
Существуют в мире такие явления, оценить которые однозначно, чрезвычайно сложно. Взять, к примеру, обычай, который из года в год практикуется на севере Греции. Называется он «пировассией» или по-русски «огнехождением». Православная Церковь Греции относится к пировассии неоднозначно. Большая часть греческих священнослужителей вовсе критикует тех людей, которые принимают участие в обряде пировассии.
Почему? Давайте узнаем. Обряд пировассии давным-давно превратился уже в целый фестиваль, который проводится на севере Греции ежегодно с 21 по 23 мая. Впервые жители тех мест стали заниматься огнехождением в конце 13 века. Всё из-за одного случая. В середине 13 века в некоем селении северной Греции произошел пожар. Загорелся православный храм, освященный в честь святых Константина и Елены. Местные жители не побоялись огня и стали выносить из храма иконы. Несмотря на сильное пламя, никто из тех людей не пострадал.
С того случая сначала жители села, а затем и ближайших окрестностей стали полагать, что они и их потомки хранимы Богом от огня, а в день церковной памяти святых Константина и Елены стали проверять — действует ли благодатная защита? Для этого вечером 21 мая прямо на центральной площади города или села разводится огромный костер. Пока он горит местные жители и приехавшие туристы усердно молятся, поют церковные песнопения. Как только костер догорает и на площади остаются тлеть угли, люди сбрасывают обувь и, взяв в руки иконы Константина и Елены, отправляются ходить по горящим углям босиком.
Судя по выражению лиц, эти люди не испытывают никакой боли! Они бережно несут иконы и ... улыбаются! Критически настроенные по отношению к пировассии называют это состояние трансом. Сторонники утверждают, что люди, идущие по углям действительно хранимы Богом. В доказательство они призывают посмотреть на ноги участников пировассии — те вовсе не имеют следы ожогов.
Обряд огнехождения имеет языческие корни и попал в Грецию, скорее всего, из Азии в результате походов Александра Македонского. Но сегодня многие его участники говорят, что именно таким способом они проявляют свое богопочитание. В любом случае, дискуссия об огнехождении до сих пор продолжается и официального мнении относительно пировассии пока не существует.
Фестиваль пировассии не ограничивается только хождением по раскаленным углям. Это еще и праздник гостеприимства. Приехавшим туристам не стоит искать какую-либо гостиницу, поскольку местные жители с удовольствием приглашают их пожить у себя. Причем не только дают кров, но и угощают местными деликатесами. Это, в первую очередь, домашнее вино, а еще также домашний сыр, овощи с огорода, свежеиспеченный хлеб. В общем, местные все делают так, чтобы и в следующем году пировассию посетило побольше туристов. Благо, что ходить по углям никого насильно заставлять не будут.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер