Жил в давние времена отважный и благородный витязь, звали его Арсен. И так случилось, что в страну, где он жил, прилетел огнедышащий крылатый змей. Много зла этот разбойник творил: леса и деревни поджигал, домашних животных таскал, детей пугал.
Отправился тогда Арсен на поиски крылатого змея, чтобы с ним сразиться. Высоко в горы отправился отважный витязь, и встретил на высокогорном пастбище старого пастуха.
— Куда, сынок, путь держишь? — спрашивает чабан.
— Иду с огнедышащим змеем сразиться не на жизнь, а насмерть, — ответил ему Арсен.
— Трудное ты задумал дело, — вздохнул старик. — Не просто тебе будет одному со змеем справиться. Возьми меня в подмогу.
— Да какая от тебя в бою польза, дедушка? — засмеялся Арсен. — Ты лучше подскажи, где огнедышащий змей прячется. Может, ты где-нибудь видел его убежище?
— Иди всё время на восток, где солнце восходит, — показал рукой пастух. — Всякий раз змей с той стороны прилетает. Днём ты навряд ли змеиное логово найдёшь, ночью тоже: змей глубоко в норе спит. А вечером, когда солнце на западе будет за горы заходить, внимательно смотри вокруг. Как увидишь на востоке ещё одно зарево, значит, там огнедышащий змей резвится.
Поблагодарил Арсен старика, отправился в горы и тем же вечером отыскал логово змея.
— Выходи на бой, будем биться один на один! — сказал Арсен. — Если я одержу победу, обещай навсегда улететь из наших краёв.
— Договорились, — отвечает змей. — Но в противном случае ты, витязь, будешь моим рабом. Хорошо, что пришёл: хоть силушкой с кем-нибудь померюсь, а то не знаю, чем до сна время занять.
Достал Арсен из ножен меч, и стали они биться за змеем. Тот от ударов меча уворачивается, огнём дышит, хвостом бьёт.
Чувствует Арсен — у него от змеиного дыхания уже доспехи раскалились, пот градом катится. Но змей тоже устал и взмолился:
— Давай, витязь, перерыв сделаем, мне надо силы подкрепить.
Опустился змей на землю, опустил голову в нору и стал что-то есть. А что Арсену делать? У него с собой и нет ничего, даже глотка воды не осталось, чтобы жажду утолить. Так ведь и победит его змей...
Вдруг слышит Арсен: его из кустов знакомый пастух подзывает и протягивает кувшин с родниковой водой.
— Ты как здесь оказался, дедушка? — удивился витязь.
— А я, сынок, следом за тобой пошёл, — говорит старик. — Подумал, вдруг тебе всё-таки какая-нибудь помощь понадобится?
Победил отважный витязь Арсен в поединке змея. А ещё на всю жизнь усвоил важный урок: каким бы ты ни был сильным, а от помощи не отказывайся.
(по мотивам армянской народной сказки)
5 декабря. О ложном мире, ведущем к погибели
В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Когда будут говорить: „Мир и безопасность“, тогда внезапно постигнет их пагуба».
О ложном мире, ведущем к погибели — игумен Лука Степанов.
Всякому хочется получше на земле устроиться, и эта безопасность, благополучие составляет для человека, ну, некоторый круг его необходимых ценностей, в которых он призван, как кажется, всякому человеку развиваться, утверждаться, борясь за вот это свое спокойствие и благополучие. И на пути строительства этого Вавилонского, на пути создания вот такого для себя земного рая, человек забывает о Творце.
В последние времена человечества, о которых в данном случае говорит апостол Павел, после Великих катаклизмов, на которые предуказывал и сам Спаситель, и апостол Павел, и в первом и втором своем послании к Солунянам, здесь указывает на то мнимое благополучие, которое установится на земле при царстве Антихриста. Его будут прославлять как великого миротворца и того, кто вернул благополучную жизнь человеческому роду, сметенному от болезней, войн, катаклизмов. Но этот самый мнимый благодетель человечества вскоре потребует божественного поклонения себе ото всех людей, и присягание ему в верности будет признаком полного отпадения от будущей вечной жизни с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О подвиге Благоверного князя Михаила Тверского
Сегодня 5 декабря. День памяти Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, жившего в четырнадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Он был человеком своего времени, человеком периода раздробленности на Руси. Но при своей кончине, при обстоятельствах, которые застигли его в конце его жизни, мы с вами можем увидеть подлинное лицо этого человека, увидеть подлинный облик благоверного князя. И, как известно, при очередной стычке с московским князем, в дружине этого князя были татарские наемники. И татарский хан, узнав о том, что Михаил Ярославич разбил эту дружину, разгневался на него за своих погибших воинов и приказал ему ехать на суд в Орду. Для всех живущих тогда людей это означало поездку в один конец, где человека зверски измучив, придадут жестокой смерти.
Взяв благословение у своего духовника, он добровольно поехал туда, претерпел жесточайшие издевательства. Он находился продолжительное время в кандалах. Каждый день читал текст священного писания, пел псалмы, молился. В конце его заключения толпа воинов начала его избивать, топтать, а в конце просто заколола мечами.
Спустя год весть о смерти Михаила Ярославича дошла до Тверской земли. И по прибытии его честных останков в Тверь, встречающие мощи люди обнаружили благоухание, что свидетельствовало о святости этого человека. Может быть, этот благоверный князь при своей бытовой жизни действительно иной раз совершал неприглядные поступки, но всегда в них горько каялся, а самым главным покаянием стало его пребывание в Орде и его христианское мужество перед лицом неминуемой смерти.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О безвозмездном труде
Сегодня 5 декабря. Международный день волонтёров.
О безвозмездном труде — священник Роман Федотов.
Есть такая работа, где ты срочно нужен, где не получаешь зарплату, где необходимо увидеть и помочь, где нужно научиться любить и сострадать, и быть милосердным.
Милосердие — это божественное свойство, одна из естественных природных черт, образа Божия в человеке, важнейший христианский добродетель. В Евангелии от Луки мы можем услышать такие слова «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». Слово «милосердие» происходит от словосочетания «милое сердце», которое можно понимать как доброе, благосклонное, человеколюбивое сердце или душа.
Вот дефицит таких бесконечно и бескорыстно любящих сердец ощущается особенно остро в наше время. Время, к сожалению, наполненное жестокостью и безразличием, самолюбием и расчетливостью. Поэтому сегодня, когда мы отмечаем Международный день волонтеров, хочется от всего сердца поблагодарить всех тех людей, кто самоотверженно и мужественно, исполняя свой не только гражданский долг, но и слова самого Христа Спасителя. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Все выпуски программы Актуальная тема