«Христианский взгляд на психологическую помощь». Кристина Курочка - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Христианский взгляд на психологическую помощь». Кристина Курочка

* Поделиться

Кристина Курочка

У нас в гостях была психолог, специалист по созависимостям, куратор психологического центра «Крылья» Кристина Курочка.

Мы говорили о христианском взгляде на психологическую помощь, о том, что такое созависимость и как её преодолевать, а также о том, как для нашей гостьи связаны вера и реализация в своей работе.

Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева


Все выпуски программы: Вечер Воскресенья


о. Игорь

— Добрый вечер, дорогие друзья, «Вечер воскресенья» на радио «Вера». Как всегда в это время в студии Кира Лаврентьева...

К. Лаврентьева

— Добрый вечер.

о. Игорь

— Я дьякон Игорь Цуканов, и тема нашего эфира, как всегда по воскресеньям — это «Христианин в обществе». Самые разные люди оказываются у нас в гостях по воскресеньям, и всегда очень интересно разговаривать с людьми, чья профессия связана, с одной стороны, близка к таким христианским практикам, с другой стороны, есть какие-то вещи, которые могут с христианством иногда вступать в какой-то спор. Сегодня у нас как раз такой гость, а точнее сказать, гостья, которую очень рады приветствовать — Кристина Курочка, психолог, куратор психологического центра, специалист по созависимостям, и, собственно, добрый вечер, Кристина.

К. Курочка

— Добрый вечер.

о. Игорь

— Здравствуйте. Давайте мы начнем вот с чего: не все, может быть, слушатели знают, что такое созависимость. Понятно что такое зависимость, хотя тоже многие, наверное, думают, что зависимость — это зависимость от каких-то веществ, от алкоголя, от наркотиков, от игр, как мы теперь уже знаем. На самом деле зависимости же бывают совершенно разные.

К. Лаврентьева

— Даже от работы есть.

о. Игорь

— От отношений, от работы. Могли бы вы, Кристина, немножко рассказать, что такое зависимость, как вы на это смотрите, и что такое созависимость?

К. Курочка

— Зависимость, еще есть такое название — аддикция. Аддикт — это тот, кто попал в кабалу, то есть когда у человека на первое место в жизни выступает что угодно, и это действительно может быть что угодно. Раньше всегда считали, что зависимые — это алкоголики-наркоманы, это самое распространенное. На сегодняшний день вот при последней переквалификации обучалось большинство зависимостей все-таки компьютерные, то есть перешли в такой мир интернета, где можно реализовывать все зависимости, то есть зависимость от игр, зависимость — трудоголизм в компьютере, интернет-сёрфинг, сексуального спектра очень много разных зависимостей, там и подглядывание, и всё вот это тоже реализуется через интернет. Зависеть можно от чего угодно, в том числе от человека, и поэтому мы говорим: либо химически зависимый, либо не химически зависимый, то есть химические — это вещества: алкоголь, наркотики и всякие психотропные вещества, изменяющие сознание. Но созависимые — это могут быть любовно-зависимые, это могут быть от сериалов зависимые, от трудоголизма, от игр, люди, которые воруют, и вот у них имена они получают, там, поджоги устраивают и получают от этого эндорфины, то есть, получается, что все зависимые — эндорфинозависимые, для того, чтобы получать какой-то кайф от высших таких пиков эмоций. Раньше ошибочно предполагали, что созависимые — это те, кто проживают с зависимым, вернее, их так и выявили, потому что зависимые выздоравливали, возвращались обратно в семьи, и там происходили регулярные рецидивы и срывы. Тогда стали присматриваться к семьям, которые окружают зависимых, и назвали родственников, стали рассматривать семейную систему всю, то есть жена, дети, кто проживает, и обратили внимание на то, что жена, дети не употребляют вещества, но ведут себя точно так же, как будто бы у них измененное сознание. Соответственно, алкогольное мышление, еще говорят, то есть жена не употребляет вещество, но она эмоционально находится на таких высоких пиках, она контролирует, она преследует своего супруга, она его пытается всячески спасти, после этого у нее бывают такие эмоциональные откаты, что даже физически она себя чувствует как человек, который после выпивки: головная боль, сухость во рту, у нее слабость. Точно так же все приобретают какие-то определенные черты характера. Для всех зависимостей характерен такой эмоциональный фон, как страх, тревожность, чувство вины, чувство стыда, чувство раздражения, неудовлетворенность жизнью, и вся семья пропитывается вот этим эмоциональным таким фоном. И их, соответственно, назвали «созависимые», так как они сами вещество не принимают, но они зависят все равно от этого вещества, находящегося в другом человеке. Но потом стали смотреть, что оказывается, такими чертами обладают люди, у которых в семье вообще нет зависимых, но жизнь в семье сконцентрирована вокруг тоже чего-то одного, например, в семье кто-то болен, психическое заболевание либо физическое заболевание — вся семья, вся семейная система начинает вращаться вокруг этого симптома, то есть это симптом, вся семья вращается вокруг него, и вся семья приобретает вот эти вот черты, как говорят, у созависимых, либо это могут быть семьи, где один из родителей или оба занимают такие помогающие профессии, как учителя, врачи, либо военные, то есть там жесткая дисциплина, ребенок в семье недополучает внимания и любви, не хватает коммуникаций, есть закрытые системы, семьи такие называют «деструктивные», и у них такие же черты, как у созависимых, и поэтому на сегодняшний момент говорят...

К. Лаврентьева

— Все созависимые.

К. Курочка

— Да, говорят, что 99 процентов созависимые, и это многих пугает, что: а как же полностью избавиться от созависимости? Полностью избавиться от созависимости невозможно — мы взаимозависимые, мы социальные существа, поэтому здорово быть взаимозависимыми, но когда это начинает преобладать в нашей жизни, руководить нашей жизнью, рушить нашу жизнь, например, я настолько добрая христианка и помогаю другим людям, но в ущерб себе, своей семье, своим детям, своему здоровью, и это становится самоцелью, настолько самоцелью, что даже это не для Бога, это не для себя, потому что здесь я ни Бога не люблю, ни себя не люблю, соответственно, людей тоже мало люблю, а чаще всего пытаюсь таким вот образом получить любовь, подтверждение, какую-то значимость, или не быть брошенными, чтобы меня не отвергли, и я вот начинаю чересчур входить в это спасательство, вот как треугольник Ка́рпмана, и это начинает рушить мою жизнь, и тогда мы говорим, что человек попал в ловушку созависимости.

К. Лаврентьева

— Кристина, но это же можно применить к любому руководителю фонда, к любому врачу, который возглавляет какое-то отделение в больнице, когда он днюет и ночует, и не всегда как бы это надо, иногда он просто по чувству долга идет и идет, а дети там, семья, естественно, у него на втором плане. И казалось бы, ну что, профессия такая, людям помогает, уж терпите тогда, получается, или как, как к этому вообще относиться?

К. Курочка

— С одной стороны, он, получается, помогает людям, но очень часто именно от семей слышу жалобы, слышу нехватку, слышу проблематику, потому что все хотят папу, ты взял ответственность стать отцом, ты взяла ответственность стать матерью, то есть ты создала семью, ну либо посвящать себя вот так, но все равно, даже если у меня нет семьи, я решила себя посвятить какой-то профессии, все равно надо осознавать и про себя, то есть через сознание пропускать: а сплю ли я достаточно? Кому я могу быть полезен, кому я могу помочь, если я на грани нервного истощения? То есть постоянно надо соблюдать баланс, и вот такие вот профессии: врачи, учителя говорят, что они в зоне риска, там надо постоянно быть в сознании, постоянно себя мониторить: не перехожу ли я грань вот этого спасательства, для чего я это делаю, не теряю ли я цель, для чего это будет полезно?

о. Игорь

— А есть у вас какие-то примеры людей, которым удается этот баланс соблюдать? Потому что мне кажется, что вот, конечно, для христиан, которые действительно стараются какой-то такой жизнью жить осмысленной христианской, это для очень многих проблема, потому что все знают, что такая христианская жизнь — это жизнь жертвенная, и понятно, что ты должен стараться помогать людям, которых ты встречаешь, там из притчи о добром самарянине мы знаем, что ближний твой — это любой человек, который тебе встречается и нуждается в помощи, и это естественным образом ведет к вот этой проблеме, что да, ты не додаешь тем, кто рядом с тобой, кто является твоим ближним в таком непосредственном смысле — твои родные люди, и тут задумываешься, что понятен тогда пример Иоанна Кронштадтского, который честно сказал жене на следующий день после того, как они обвенчались, что мы с тобой не будем жить супружеской жизнью, детей у нас тоже не будет, что счастливых семейных пар много, а вот мы с тобой будем жить как христиане. Вот он действительно себя посвятил пастырству, но все-таки мы воспринимаем его пример как некий такой экстраординарный. А вот видели ли вы примеры, когда людям действительно удавалось этот баланс соблюдать?

К. Курочка

— Да много есть здоровых людей, которые соблюдают все-таки этот баланс, и у них прекрасно получается. Тут главное, смотрите, многие люди, когда начинают вот так помогать, уходят в роль «спасителя» — Спаситель уже был, ну хватит, Спасителем быть не надо, всех спасти невозможно. Я могу помогать, при этом не забывая про заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя». Я не могу любить ближнего, если я не люблю себя. И вот обратных примеров, когда ко мне приходят христиане со стажем в вере 20 лет плюс, и говорят, что — «да, я искренне помогаю, я так хотел», и когда мы начинаем потом исследовать, мотивы оказываются не те, там либо цель «заработать» место на небесах, там цель такая: «я делаю это, не понимая, зачем я делаю», вот как раз-таки с истощением с таким, когда люди входят и сами уже не понимают, либо перетягивание роли Бога на себя: «если я не помогу, кто поможет?» У Бога куча инструментов, у Него множество детей Божьих, которые могут помогать, и не я один, а здесь выходят в созависимости на такой эгоцентризм. И вообще, когда вот мы говорим обо всех зависимостях-созависимости, корень заболевания на самом деле там эгоцентризм — «я-Бог», в центре — «я». И вот когда мы говорим про жертвенность, то там идет перетягивание в то, что «если не я, то кто, кто без меня?» Говоришь: А что, у Бога больше нет других рук, чтобы помогать?" — «Нет, вот если я это не сделаю!..», и в ущерб себе, в ущерб вот семьям, и это тогда тоже эгоизм, гордыня такая духовная, когда я эгоистично наношу ущерб окружающим, за кого я взял все-таки ответственность перед Богом.

К. Лаврентьева

— «Вечер Воскресенья» на радио «Вера» продолжается, у нас в гостях Кристина Курочка — психолог, куратор психологического центра, специалист по созависимостям, как изначально представил Кристину отец Игорь. Но на самом деле Кристина еще по многому специалист, я чего только не читала, каких только у вас нет направлений в психологии, и вот что хочется спросить: как вы пришли к этому? Почему именно созависимость стала фронтальной темой, почему вы пошли вот разгребать эти «авгиевы конюшни», будучи изящной, тонкой женщиной, засучив рукава, пошли в народ, и в самую гущу вот таких вот проблем и боли — откуда это, откуда это все пошло?

К. Курочка

— Мне нравится теория про раненого целителя, и мы знаем множество примеров, когда самый лучший врач психиатрии, работающий с шизофренией, был сам шизофреником, и многие ожидают от психологов какой-то святости, что они должны быть какие-то непогрешимые или беспроблемные люди, в чем является заблуждение: чаще всего все-таки идут в психологи люди, сами прошедшие какой-то свой путь.

К. Лаврентьева

— «Искушен быв, может, и искушаемым помощи».

К. Курочка

— Да, и вот эта вот теория про раненого целителя, что через свою боль я могу понимать другого человека и быть полезной каким-то своим жизненным опытом, понимая его проблематику, и я тогда не скачусь в осуждение, в неприятие, потому что я понимаю, какой путь прошел человек, потому что сама когда-то такое испытала. И изначально у меня образование было получено для себя психологическое, просто была в своих поисках каких-то, а 15 лет назад у меня случилась проблематика в моей семье, ну, она случилась гораздо раньше: стали портиться отношения с супругом, я не понимала, как, почему, и вот я все-таки решила, там были и физическое насилие, и эмоциональное насилие, я не могла понять, как я, во-первых, попала в такую ситуацию, ведь все же было прекрасно, как всегда, а потом я думала, что все решит развод, надо просто развестись, и все будет хорошо, но вот здесь как раз-таки и стало начало конца — развод не получился просто такой вот идеальный, хороший, муж забрал ребенка, и у нас вот стали эти темы с киднеппингом, четыре года длился бракоразводный процесс со всеми судами, он отбирал у меня ребенка, вот эти четыре судебных заседания, на каждое судебное решение по одному году. И в начале вот этой нашей войны, родительские войны, которые происходят и очень часто и в современное время их очень много, я раньше о них сама не знала, о том, что в правовом поле особо не решить этот вопрос. И я была в таком состоянии, вот когда человек беспомощен, именно беспомощен, здесь не про бессилие, а про беспомощность, потому что ты не понимаешь, как выйти из этой ситуации, тебе никто не может помочь, ты кидаешься, обращаешься в полицию, в суды, в органы опеки, в прокуратуры, везде ищешь помощи и везде получаешь отказ, нигде не можешь ничего найти, и тогда в голову приходят только самые ужасные мысли, что в такой ситуации выход только один: кто-то один должен исчезнуть с этой планеты, или он, или ты. И вот в таком ужасном психологическом состоянии я узнала о созависимости, я сама до этого, мы там проходили что-то в общем курсе, но у меня все-таки педагогическая такая психология, поэтому там сильно про созависимость, ну и вообще в начале 2000-х сильно об этом не говорили, поэтому мало что знала, а здесь вот я узнала через 12-шаговое сообщество, есть такие бесплатные во всем мире сообщества, я стала посещать, узнала о своей проблематике, поняла, как деструкция моей семьи родительская отразилась на мне, почему мой выбор такого партнера был предопределен, почему я именно такого вот жесткого партнера себе выбрала, почему я его добивалась — потому что не было самооценки никакой, то есть была заниженная самооценка, были нарушены границы, не разбиралась со своими чувствами с потребностями и выбрала вот такого вот себе партнера, чтобы переложить на него ответственность. То есть вот еще когда мы говорим про зависимых, про созависимых — это люди, которые не хотят жить свою жизнь, то есть они уходят в что-то, лишь бы не жить в реальности и не принимать реальность такой, какая она есть, и не желают брать ответственность за свою жизнь. Ну и выйдя замуж за такого вот сильного мужчину в моем понимании, я по сути передала ему всю свою жизнь и неправильное вот это религиозное где-то понимание о смирении и о послушании, то есть когда нарушались мои границы грубо, я считала, что надо еще терпеть, надо еще смиряться...

К. Лаврентьева

— Вы уже были верующей на тот момент?

К. Курочка

— Я верующей была с детства христианкой, потому что мама меня так и воспитывала в семье, мама была в своих поисках Бога и христианских принципов придерживалась. Но, скажем так, на тот момент я не была прихожанкой, была больше «захожанкой», ну то есть верила в душе. И через эту вот всю ситуацию, когда я сама прошла с помощью 12-шаговых программ, с помощью психолога я прошла вот свою терапию, потом поняла, что у меня есть опыт, у меня есть ресурсы, у меня есть желание, у меня есть понимание в этой проблематике, и я хочу также помогать людям, которые прошли через этот путь.

о. Игорь

— Но ваша эта история закончилась более-менее благополучно в итоге, да? Дочка сейчас с вами.

К. Курочка

— Дочке сейчас семнадцать лет, но от мужа я ушла, когда ей было два с половиной года, значит, четыре года вот этой вот войны такой жесткой, она какие-то периоды жила со мной, на какие-то периоды ее отбирал бывший муж, прятал от меня, не давал с ней общаться, не по телефону, я не знала, где она находится по всей России розыски, в розысках отказывали потому, что ребенок с папой, на этом заканчивалось, и отказы мне все писали в полиции, были решения суда, мне постоянно говорили, что это недостаточное решение, было решение об определении места жительства со мной, несмотря ни на что, то есть мне говорили, что он все-таки сильнее финансово, взрослее меня на пятнадцать лет, что все-таки ему отдадут ребенка, но суд решил, что ребенок останется со мной, но по факту исполнить это решение суда у нас суды не могут, потому что, как мне объясняли приставы: «ребенок не мешок картошки, мы не можем прийти, мы должностные лица, мы не можем к нему прийти, взять ребенка кричащего, визжащего, он его тянет к себе, как вы это представляете, мы его что там бить будем на глазах у ребенка? То есть мы не можем нанести такую психическую травму, и поэтому мы исполнить это никак не можем». То им было недостаточно слов, поэтому вот и четыре разных суда, потому что я там описывала порядок встреч, именно как должны проходить встречи, каждый день, то есть всякие уточнения с уточнениями...

о. Игорь

— Пытаясь все это регламентировать.

К. Курочка

— Да-да-да, и надеясь на силу более могущественную, которая для меня тогда заключалась в законе, в правах, в приставах, в судьях, в справедливости, в органах опеки. Кстати, у созависимых и у зависимых очень обостренное чувство справедливости, но, как я уже узнала, придя, скажем так, заново и осознанно к Богу, то справедливости нет. И Бог не справедлив. А мне почему-то казалось, что Бог должен быть справедливым. Но, как мне сказал один священник: «Кристина, если бы Бог был справедлив, то написано, что „возмездие за грех — смерть“, и все бы были лишены славы Божьей». Но тем не менее, я все-таки очень давила за справедливость, ее не получилось, я занималась активно своим выздоровлением от созависимости, терапией своей, и пришла к тому, что надо сдаться, чтобы победить. Об этом, по сути, и 12-шаговая программа говорит, а она духовная, то есть там акцент идет на то, что признать свое бессилие и признать, что есть сила более могущественная, чем ты. Бессилие — это не беспомощность. Бессилие — это перестать бороться и биться головой о стенку и признать, что все, что я могла сделать, это я сделала. Там, алкоголик пытается переходить только на пиво, пить только по пятницам, пить только 100 грамм, давать зароки, подшиваться, делать все, что угодно. И вот первый шаг — это сказать о том, что я сделал все, что угодно, но я не могу. Все, мне нужна какая-то сила, которая мне поможет. И так как многие неверующие, то сначала предлагается просто это называть силой, а многие раненые через религиозный какой-то абьюз в семьях, много есть, к сожалению, такого, когда заставляют молиться, там насильственно тащат в церковь, и люди про Бога слышать вообще не хотят, и поэтому вот так закамуфлировано под силу более могущественную, но дальше уже человек выходит к тому, что это Бог. И вот здесь я сдалась и сказала: всё, все решения суда у меня. Да, перед законом, я права, но я как бы сознательно отказываюсь от этих прав, я там ни в суде нигде отказывалась, отказываюсь от своих претензий. И я объявила мужу, он со мной уже на тот момент не общался, я не знала, где он проживал, он где-то прятался. Мой телефон у него был в черном списке, и он уже где-то год мне не отвечал. И вот последняя разлука с дочерью была больше года, это ей как раз где-то было с пяти до шести с половиной лет. Я просто, пройдя вот этот весь путь, есть такой в программе «девятый шаг» — это шаг компенсации ущерба, когда ты признаешь свои несовершенства, свои ошибки перед другим человеком. И я просто, помолившись, послала мужу сообщение бывшему о том, что я хочу с тобой увидеться и поставить точку в наших отношениях. Это будет не про дочку, ничего, это будет про нас с тобой. И он его как-то получил, и он мне ответил. То есть полтора года он не отвечал, я была в «черном списке». Но, возможно, еще через то, что у меня была передача на канале «Россия», меня приглашали, потому что я участвовала в сообществе женщин, которые пытались бороться за возвращение детей, ее вела Мария Аронова. И на передаче, мне удалось через передачу сказать, что я прекращаю бороться. Он мне потом говорил, что он видел эту передачу, я вот благодарна тоже тогда этой передаче, что мне удалось вот такой посыл какой-то дать. И он согласился со мной на встречу, и я признала перед ним свои нечестности, хотя это было сложно пойти на такой шаг, потому что по справедливости у меня кричало, что он меня бил, он меня кипятком поливал, он меня унижал, он меня лишил денег, лишил документов, сделал никем, а я перед ним пойду извиняться? За что? За то, что я его не уважала? Это же несправедливо!

о. Игорь

— Несопоставимо, как бы, да, кажется.

К. Лаврентьева

— Это несопоставимо.

К. Курочка

— Казалось, да. Но на самом деле вот желание этого «девятого шага» сделать, когда ты понимаешь, что ты уже не можешь жить в этих обидах.

К. Лаврентьева

— И ты столько прошёл уже, да

К. Курочка

— Настолько уже тебя тошнит от этих обид, перемывать их и жить в этом, потому что это начинает владеть твоей жизнью. И у тебя нет жизни на самом деле, я оглянулась — четыре года, терапия, всё, но у меня никакой жизни нет.

К. Лаврентьева

— Всё вокруг этого.

К. Курочка

— У меня все четыре года были потрачены на борьбу. И вот что здесь стало у меня примером созависимости? Ребёнок. Ребёнок стал моим веществом. Я была готова на всё, что угодно, лишь бы добиться ребёнка. Была ли там любовь к ребёнку? Ну, я потом уже анализируя смотрела, что там был эгоизм. Я плакала, вот чтобы признать свое бессилие, я ненавидела Авраама с его этой историей отнести ребёнка на жертвенник. Но помогла мне здесь история с Соломоном, когда верующая тоже, вот впереди идущая по программе, они называются спонсоры, и она не профессионал, и она мне тогда сказала, говорит: «Кристин, тебе ручки или ножки дочки подойдут?» Я говорю: «В смысле?» Она говорит: «Ну вот вы пилите ребёнка, ты что хочешь? Что тебя устроит?» И она мне впрямую задала вопрос: «Кристин, как ты выберешь, чтобы она, допустим, ну смотри, папа её любит, папа на неё руку не поднимает. По сути вот, дочка счастлива с папой?» Я говорю: «Ну да». Она говорит: «Ну она же его любит, он её очень сильно любит, ну там же всё хорошо? Я говорю: «Да». — «Ты как предпочтёшь: забрать ребёнка к себе, чтобы она, допустим, была несчастливая или с папой, но счастливая?» Я говорю: «Себе, но несчастливая». И здесь я увидела свой эгоизм — любым путём, чтобы мне победить, восстановить справедливость, то есть я, я, я, я, здесь такая эгоистичная любовь. Причём мне тоже помогло то, что я вот в сообществе мамочек этих участвовала, потому что я видела, как они забирали детей, это было с поножовщиной, это было с наёмом бандитов чеченских, это было с тем, что мать тянет на себя ребёнка, а отец отстреливается, это было с тем, что ребёнок после таких вот делёжек впадал в состояние аутизма. И я вот этот ужас видела и понимала: вот к этому я хочу прийти? Нет. И лучше вот оставить ребёнка с ним, даже если я её никогда не увижу, но вот это будет действительно...

К. Лаврентьева

— Любовь.

К. Курочка

— Любовь, да.

о. Игорь

— «Вечер воскресенья» на радио «Вера», дорогие друзья. Сегодня у нас в гостях Кристина Курочка, психолог, куратор психологического центра, специалист по созависимостям, по абьюзивным таким расстройствам. У микрофона Кира Лаврентьева, я диакон Игорь Цуканов, и мы вернёмся в студию через несколько секунд. Пожалуйста, не переключайтесь.

К. Лаврентьева

— Ещё раз здравствуйте, дорогие слушатели! Напоминаем вам, что сейчас у нас идёт программа «Вечер воскресенья» на радио «Вера», и в гостях у нас Кристина Курочка, психолог, куратор психологического центра, специалист по разного рода психологическим проблемам: абьюзам, зависимостям, созависимостям, в общем, всем прочим проблемам, с которыми иногда порой сталкиваются люди на разных этапах своей жизни. У микрофона диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева, мы совершенно потрясены, на самом деле, дорогие друзья, если вы только что присоединились к нашему разговору, вы обязательно с нами оставайтесь, а как только выложат программу на сайте радио «Вера», обязательно послушайте программу полностью, потому что мы потрясены, во-первых, пронзительностью истории Кристины, во-вторых, ее профессионализмом, выдержкой, готовностью говорить об этом настолько откровенно, и очень надеемся, что эта программа действительно может кому-то помочь. Да, на этом все, потому что я вижу, что мой соведущий отец Игорь хочет задать вопрос.

о. Игорь

— Просто мы еще как раз не услышали развязку той истории, которую вы начали рассказывать, потому что этот момент, когда ты отказываешься от борьбы, кажется, что здесь-то все и заканчивается, но на самом деле нет.

К. Курочка

— Сдаться, чтобы победить. И с этого, да, все началось, вот это было сложно принять. Мы встретились с бывшим супругом, я призналась перед ним в своем эгоизме, в неуважении, в каких-то вот моментах в нашей семейной жизни, где я была не права, и начиная с самого начала, с моего выбора его как партнера, что я себя где-то не уважала, поэтому не могла уважать его, себя не любила, поэтому не могла любить его, как должно ему. И потом, созависимые, они примеряют на себя лжеличности, сами не зная себя, недосформировавшись где-то в детстве из-за деструкции, соответственно, я тоже примерила на себя такую лжеличность. Я видела прекрасного мужчину, за которого я очень хотела замуж, мне казалось, что вот он мне только и нужен, я его добивалась. Играла роль такой хорошей хозяйки, хотя я не люблю готовить, я не люблю убираться на самом деле, но я всячески из кожи вон лезла стать той женщиной, как мне казалось, по его мнению — на которой он женится, выдавала себя как лживую такую личность, то есть по сути, он не знал, на ком он женился, да и я сама не знала, какая я. Потом уже, в терапии раскрывается истинная личность, что тебе нравится, что тебе не нравится, узнаются свои потребности, потому что созависимые, они движимы страхом остаться одни, быть нелюбимыми, не получить признания, не получить подтверждения, не прислушиваются к воле Божьей, а хотят всё по своей воле — вот я вижу цель и давлю на результат, не вижу препятствий, и добиваются любыми путями. У нас с ним произошёл длительный разговор, уже тогда было чудом для меня то, что он меня слушал, зная его хорошо, он никогда не слушал, он всегда перебивал, он обвинял, если бы я там раньше ему говорила, что вот «здесь я была не права», он бы говорил: «да-да-да, вот видишь, наконец-то ты это поняла!», здесь он просто молчал, он молча меня выслушал, после этого я где-то час говорила, плакала... Он меня обнял и после этого спросил: «Ребёнка видеть хочешь?» Я говорю: «Конечно, но я не с этой целью просила встречу, говорю, но если ты мне готов дать её увидеть, то, конечно, я буду только рада». Он говорит: «Мы возвращаемся обратно в Питер, и вот мои условия такие, что ты не будешь претендовать её забрать, она будет жить со мной, ты должна с этим смириться. Будешь приходить навещать её под моим надзором и будешь делать то, что я говорю». Я согласилась. И так вот два года, он проживал с женщиной, у женщины тоже был там ребёнок от первого брака, семьи у них так и не получилось, потом эта женщина ушла от него в течение этих двух лет, которые я ходила навещала, но вот на его условиях. Он, конечно же, не изменился, он всё равно какие-то ставил препятствия: договаривались мы о какой-то встрече — я отменяю работу на этот день, готовлюсь приехать к ребёнку, он говорит: «А я передумал, мы не поедем». Или я говорю: «Ну давай куда-то из дому хоть выйдем», он: «ну, если ты всем нам оплатишь где-то выход в кино, всё развлечение и ещё что-то...», я и здесь молчала, смотрела: могу-делаю, не могу-не делаю. Здесь не было угодничества, я могла говорить уже тогда ему «нет», у меня появились здоровые границы, если не было у меня финансов на это, я говорила «нет, не могу», на его обвинения я уже так не реагировала, когда он мне там кричал: «Вот видишь, так ты хочешь видеть ребёнка, если ты не хочешь нам всем оплатить что-то!» Я говорила: «Я её видеть хочу, но ты так думаешь, ну продолжай так думать, не моя задача тебя переубеждать и что-то доказывать». А раньше мои реакции были: доказать вот свою правоту, донести, чтобы я была понята, и здесь мне помогла молитва Франциска Ассизского, вот эта вот фраза: «Господи, помоги мне не желать быть понятой, а самой понимать» — я понимала тоже и его какую-то деструкцию, ну не зря двое таких людей притягиваются друг к другу, жертва всегда находит своего абьюзера, один покалеченный, другой покалеченный, и это идеальная связка, то есть они вот этими покалеченными выступами идеально соединяются.

К. Лаврентьева

— Кристина, я вот сразу хочу спросить, пока мы эту тему затронули: понятно, что это всё можно очень грамотно и чётко разложить с психологической точки зрения, и если мы сейчас оденем эти психологические очки, правильные, со всеми схемами, таблицами и реально правдивым, ну действительно правдивым каким-то основанием, объяснением каких-то проблем, то мы практически в каждой паре увидим этот деструктив. Я не говорю про созависимость, это может быть всё, что угодно, абсолютно всё, что угодно, но получается, что если мы начинаем это разгребать с помощью психологии, возможно ли это только с её помощью? Я вам сейчас задаю намеренно этот вопрос как психологу, понимая, что вы верующий человек. То есть это ведь, по сути дела, разве не может это решить всё Господь, уврачевав наши раны? Ну, пусть не за год, пусть за десять лет, но если оба человека, например, вот далеки от психологии, но они будут просто молиться и просить избавить их от их несовершенств? Мы же можем, конечно, верить и надеяться на это, и масса есть примеров, когда Господь действительно исцеляет отношения — путём Таинств, путём Причастия, путём правильного какого-то направления мысли у обоих супругов.

К. Курочка

— Я живых таких примеров не видела, я вообще такой прагматик где-то. Человек — био-психо-социо-духовное существо. Как я могу понять, как даже решать конфликты, вот просто разговаривать, чтобы не причинить человеку вреда, если я выросла в системе, где этого никогда не было, где оскорбляли друг друга при ссорах? Как я могу вдруг понять, как поговорить с человеком, чтобы не нанести ему ущерб? Я буду применять те же схемы, которые я видела, это выученное научное такое поведение. Я буду обвинять, пытаясь рассказать о своей боли, что меня волнует в отношениях, там неуважение какое-то мне где-то показывалось, или мне что-то не нравится, но я не научена, у родителей я такого не видела, у дедушек, у бабушек такого не видела, я видела скандалы, ссоры или просто там молчаливое замалчивание — друг другу никто ничего не говорит, догадайся мол сам, что мне не нравится. И вот человек — био-психо-социо и духовное, и когда всё соединяется, я считаю, что нельзя ни при помощи одного: там в здоровом теле, здоровый дух — давайте будем все качать попу, и у нас будут хорошие отношения у всех, но нет же! Точно так же отдельно религия — я туда прихожу, вижу Священное Писание, которое конструктивное, идеальное, классное, но я смотрю на этот мир через разбитые очки, я буду вылавливать из всего Писания места, где Бог наказующий, возмездие за грех — смерть, будешь гореть в геенне огненной, и я не увижу там слов о любви, или я буду это переиначивать, что мне любовь надо заслужить, потому что мы к Богу приходим через родителей, вот Бог ребёночку даёт родителей, вверяет в семью вот ребёночка, и задача родителей — привести его к Богу, то есть сначала они как бы его «боги», ребёнок так их воспринимает, потому что от них зависит, покушает он сегодня или нет, будет он сухой или нет, и вот их образ потом постепенно, когда он взрослеет, когда он подросток, они передают его в руки Божьи. Многие говорят: «почему вот ребёнок там не хочет ходить в церковь, подростки не хотят ходить в церковь» — а у них ещё нет этой нужды, то есть вот есть приход из семьи, то есть они это выполняют, потому что так научены, а есть потом второй приход, когда свой, сознательный, когда я уже вот прихожу как к отцу, осознанно, это уже мой личный выбор, а не научение какое-то. И вот задача родителей — передать ребёнка Богу. Так вот, если я вырос в поломанной семье, и я знаю, что меня за всё накажут, ошибки не прощаются, меня будут преследовать, меня будут игнорировать, мне будет казаться, что мою молитву Бог не слышит, что он меня игнорирует намеренно, что он мне намеренно посылает что-то в наказание, то есть у меня будет извращённый образ Бога, и я буду вот в эти ворота биться, и у меня нет вот этого: Бог, который Любовь, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного», то есть вот этого в голове не будет помещаться. Или берём отдельно психологию, вот отдельно психологию, есть в психологии такая вещь, которой мы научаем всегда созависимых — это границы. Вот приходят очень много людей с запросом на границы, и как они себе это видят: «я не умею ставить границы людям, меня все используют. Если я научусь границам, значит, это будет приблизительно так — пошли вы все нафиг». Это не про это.

К. Лаврентьева

— Другая крайность, да.

К. Курочка

— Да, то есть крайности или через агрессию или через какие-то конфликты, вот даже в психологии конфликтология, она же не научает, как там вот в конфликт входить и всех вокруг себя отрезать. Вот, кстати, тоже был такой перегиб, так как это всё-таки молодое направление про созависимость в 70-х годах, только дали это определение о созависимости, и к 2000-м мы получили перегиб в другую крайность, вот как раз таки, что люди стали выращивать вот эти вот колючие проволоки, а не границы, и всех людей от себя отрезать: «никому не помогу, ни с кем не буду там...»

К. Лаврентьева

— «Буду беречь свою ресурсы».

К. Курочка

— Да-да-да, то есть «я не в ресурсе, я не в потоке», вот эта вещь, да. (смеется) Это тоже перегиб.

К. Лаврентьева

— «Вечер воскресенья» на радио «Вера». Напоминаем, что у нас в гостях Кристина Курочка, психолог куратор психологического центра, у микрофона диакон Игорь Цуканова и Кира Лаврентьева. На самом деле, я, конечно, не собираюсь устраивать сейчас спор психологии и святых отцов, потому что это, в принципе, не спорные между собой такие направления, но мы же не можем исключать и того факта, о котором говорят святые отцы, что если человек, например, из раза в раз бежит на исповедь и горячо кается в содеянном, например: сорвался на близких, он из раза в раз кается в этом гневе, понимая прекрасно, откуда он взялся, как это возникает, но он просто не может с этим справиться и смиренно идет в этом каяться с горячим желанием и просьбой к Богу его изменить. Я видела примеры, когда люди меняются, и они реально меняются под воздействием исповеди, Таинств...

о. Игорь

— Мне кажется, то, о чем Кристина рассказала, это как раз пример покаяния был. Это же действие, а не просто слова.

К. Лаврентьева

— Вот я и говорю, что я не спорю, а скорее продолжаю эту мысль уже вот в другом немножко русле.

К. Курочка

— Да, я соединю: я говорю, что нельзя био одним всё решить, нельзя одной религиозностью всё решить и нельзя решить всё одной психологией. Раньше же роль психологов выполняли священники, святые отцы, ведь было же очень много таких вот мудрых священников.

К. Лаврентьева

— Конечно, старцы.

К. Курочка

— И смотрите, я же не просто бегаю, куда я бегаю, каяться? Ну, то есть я же не в пол, я иду к живому человеку, к священнику. И что значит исповедь, что значит покаяние, как я его понимаю: исповедь — это я прихожу с заламинированным списком и говорю: «исповедую, значит, тут вот нечестность, тут манипуляции, тут контроль, тут своровал, тут ещё чего-то» — всё, исповедовал, кому-то просто рассказал. И что? А покаяние, когда я понимаю природу, откуда, и я прихожу к священнику, к живому человеку, через которого проходят тысячи человек. И я ему говорю, он уже меня знает, в каждой деревушке было много церквей, и, как правило, священник знал свой приход, это досоветская такая наша Россия. И когда приходит человек и рассказывает: «Батюшка, слушайте, вот согрешил там, на жену руку поднял», и батюшка ему рассказывает что-то, и он такой: «Так я это из-за этого!» И он кается, раскаивается для того, чтобы больше не повторить этот грех, то есть он понимает природу этого греха. И вот здесь — да, но здесь происходит незаметное для нас соединение всё-таки психологии человека с духовностью. И вот мне нравится, когда всё это соединяется био-психо-социо и духовно, то есть мы обращаем внимание на наше тело, чтобы оно не было истощено, потому что как я могу служить Богу, когда я полностью истощена, и мысли путаются, и всё, на наше психо, когда кто-то мне может подсказать: «слушай, посмотри, ты вот так вот ходишь по одному и тому же пути, и ждёшь, что будет другой результат», а человек действительно, он не видит своих, в психологии это называется «паттерное поведение», то есть выученное какое-то, и ему надо, чтобы кто-то снаружи ему это показал. Он говорит: «А что, так можно было? Можно было не вот так, а вот так сделать?» И он делает по-новому. И духовность постоянно пропускает себя через призму: а какой бы меня хотел видеть Бог? А угодно это Богу или не угодно? А как это с моими ценностями духовными соединяется? И тогда человек в гармонии, его вот триединство, оно находится в балансе.

о. Игорь

— Я единственное только добавлю, что, конечно, в исповеди очень важно ещё то, что Господь всё-таки нам даёт вот эту благодать, которая помогает.

К. Курочка

— Конечно, да.

К. Лаврентьева

— Это не чисто психологически.

о. Игорь

— Поэтому, наверное, это всё-таки такое сотрудничество между священником, с одной стороны, и, с другой стороны, Богом, потому что священник действительно может выступать в том числе, отчасти как психолог, в хорошем таком смысле. Но всё-таки вот эту самую силу справиться с грехом, конечно, даёт Бог, а не священник.

К. Курочка

— Даёт только Бог, естественно, поэтому никакая психология, ну вот как работать в психологии с гордыней, с эгоцентризмом?

К. Лаврентьева

— Если человек неверующий еще ко всему прочему.

К. Курочка

— Как психолог, я знаю все эти там: «надо выйти из своего эго-состояния, надо войти в своё, там, не эго-состояние», но это невозможно! Ну, невозможно это, я говорю, у меня ушло вот на борьбу четыре года, чтобы выйти из своего эго-состояния, и то только при помощи Бога. Я плакала, я сопротивлялась, я себя чувствовала, как даже у меня эти слова постоянно были в ушах: «Иаков, Иаков, что ты борешься с Богом?», потому что я постоянно пыталась предугадывать волю Бога: «интересно, наверное, воля Бога, вот этот суд я выиграла — всё! Вот это вот воля Бога, значит, вот сейчас на него пойдут приставы, и вот так сложится, и вот так вот будет». Ну, то есть у меня была моя воля, а жить по воле Божьей, как мы добавляем в конце каждой молитвы: «Господи, да будет воля Твоя, а не моя,» вот это вот, если мы пускаем это в ту же психологию, в свою проработку своих нечестностей, то тогда я в целостности.

К. Лаврентьева

— Кристина, но психологи же тоже бывают очень разные, и как быть, чтобы не случилась с человеком, который идёт к психологу, та самая история, которую мы знаем из Евангелия, из притчи, когда слепой ведёт слепого, и оба упадут в яму. Понятно, что священник в храме, он даже если ошибается, там Божья благодать может очень многое покрыть, но как бы мы не будем трогать сейчас эту тему, всё равно Господь нас каким-то образом всех выводит, если мы имеем чистое сердце. А вот что делать с горе-психологами, которых сейчас развилось, к сожалению, очень много, и сейчас трёхмесячные курсы уже дают человеку право называть себя психологом, который может водить других за собой, в общем-то, и «исцелять их»? Прости, Господи.

К. Курочка

— Я верю в то, что все мы дети Божьи, и даже когда, ну вот это вот слово: «из руки Моей тебя никто не похитит», да? Даже если я думаю, что я не с Богом — Бог всегда со мной, потому что даже во времена, когда я уходила от Бога, я потом смотрю: ну, проносил на руках через такие вещи! Я думала, что я уходила на это время от Бога, но Бог от меня никогда не отходил, поэтому всё равно Бог даёт человеку возможности, он посылает какие-то, ну вот передачи, может быть, кто-то случайно сейчас радио включит и что-то для себя услышит полезное. Бог даёт разные возможности, и да, некоторые идут кривыми путями, но, как Христос говорил, что «за самой заблудшей овцой пойду», здесь ничего не сделать. Тут как в любой профессии: а как быть с учителем, который очень строгий, а как быть ещё с кем-то? В любой профессии есть разное, и психологи тоже есть и эзотерические всякие, и ещё что-то, и ко мне приходят после нескольких вот таких вот, я говорю: «Слушай, значит, тебе нужен был такой путь», то есть вот до последнего я сопротивляюсь, значит, вот этот путь надо было какой-то пройти, чтобы прийти вот в эту точку.

о. Игорь

— Кристина, вот что мне хотелось ещё спросить: насколько часто бывает, что вы отправляете своих пациентов после того, как вы с ними проработали какую-то ситуацию, отправляете их дальше, к священнику отправлять наверное, странно, если человек не ходит в храм и не является верующим, хотя если человек верующий, может быть такой вариант возможен. К священнику, например, или к психиатру, потому что бывают проблемы, которые, ну не вылечиваются, скажем так, не решаются, только консультацией у психолога, даже несколькими, даже многими консультациями, бывают такие проблемы, связанные именно с психикой, насколько это часто бывает? И если бывает, то не возникает ли такого вот ощущения, что: хотелось вот этого человека исцелить целиком, а получается, что только какую-то ступенечку мы вместе прошли, а дальше его нужно куда-то еще направлять. Вот как вы на это смотрите?

К. Курочка

— Мне не хочется никого исцелить изначально.

о. Игорь

— Вы не спаситель, да, это мы услышали.

К. Курочка

— Да, я не спаситель. И я знаю, что я всего лишь проводник на каком-то жизненном пути человека и в данный момент жизни, чем я могу помочь именно со своей стороны, не вылезая в другие грани, потому что вот у нас в центре «Крылья», у нас есть куратор по духовности — Александр Гаврилов, и он уже этим там где-то занимается. В основном у меня православные христиане все-таки, бывает, неверующие приходят, и у меня есть рекомендация. Рекомендация носит рекомендательный характер: прийти в храм, помолиться, я не настаиваю, я знаю, что Бог человека приведет, когда ему надо, поэтому, наоборот, если я буду настаивать — я отверну человека, если он еще не созрел, если он еще не готов, я наоборот, сделаю медвежью услугу. Если человек с психиатрией — это, как правило, заканчивается одной консультацией, то есть на консультацию ко мне приходит человек, психологов научают различать психиатрию от их уже сферы деятельности, но вообще психиатры же тоже не решают полностью всю проблему. Очень классно, когда психиатр с психологом вместе работает, таблетки, фарматерапия, она ничего не решает, многие говорят: «я боюсь психиатров, меня там подсадят на таблетки» — да это люди подсаживаются на таблетки, потому что им так проще. Вообще грамотные психиатры сейчас рекомендуют: вот вам таблеточки и параллельно работаем по психологии, просто телу надо сейчас помочь, психика не справляется, вам надо немножечко помочь, но если вы просто будете пить таблетки, проблема-то не решится, из-за чего возникло такое острое состояние.

о. Игорь

— Симптомы вылечатся, а причины нет.

К. Курочка

— Ну, они угаснут на какой-то промежуток времени, потом будет отмена, и они ещё с большей силой вернутся. Поэтому, как правило, на первой консультации я вижу, рекомендую посетить врача-психиатра, и после этого, когда психиатр назначит, когда уже будет там подобрано хорошо лекарство, потому что на подбор иногда уходит около месяца, говорю: «потом возвращайтесь ко мне, и мы будем уже работать дальше». И да, у меня нет иллюзии о том, что я кому-то помогаю, кого-то спасаю. Во-первых, и благодарности, есть очень много благодарностей, я сейчас тоже постоянно молюсь, говорю: «Господи, это вся слава Тебе, спасибо, что я была полезна». Причём у меня нет цели посадить человека пожизненно на мои консультации, на терапию. Я вот люблю такой путь терапевтический, так как с деструктивными работаю, почему я, может быть, тоже вот выбрала это — потому что там надо пройти такую терапию взросления, понимания своих эмоций, понимания своих потребностей, чтобы человек сам научился, как дальше ему по-другому, и дальше, чтобы он мог самостоятельно справляться. И при помощи самоанализа своего, который он ведёт, он мог себе готовить даже такую памятку для исповеди, потому что многие исповедуются не в том, приходит и говорит: «У меня там гнев, у меня вот грех такой, у меня гнев». А на самом деле, почему ты разозлился? Да, потому что там в глубине эгоизм был, потому что будет не по-моему, потому что я хотел по своей воле, и вот в этом тоже помогаем, у человека есть самоанализ, с которым он ходит уже осознанно на исповеди. Также 12-шаговые программы, зависимые и созависимые, это очень здорово, что они существуют бесплатные во всём мире, потому что все психологи рекомендуют это как золотой стандарт такой работы с зависимостями, созависимостями, и это бесплатная программа, у нас в центре она тоже даётся бесплатно нашим подопечным, помимо психологии, потому что это очень важно, важно сохранить бесплатность этой программы и общедоступность, они с тем и создавались, и это огромная помощь психологам, армия психологов бы не справилась с этим, болезнь рецидивирующая, то есть если забрасываешь работу над собой, она рецидивирует снова, и причём так хитро она вылазит через другое: допустим, человек был любовно-зависимый, проработали любовную зависимость, она перешла в пищевую зависимость через какое-то время, когда человек перестал за собой наблюдать, осознавать: «а почему я сейчас вот это делаю?», и стал заедать, и вот очень хитрое, что может перенаправляться с одного в другое. И поэтому такая поддержка, как бесплатное вот это 12-шаговое сообщество, она помогает людям, во-первых, находить людей с идентичной проблемой, находить там поддержку, там нет профессионалов, но есть впереди идущие, которые прошли этот же путь, которые тебя не осудят, которые поделятся, что делать на том или ином этапе твоего пути, и ты всегда можешь туда возвращаться. Поэтому я говорю, у меня нет цели пожизненно подсадить на свою терапию, у меня есть цель показать выходы, пути, как еще можно себя поддерживать в жизни.

о. Игорь

— Дорогие друзья, сегодня у нас в гостях была Кристина Курочка, психолог, куратор психологического центра, специалист по работе с огромным количеством разных таких проблем, которые, ну, это проблемы современного человека, может быть, они и раньше были, наверное, они были всегда, но сейчас мы как-то это все на себя примеряем и понимаем, что это, наверное, есть у нас у всех в той или иной мере, вот проблема созависимости... По сути, мне кажется, то, о чем мы говорили — это то, что в аскетике христианской называется «греховными страстями». И очень здорово слышать о том, что на самом деле с этими страстями человек может бороться при помощи очень разных средств, и очень хорошо, когда эти средства, они как-то взаимно сотрудничают друг с другом: психолог, священник, психиатр в том числе, то есть целый комплекс людей, которые могут нам помогать с этими страстями как-то справляться.

К. Лаврентьева

— Но при этом нельзя забывать, что Господь все-таки здесь главный.

о. Игорь

— А выше всех стоит Господь, конечно, и всем этим управляет. Кристина, спасибо вам большое за то, что вы всё это нам как-то так наглядно очень показали и рассказали.

К. Курочка

— Спасибо большое за приглашение и за приятный вечер.

К. Лаврентьева

— Спасибо вам.

о. Игорь

— Взаимно. Кира Лаврентьева, я диакон Игорь Цуканов, и надеемся с вами услышаться еще через неделю, в следующее воскресенье.

К. Лаврентьева

— Всего хорошего.

о. Игорь

— Кристина, спасибо большое. Всего доброго.

К. Курочка

— Спасибо. Пока-пока.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем