старших, мальчик маленькой мотыгой выкапывал из земли клубни репы и луковицы, сам складывал овощи в корзину.
У Андрея были старшие сёстры. Они так и норовили увлечь малыша в свои игры, и часто звали его на улицу, желая похвастаться перед подругами смышлёным младшим братишкой. Но Андрейка, к их удивлению, к играм большого интереса не проявлял. «Я лучше матушке помогу в избе прибраться. И вы бы шли, дел дома много», — говорил он. Такая серьёзность мальчика часто вызывала у старших улыбку. Иван и его супруга — имя матери будущего подвижника история тоже, к сожалению, для нас не сохранила — не могли нарадоваться на своё трудолюбивое чадо.
Но вот Андрейка немного подрос и стал частенько пропадать из дому. Уходил в заброшенный сад или на крутой берег реки, находил там уединённое место и молился Богу. Однажды отец и мать обегали в его поисках всё село, но нигде не смогли отыскать. В беспокойстве они возвращались домой, как вдруг навстречу им попалась старушка. «Сынка ищете? — догадалась она. — Так в церкви он, я только что оттуда — сама его видела». Осторожно заглянув в храм, родители нашли Андрея на коленях перед иконой Богородицы. После этого случая супруги Семёновские долго совещались и решили, что при таком духовном рвении непременно предстоит их сыну быть особой духовного звания. «Да не дьяконом как я, а чем-нибудь поболе», — размышлял отец. На семейном совете было решено отдать Андрея в духовное училище.
И вот, как раз накануне поступления, с мальчиком произошло событие, которое его родители расценили как особый Божий знак. Был пасмурный день. Неожиданно налетел ураганный ветер. «Такая непогода, а Андрей-то наш на улице», — заволновались родители. Они выбежали из дому, и вдруг увидели мальчика... парящим высоко в воздухе! Сильнейший порыв ветра поднял его и каким-то чудом удерживал. А потом плавно опустил обратно на землю. Андрей не ушибся и даже не испугался. Отец и мать не в силах были вымолвить ни слова, и только крестились, глядя на сына. А он с этих пор стал ещё более задумчивым и ещё больше времени стал проводить в молитвах.
Как провожали отец и мать Андрея в духовное училище, как часто приезжал он на каникулы домой, чтобы увидеть их — нам, к сожалению, неизвестно. Зато известно, что и училище, и семинарию Андрей окончил, а в 1826 году родители благословили его на монашеский постриг. Так Андрей стал Адрианом. Живя в монастыре, он часто вспоминал отчий дом в разговорах с духовными чадами. И когда отец Адриан говорил о своих родителях, его глаза светились покоем и любовью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.