Жил в давние времена отважный и благородный витязь, звали его Арсен. И так случилось, что в страну, где он жил, прилетел огнедышащий крылатый змей. Много зла этот разбойник творил: леса и деревни поджигал, домашних животных таскал, детей пугал.
Отправился тогда Арсен на поиски крылатого змея, чтобы с ним сразиться. Высоко в горы отправился отважный витязь, и встретил на высокогорном пастбище старого пастуха.
— Куда, сынок, путь держишь? — спрашивает чабан.
— Иду с огнедышащим змеем сразиться не на жизнь, а насмерть, — ответил ему Арсен.
— Трудное ты задумал дело, — вздохнул старик. — Не просто тебе будет одному со змеем справиться. Возьми меня в подмогу.
— Да какая от тебя в бою польза, дедушка? — засмеялся Арсен. — Ты лучше подскажи, где огнедышащий змей прячется. Может, ты где-нибудь видел его убежище?
— Иди всё время на восток, где солнце восходит, — показал рукой пастух. — Всякий раз змей с той стороны прилетает. Днём ты навряд ли змеиное логово найдёшь, ночью тоже: змей глубоко в норе спит. А вечером, когда солнце на западе будет за горы заходить, внимательно смотри вокруг. Как увидишь на востоке ещё одно зарево, значит, там огнедышащий змей резвится.
Поблагодарил Арсен старика, отправился в горы и тем же вечером отыскал логово змея.
— Выходи на бой, будем биться один на один! — сказал Арсен. — Если я одержу победу, обещай навсегда улететь из наших краёв.
— Договорились, — отвечает змей. — Но в противном случае ты, витязь, будешь моим рабом. Хорошо, что пришёл: хоть силушкой с кем-нибудь померюсь, а то не знаю, чем до сна время занять.
Достал Арсен из ножен меч, и стали они биться за змеем. Тот от ударов меча уворачивается, огнём дышит, хвостом бьёт.
Чувствует Арсен — у него от змеиного дыхания уже доспехи раскалились, пот градом катится. Но змей тоже устал и взмолился:
— Давай, витязь, перерыв сделаем, мне надо силы подкрепить.
Опустился змей на землю, опустил голову в нору и стал что-то есть. А что Арсену делать? У него с собой и нет ничего, даже глотка воды не осталось, чтобы жажду утолить. Так ведь и победит его змей...
Вдруг слышит Арсен: его из кустов знакомый пастух подзывает и протягивает кувшин с родниковой водой.
— Ты как здесь оказался, дедушка? — удивился витязь.
— А я, сынок, следом за тобой пошёл, — говорит старик. — Подумал, вдруг тебе всё-таки какая-нибудь помощь понадобится?
Победил отважный витязь Арсен в поединке змея. А ещё на всю жизнь усвоил важный урок: каким бы ты ни был сильным, а от помощи не отказывайся.
(по мотивам армянской народной сказки)
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия