
Чудо сошествия Благодатного огня, которое происходит на Гробе господнем в Иерусалиме в Великую Субботу, накануне Светлого Христова Воскресения, пожалуй, известно каждому. Более того — у каждого есть возможность его увидеть, причём, сегодня даже не обязательно отправляться в Иерусалим — достаточно включить телевизионную трансляцию этого удивительного события, и, вместе с тысячами верующих в Храме Воскресения Господня, затаив дыхание, молиться о милости Божией для всего мира. А ведь так было не всегда. Когда-то не было телевидения, а посмотреть на схождение Благодатного огня в Иерусалим ходили... пешком. В те давние времена каждое свидетельство об удивительном чуде было на вес золота. Но и сегодня факты, зафиксированные в исторических документах — летописях, грамотах — представляют не меньший интерес. Узнать о том, каким было чудо Сошествия Благодатного огня сотни и даже тысячу лет назад, можно из книги греческого писателя Хариса Скарлакидиса «Святой свет. Чудо в Святую Субботу на Гробе Христа».
В этом сборнике представлено сорок пять исторических свидетельств о чуде — из самых разных времен, народов и конфессий. Автор много лет исследовал феномен, работая с подлинными источниками в крупнейших библиотеках мира. При этом Харис Скарлакидис, если можно так сказать, не только теоретик. Одиннадцать раз он лично был свидетелем явления Святого Света. Один из случаев он вспоминает в предисловии к книге: в апреле 1998 в весьма темном месте Храма Воскресения, прямо под Голгофой, автор увидел, как сине-белые сполохи осветили всё вокруг, а связка свечей одного из паломников вдруг сами собой вспыхнула у всех на глазах! Однако, предупреждает автор сборника, он не ставит себе целью навязать кому-то определенное мнение. Но, сопоставив свидетельства далёкого прошлого и современности, предлагает читателям дать собственную оценку Чуду.
Повествование дарит ощущение увлекательного путешествия — многие рассказы настолько подробны, что позволяют мысленно перенестись в те места, где разворачивались события. Мы найдём свидетельства святого Григория, просветителя Армении, датированные 330 годом; арабского историка и летописца Аль-Масуди 940 года и множество других уникальных исторических документов.
Но, пожалуй, самое главное чудо, о котором поведал нам автор книги Харис Скарлакидис — это то, что от Святого света, сходящего в Великую Субботу на Гробе Христа, зажигаются не только свечи, но и сердца людей — радостью, любовью и верой.
Все выпуски программы Литературный навигатор
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема