Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Исаия

Книга пророка Исайи, Глава 10, стихи 12-20

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Книга Бытия, Глава 7, стихи 6-9

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 12-18

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Книга пророка Исайи, Глава 10
Читать далее
Книга Бытия, Глава 7
Читать далее
Книга Притчей Соломоновых, Глава 9
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии, священник Стефан Домусчи. Если спросить людей, на что они надеются, одни вспомнят про удачу или авось, другие скажут, что надеяться можно и нужно только на себя, верующие скажут, что надеяться нужно на Бога. Кажется, что христианский ответ не может быть иным, на Бога, конечно, как же иначе? Но что значит надеяться на Бога? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы книги пророка Исаии, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем:

Глава 10.

12 И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.

13 Он говорит: "силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;

14 и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул".

15 Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!

16 За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.

17 Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день;

18 и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.

19 И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.

20 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.

Слово «надежда» мы употребляем в своей речи довольно часто. Оно знакомо как верующим, так и атеистам. Одни надеются на самих себя, другие на удачу и обстоятельства, в быту мы можем надеяться друг на друга, однако, как люди верующие, мы призваны надеяться на Бога. Заметим, что, когда мы так говорим, мы имеем в виду источник нашей надежды. Например, когда человек надеется сам на себя, это означает что все основные проблемы своей жизни он намеревается решать сам. Когда, например, происходит нечто, что заставляет переживать, люди часто произносят фразу: «Ну, будем надеяться на Бога». Что они под этой фразой подразумевают? Они подразумевают очень простую вещь: они рассчитывают, что Бог приведёт всё происходящее к хорошему концу. Иными словами, источники могут быть самыми разными, от Бога и других людей до неживой природы и просто случайности. Когда же мы говорим о содержании нашей надежды, то есть о том, чего именно мы ждём, надеясь на кого бы ты или что бы то ни было, оно всегда заключается в том, чего мы сами хотим. Оказывается, что можно надеяться на что или на кого угодно и даже испытывать самые возвышенные чувства, обращаться к Богу с мольбой, но желать при этом чего-то своего. Да и как может быть иначе? Разве можно надеяться на исполнение того, чего ты не хочешь? Ждать этого можно, но уже со страхом, а не с надеждой. Однако сегодняшнее чтение из Книги пророка Исаии, как и в целом учение Священного Писания о надежде, говорит нам о том, что нужно не только надеяться на всесилие Божие, но и доверять Богу в том, что происходит. Суть библейской надежды не в том, чтобы воспринимать Бога этаким джином из лампы, который исполняет всё, чего мы ожидаем, но в том, чтобы собственные ожидания согласовывать с замыслом Божиим. В таком случае, надежда оказывается самым глубоким образом связана с доверием. Надеясь на Бога, человек не пытается использовать Его, но вверяет себя, свои мечты и желания, в Его руки.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В нашей речи часто можно услышать выражения «Будем надеяться на Бога» или «Как Бог даст», которые по своей сути должны быть проявлением надежды на Бога, хотя нередко оказываются просто присказками, в которые мы не вкладываем особенного смысла. Думаю, что многие встречали и совершенно неверующих людей, которые упоминали слово Бог в своей речи, но использовали как простое междометие... И, если их спрашиваешь какой Бог, ты же неверующий? Они улыбаются и говорят, ну ты же понимаешь, что это только слова...

Современная жизнь действительно наполнена словами, мы говорим, читаем, пишем, и далеко не всё из этого говорится, читается и пишется всерьез. С одной стороны, очевидно, что всё время быть серьезным трудно или даже невозможно, с другой, есть темы, которые не должны предполагать болтовни и поверхностного отношения. Например, тема отношений с Богом. Кажется, разве можно о нем просто болтать?

Сегодняшнее чтение отчасти отвечает на этот вопрос.

На первый взгляд, оно посвящено гордому ассирийскому царю, который кичился своим величием и делал с окружающими народами, что хотел... Однако на самом деле главный герой текста — Бог, который воспринимает могущественного царя как дровосек воспринимает топор. Повелителю Ассирии было дано повелевать народами в ту меру, в которую это было необходимо Богу, но он даже во всём своем величии не мог сравниться с Творцом мира. Исайя рассказывает это не для того, чтобы вразумить гордого человека, который на всё смотрит сверху вниз. Всё это сказано для того, чтобы верующие помнили, что есть Тот, кто так же смотрит на самого главу могущественной империи.

Наша жизнь похожа на отрывок из книги. В ней бывают главные герои и обычно, кроме нас самих, это люди, которые оказывают существенное влияние на нашу жизнь. И вот Исайя показывает иудеям ассирийского царя, человека от воли которого зависело в тот момент огромное число людей, и говорит: Вы думаете это важный герой в книге вашей жизни? Ничего подобного, он только пила в руке плотника... Он может сколько угодно собой кичиться, но вы не должны забывать Того, Кто на самом деле управляет вашей жизнью. Вы не должны просто говорить о Боге, в реальности опасаясь царского гнева... Царь, конечно, сможет проявить гнев, но только в той мере, в которой ему позволит Бог... Бог, на которого вам нужно надеяться и надеяться чистосердечно.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Вся жизнь пророка Исайи прошла на фоне усиливающейся экспансии Ассирийского царства. Вполне естественно, что пророка не могли не беспокоить судьбы его собственного народа. Но Исайя не был бы пророком, если бы он ориентировался лишь в политической ситуации своей эпохи, за этими событиями Исайя всегда умел видеть Бога и, используя своё пророческое вдохновение, он с опорой на актуальные события делал универсальные выводы, которые касаются в первую очередь не государств, а конкретной личности.

В этом отрывке пророк Исайя упоминает о военных успехах Ассирии, которые естественным образом привели ассирийского царя к надменности и гордости. Мы не знаем, что думал о себе самом упомянутый пророком царь, но Исайя влагает в его уста исповедание собственной гениальности, ума и силы. По мнению пророка, царь приписывает военные успехи собственному гению. Скорее всего, так и было, наверняка, у Исайи были основания говорить об ассирийском монархе таким образом. Но даже если пророк ошибался и никаких подобных мыслей у царя не было, дальнейшие слова Исайи очень верные и всегда актуальные: далее пророк говорит о том, что за любым историческим процессом стоит не кто иной, как Бог. Бог даёт силу и крепость, Бог помогает человеку принимать правильные решения и говорить нужные слова, Бог направляет ум и волю Своего творения. Исайя сравнивает человека и целые народы со столярными инструментами: с секирой и с пилой, ну а Бог в рамках этого сравнения выступает в роли того, кто создал эти инструменты и пользуется ими. Пророк задаёт риторические вопросы: «Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает её?» Конечно же, нет. Секира не величается и пила не гордится. Инструменты лишь исполняют своё предназначение. Так, по убеждению пророка, и человек должен воспринимать свою роль, каждый должен всем своим естеством осознавать, что за ним стоит Бог.

Если научиться так чувствовать свою соотнесённость с Богом, то исчезнут очень многие личные проблемы и сложности. Станет очевидным, что наши успехи и неудачи — не только собственно наши, это ещё и воля Божия. Конечно, от каждого требуется делать всё, что в его силах, но вместе с этим целиком и полностью полагаться на самого себя, как минимум, неразумно. Если научиться осознавать свою зависимость от Бога, то этот навык спасёт от глубоких личных кризисов тогда, когда случается период неудач, поможет сохранить спокойствие и даст надежду, которая зачастую важнее чего-либо ещё.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

У немецкого философа Артура Шопенгауэра есть идея о том, что в основе всего происходящего в мире лежит воля. «Все что есть — это одна воля, только воля и ничего, кроме воли» — вот главная мысль его философии. Безусловно, в этом есть большая доля истины. Воля — это сила, которая направляет наши мысли, чувства, слова и поступки. Это тот источник энергии, благодаря которому все приходит в движение. Она побуждает нас идти вперед, добиваться своих целей. Однако, на этом пути нас нередко ждет подстерегает неудача. Ведь наше желание всегда входит в столкновение с миллионами других. Мы постоянно натыкаемся на препятствия в виде обстоятельств и тех устремлений, которые принадлежат окружающим нас людям. Мир похож на огромный хор, где каждый стремится исполнить свою партию, зачастую не обращая внимания на рисунок мелодии своих ближних. И здесь нередко побеждает тот, у кого голос сильнее, легкие шире, а слух тоньше. Что же необходимо сделать человеку, который лишен всех этих дарований, чтобы в этой мировой какофонии его голос звучал твердо и убедительно?

Как Священное Писание, так и христианская традиция говорят о том, что лишь в том случае, если наша воля будет совпадать с волей Божией, мы исполним свою мелодию до конца уверенно и последовательно.

Ведь именно волей Бога наш мир пришел от небытия к бытию. Ему известны причины, последствия и цель всего происходящего. Он хранит замысел о каждом человеке. Иными словами, перед Его глазами развернута вся партитура мироздания. Он главный дирижер. А потому лишь Он один может помочь нашему музыкальному инструменту, даже если он весьма незначителен, звучать ярко и сочно.

В противном случае мы обречены на то, чтобы вхолостую расходовать свои силы, полагаясь лишь на случай и удачу, которая улыбается далеко не всем и зависит исключительно от природных дарований. А природа, как известно, благосклонна лишь к единицам.

Так опытный путешественник, если хочет пройти через лабиринт, обязательно озаботится тем, чтобы найти проводника или хотя бы взять с собой карту. Это поможет ему достичь своей цели с наименьшими затруднениями, избежав тех препятствий и ловушек, которые подстерегают его на пути. Маленький ручей вряд ли пробьет себе дорогу в твердой породе или леднике. Для этого ему необходимо влиться в стремительный, бурлящий поток.

Сегодня пророк Исаия показывает, как эта духовная закономерность действует в истории богоизбранного народа. Ассирийская империя была одним из самых могущественных государств, которые когда-либо существовали на территории Древнего Востока. Власть ассирийских владык была так огромна, что, как говорит Исаия, под их гнетом никто не мог «ни пошевелить крылом, ни открыть рта, ни пискнуть». Они повсеместно утверждали свою волю, достигая поставленных целей грубой силой, идя напролом. И вот перед ними, казалось бы, слабый безвольный Израиль. Еврейский народ обескровлен междоусобицами. Бери голыми руками. Это и решил сделать ассирийский царь Сеннахирим. Он осадил Иерусалим. Однако правитель Израиля, Езекия, был человек глубоко верующий и благочестивый. В первую очередь он поспешил заручиться поддержкой Господа — обратился к Нему с горячей молитвой. В ответ на эту молитву произошло чудо. Ангел Господень прошел ночью по стану врага. Те из вражеских солдат, кому посчастливилось проснуться утром, обнаружили, что в их лагере по неизвестным причинам погибло 185 тысяч воинов. Осада была тотчас снята. Сеннахирим и жалкие остатки его войска, были вынуждены с позором вернуться в Ниневию. Его войска, которые были похожи на огромный лес, поредели так, что, как говорит Исаия, их численность мог сосчитать даже ребенок.

Во всем этом для нас скрыт важный урок. Не следует всегда и во всем ломиться к намеченной цели напролом. Ведь можно не заметить, как моя воля вступила в противодействие с желанием Бога. В этом случае крах неизбежен. Участнику хора бессмысленно вступать в конфликт с дирижером, его просто уволят. Поэтому порой лучше поумерить свои амбиции, отступить. Более того, все силы своей души направить на то, чтобы постичь волю Творца и с ней согласовать все свои желания. Синхронизировать с ней свои чувства, мысли, слова и поступки. Лишь в этом случае мы пройдем по этой жизни максимально беспрепятственно и достигнем той главной цели, ради которой Господь и привел нас от небытия к бытию — спасем собственную душу для вечности.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если в предыдущем отрывке книги, который читался за богослужением вчера, пророк Исайя обличает гордость и надменность тех, кто скоро будет пленен и порабощен, то здесь он обращает свое пророческое слово к завоевателям. Вторые, как и первые, не видят предела своих человеческих сил. Они полагают, что грамотное планирование и военные успехи — их собственная заслуга, а потому можно с уверенностью планировать и дальше.

Конечно, упомянутый пророком царь Ассирийский, не услышит слов Исайи. Да если бы и услышал, то вряд ли изменил бы свое отношение к жизни и к собственным военным победам. Слова пророка имеют своим адресатом совсем других людей — израильтян. Пророческая мысль призвана их утешить. Показать, что несмотря на неудачи и безнадежное положение их родины, все это временно. Что за всем этим стоит Бог, Который использует все того же Ассирийского царя в качестве инструмента для исправления нравственных недугов Своего народа.

В утешении, которое дает Исайя есть очень важный смысл: поведение любого человека напрямую зависит от присутствия надежды. Если она есть, если есть пресловутый «свет в конце тоннеля», то это одна модель поведения, если такого света нет, то совершенно иная. Отсутствие надежды способно сломить кого-угодно, а в случае с израильским народом отсутствие надежды способно уничтожить этот народ как отдельную и особенную общность. Именно поэтому пророк пытается утешить и поддержать. Он призывает не опускать руки и хранить самих себя от влияния внешнего языческого мира. Исайя утверждает, что за всеми этими бедами стоит Бог, Он Хозяин положения, Он тот, Кто имеет определенный замысел о мире в целом и о Своем народе в частности, а потому для прекращения напастей необходимо обратиться к Нему в покаянии. К сожалению, жители Северного Израильского царства не сумели воспринять слова пророка. Это привело их к исчезновению, они ассимилировались с ассирийцами и перестали существовать как единая национальная общность.

Мы же верим слову пророка и видим за всем происходящим руку Божию. Такова вера Церкви и такова вера каждого христианина. Дай Бог, чтобы эта вера в нас не оскудевала, чтобы она поддерживала и направляла нас на далеко не всегда прямых и гладких путях нашей жизни!

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Библия — это древняя, порой весьма сложная для понимания книга. Её повествования бывают наполнены деталями, которые на первый взгляд кажутся случайными и малозначащими. Однако, по словам христианских толкователей, в Священном Писании нет ничего случайного. Яркий пример этого находим в 7-й главе книги Бытия, отрывок из которой читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте его послушаем.

Глава 7.

06 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.

07 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

08 И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле

09 по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною.

Только что прозвучавший отрывок начинается с упоминания о возрасте Ноя. Писание говорит, что, когда Великий потоп пришёл на землю, ему было 600 лет. Это упоминание далеко не случайно.

В первую очередь эти слова можно понимать как буквальное указание на продолжительность жизни Ноя. Если мы почитаем пятую главу книги Бытия, где излагается родословие благочестивых потомков Адама, то мы увидим, что люди жили до 1000 лет. Учёные предлагают различные версии, пытаясь объяснить этот феномен. Многие из них видят в тексте метафору. Дескать, речь идёт, скорее, о статусе человека. О том, что он сыграл важную роль в истории человечества. Однако христианская традиция склонна понимать эти цифры буквально. Так действовала благодать рая. Зараза греха не до конца разъела человеческое сердце. А потому и тела ещё хранили первозданную силу. После потопа мир изменился радикально. Эти изменения коснулись и продолжительности жизни. Она значительно сократилась.

Упоминание о возрасте Ноя делается и ещё по одной причине. Когда Бог впервые обратился к праотцу и сообщил о надвигающейся катастрофе, Ною было 500 лет. Если потоп пришёл на землю, когда ему исполнилось 600, получается, ковчег он строил около ста лет. Продолжительный срок, титанический труд. Согласно преданию, всё это время было отведено людям на покаяние. Окружающие видели, чем занимался Ной. Спрашивали его, что он строит. А у праведника была возможность проповедовать и призывать людей к изменению своего сердца. Однако никого не тронули ни его слова, ни то, что он делал. Для всех он был чудаковатым юродивым. Своим шансом люди не воспользовались. Однако важно, что Господь, по Своей милости, через праведника давал им такой шанс.

Наконец, ещё один важный момент. Указание на возраст Ноя — это знак того, что Бог помнит о верных Ему людях. Он знает их жизнь во всех подробностях и деталях. Знает самую малую нужду каждого из них. Именно поэтому в первых главах книги Бытия так подробно рассказывается о том, сколько конкретно прожил каждый благочестивого потомок Адама, но не упоминается продолжительность жизни представителей нечестивого рода Каина-братоубийцы. Это указание на то, что дни праведника насыщенны. Он пребывает в полноте. Проживает каждую минуту отмеренного ему времени осознанно, наполняя её вечностью. И напротив, нечестивец суетится, тратит время попусту, и в итоге уходит в забвение.

Важный урок для каждого из нас. Среди каких бедствий мы бы с вами ни оказались, не стоит отчаиваться. Как говорит Христос в Евангелии, Бог проявляет о нас такую заботу, что у каждого все волосы на голове сочтены. Единственное, что от нас требуется, — не тратить драгоценное время жизни попусту. Сосредоточиться на главном — на исполнении Евангелия Христова. И тогда сила Божия проведёт нас через все невзгоды и сохранит для Своего Небесного Царства.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Святитель Иоанн Златоуст в комментарии на первые слова этого библейского отрывка практически умоляет своих слушателей остановиться и внимательно подумать о значении этих слов: «Будьте внимательны, прошу, и не пробегайте этих слов поверхностно». Такой соблазн, действительно, есть, ведь на первый взгляд кажется, что сообщение бытописателя о том, что Ною к моменту наступления потопа было шестьсот лет — это информация исключительно технического характера, необходимая лишь для понимания хронологии развития событий. С одной стороны, это и в самом деле так, а с другой — библейская хронология имеет большое значение не только в жизни Ноя, но и с точки зрения понимания принципов взаимодействия Бога и человека.

Именно на этом и делает акцент в своём комментарии святитель Иоанн Златоуст: он вспоминает, что по сообщению книги Бытия Ною было пятьсот лет (см. Быт. 5:32) в то время, когда Бог увидел, «что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5), и тогда же Бог дал повеление Ною начинать строительство ковчега. Не составляет ни малейшего труда посчитать, что строительство заняло у Ноя сто лет. Конечно, из-за гигантской временной пропасти между нами и временем жизни Ноя, особенно с учётом общих лет жизни Ноя, библейские сто лет не кажутся чрезвычайно большим временным отрезком, тогда как это достаточно немалый срок, который был отведён не только Ною для подготовки к сохранению жизни во время потопа, но и всему человечеству для того, чтобы переосмыслить свою жизнь и исправиться. Из самого этого срока — сто лет — можно сделать вывод о том, что Бог, несмотря на принятое Им решение по истреблению развращённого человечества, не спешит реализовывать Свой план, Бог медлит, и надеется на то, что потопа можно будет избежать.

Схожим образом Бог поступает всякий раз, Он не наказывает человека мгновенно, Он ждёт и надеется, предоставляя при этом достаточный срок, чтобы человек мог одуматься и измениться.

Так поступал и Христос, Который всеми возможными способами пытался умягчить сердца Своих современников, пытался помочь им увидеть, что их представления о Боге и Его воле подверглись значительным искажениям и потому оказались далеки от реального положения дел. Но в конце концов Господь произнёс страшные слова в отношении Иерусалима и всей официальной религиозности ветхозаветного Израиля: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37–38). Эти слова — окончательный приговор, который означает, что Бог принял решение прекратить попытки исправления тех, к кому Он в первую очередь адресовал Свою проповедь: фарисеев, саддукеев и всех тех, кто поставил человеческие измышления выше слов Воплощённого Бога.

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Праведный Ной — один из самых известных библейских персонажей. В лице Ноя мы встречаем пример удивительной верности Богу, стойкости в желании исполнить волю Господа. Святой жил в крайне непростую эпоху, когда человечество окончательно развратилось и подверглось страшному наказанию — всемирному потопу. Уцелеть суждено было только Ною и его семье — единственным праведникам деградировавшего мира.

В еврейском языке праведность или святость звучит как «кадош» — в прямом смысле инаковость. Когда пророк Исаия увидел Бога, окружённого ангелами, он услышал небесную песнь: «Свят, свят, свят Господь». По-еврейски — троекратное кадош. Это слово означало, что Бог не имеет отношения к земной реальности, значительно её превосходит. В ветхозаветном понимании праведность означала также отделённость — от порока и ассоциировавшегося с ним язычества. Еврейский народ жил в окружении идолопоклонников, которые всячески стремились навязать Израилю свою ложную религиозность. Господь прямо запрещал иудеям общаться с иноверцами. Древние евреи благодаря своей вере в единого Бога были совершенно иными в сравнении с остальными народами.

Ко времени Рождества Христова понимание праведной отделённости претерпело значительное искажение. Иудеи не столько заботились о сохранении ветхозаветного откровения, сколько горделиво превозносились над прочими народами. Что было не свойственно праведному Ною. Он готов был предоставить место в ковчеге любому человеку, который вернулся бы к благочестивой жизни. Но таковых просто не нашлось, к сожалению.

Как повествует предание, Господь пощадил Ноя не только за его благочестивый образ жизни, но и потому, что он являлся прямым потомком Адама. Таким образом, после потопа человечество получило нового прародителя, который был связан узами родства с первыми людьми. Средством спасения от всемирного потопа для Ноя и его семейства стал ковчег — огромный деревянный корабль. В Писании указано, что Ной приступил к строительству ковчега, когда ему исполнилось 500 лет — возраст для ветхозаветных патриархов вполне обычный. Строительство было окончено примерно через 100 лет. Настолько продолжительный срок возведения ковчега не был случайным. Господь хотел, чтобы молва о грандиозном по размерам корабле разнеслась по всему миру.

По повелению Господа пассажирами ковчега стали представители мира животных — от каждого вида зверей, птиц и пресмыкающихся Ной взял особей мужского и женского пола. Библия повествует, что у Ноя имелось трое сыновей. Все они вместе с жёнами и детьми также оказались на борту ковчега. Писание сохранило имена сыновей Ноя — Сим, Хам и Иафет. Все они стали, по преданию, родоначальниками определённых народностей. Так, от Сима произошли семиты — евреи, арабы, сирийцы. К яфетидам, потомкам Иафета, принято относить как европейские, так и некоторые азиатские народности — например, скифов. Хамитов, наследников Хама, в древности стали ассоциировать с жителями Африканского континента. По мысли некоторых толкователей Библии кожа хамитов приобрела тёмный оттенок в знак наказания Хаму за его неуважение к Ною. Но это уже внебиблейское предание — оно не имеет статус канонического. Ной прожил после потопа еще 350 лет, немного не дожив до своего личного тысячелетия. Ветхозаветный праведник скончался в возрасте 950 лет, войдя в историю как пример верности Богу.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Когда ребенок слышит увлекательный рассказ о всемирном потопе и спасительном ковчеге с разными животными и птицами — у него неизбежно возникает вопрос: а как же они друг друга там не съели? Львы — лисиц, лисы — мышей, мыши — мелких пресмыкающихся? Красивый поэтический ответ даёт в своей поэме «Ной, или гибель первого мира» Йост Ван ден Вондел, великий драматург «золотого века» нидерландской литературы:

Всевышний столь могуч, что не позволит смерти

Сгубить земную жизнь в пучинах водоверти.

Он нас убережет, плывущих без руля,

Он хищников смирит в утробе корабля:

Глад волка не томит, замолкли львины рыки,

И грозный тигр молчит, и прочи твари дики.

Это может показаться поэтической фантазией, но когда слышишь реальные истории про то, на какие жертвы готовы пойти домашние животные ради любви к своему хозяину, ответ Вондела перестаёт выглядеть плодом воображения. Пес, отказывающийся есть, пока его не отведут на могилу хозяина. Кот, возвращающийся к своему хозяину через тысячи километров. Кошка, неотступная любовь которой к хозяину помогла ему завязать с приёмом наркотиков. Тигр, лев и медведь, живущие неразлучно вместе в некоммерческом центре «Ноев Ковчег» в штате Джорджия. Кот-медбрат Радеменес — который самоотверженно заботится о каждом животном польского приюта-клиники. И множество других подобных историй заставляет задуматься: мы слишком плохо думаем не только о Боге, но и о наших «братьях меньших». По мысли святителя Василия Великого, человек был призван стать для животного мира тем же, чем Бог был для самого человека. И наречение имён в райском саду — лишь самое начало этого долгого пути, быстрый конец которому был положен грехопадением. Но какие-то проблески былой райской власти человека над животным миром всё же сохраняются и по сей день — и поэтому нет ничего невероятного, что в ситуации всемирного потопа Бог снова наделил Ноя особой властью над животными, чтобы они смогли мирно и без жертв дождаться окончания разбушевавшейся стихии. Наблюдая за тем, как мой кот терпеливо ждёт, пока беременная кошка не утолит свой голод, я невольно проникаюсь уважением: даже обычные домашние животные куда глубже и интереснее, чем может показаться — если только относиться к ним с лаской, любовью и вниманием!

Так что мы вполне можем допустить, что находившиеся в Ноевом ковчеге животные потому и не перегрызли друг друга, что рядом с ними был настоящий человек — Божий человек — которому они были послушны также, как и он был абсолютно послушен Богу. А ведь настоящее послушание всегда связано с тем или иным ущемлением собственных интересов — что и является своего рода печатью настоящей и бескорыстной любви!

Чем чаще мы будем с большей ответственностью и любовью относиться к любым представителям наших братьев меньших — тем, несомненно, и жизнь вокруг нас будет чище и добрее!

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Отрывок, который мы только что услышали, начинается с упоминания возраста Ноя. Говорится, что ему было 600 лет, когда начался потоп. Вообще, цифры в Библии — это отдельная большая и сложная тема. Чего стоят только одни попытки привести к общему знаменателю разного рода хронологии. На эту проблему обратили внимание уже древние христианские толкователи. Так, один из авторитетнейших церковных авторов блж. Иероним Стридонский писал: «Перечитай все книги Ветхого и Нового Завета, и ты найдешь такое разногласие в годах и такую запутанность чисел между Иудою и Израилем, т.е. в отношениях того и другого царства, что обращать внимание на вопросы подобного рода может казаться делом не столько любознательного, сколько праздного человека».

Продолжительность жизни допотопных патриархов — это отдельная большая проблема. Библия предлагает поразительные цифры. Средний возраст их жизни колеблется от 900 до 1000 лет. Как это понимать? Существуют различные версии. Некоторые говорят, что эти цифры нельзя понимать буквально. Это нечто вроде метафоры, которая указывает на величие и значимость потомков Адама. Другие утверждают ровно обратное. Эти цифры необходимо понимать исключительно буквально. Порой этот вопрос становится для читателей настолько принципиальным, что они вступают в жаркие дискуссии со своими оппонентами, и порой дело доходит до взаимных обвинений в некомпетентности и даже вражды.

Есть ли способ разрешить эту проблему? Представьте себе такую ситуацию. Мы смотрим на икону вмч. Георгия Победоносца и вдруг замечаем, что глаза у него зеленые, а не карие, как на другом изображении. Или же видим, что одежда Пресвятой Богородицы больше похожа на средневековые придворные наряды, а не на одежду палестинских женщин первого века. Все это не вызывает у нас вопросов. Мы не говорим, что это неправильные иконы. Ведь мы знаем, что иконографическое изображение с одной стороны исторично, так как изображает реальных людей, с другой — условно и даже символично. И очень часто четкую грань между этими двумя началами провести невозможно. Да и не нужно! Ведь икону мы используем в совершенно иных целях. Она служит для нас источником богословских смыслов, а также помогает нам сосредоточиться во время молитвы.

Вот точно так и Священное Писание. Оно также во многом иконично. Если мы хотим использовать его по назначению, не следует предъявлять к нему те требования, которые мы предъявляем к научным исследованиям по истории, астрофизики, палеоботаники, или же исторической географии. В первую очередь Писание — это богословие. Оно показывает, как Бог действует в истории человечества и объясняет, что нам необходимо сделать для того, чтобы Он вошел в нашу жизнь. Выверять с линейкой и разглядывать под микроскопом каждый факт, о котором нам говорит библейский текст, на предмет как же это соотносится с мировой историей и современными научными данными, дело не бесполезное. Но в таком случае мы всегда рискуем закопаться в археологической пыли и упустить главное. Увидеть ту спасительную весть, которая содержится в этом священном тексте. Как замечательно сказал об этом прп. Иоанн Кассиан Римлянин: «Проникнуть в основание и сердцевину небесных слов, созерцать в них глубокие и сокрытые тайны очищенным взглядом сердца — этого не достигнет ни человеческая наука, ни мирская образованность, но только чистота души через просвещение Святым Духом».

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Пожалуй, любому русскому православному человеку известны знаменитые и яркие слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и через тебя спасутся тысячи». Преподобному Серафиму по вдохновению Святого Духа удалось кратко и пронзительно выразить ту самую мысль, которую мы можем найти в Священном Писании, в том числе и в Священном Писании Ветхого Завета. Есть она и в звучащем сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах отрывке из 9-й главы книги Притчей Соломона.

Глава 9.

12 [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.]

13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая

14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,

15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:

16 "кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она:

17 "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен".

18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]

Начальные слова только что прозвучавшего отрывка книги Притчей для людей, помнящих о сентенции преподобного Серафима, звучат вполне предсказуемо и не несут в себе какую-либо загадку: «Сын мой! если ты мудр, то мудр для себя и для ближних твоих» (Притч. 9:12). Действительно, мудрость является источником блага как для самого её носителя, так и для его близких. Но здесь стоит оговориться: Священное Писание никогда не использует слово «мудрость» для указания на человеческие интеллектуальные способности или же для обозначения его широкой образованности, в Писании «мудрость» — это всегда один из даров Святого Духа. Собственно, как и тот самый мир, о котором сказал преподобный Серафим Саровский. Любой из даров Святого Духа только тогда почивает на человеке и действует через него, когда человек не замыкается в самом себе и щедро делится божественным дарованием. Безусловно, что это утверждение справедливо и для мудрости, тот, кто удостаивается такого дара, приносит пользу и самому себе, и всем тем, с кем сведёт его Бог. Впрочем, эта мысль книги Притчей кажется вполне очевидной.

Иначе обстоит дело с окончанием этой фразы, которое в русском синодальном переводе звучит так: «Если буен, то один потерпишь» (Притч. 9:12). Конечно, под словом «буен» здесь не стоит понимать буйство в прямом смысле, речь здесь идёт, если следовать оригинальному еврейскому тексту, о кощунниках и хулителях Бога. Тот, кто таким образом относится к Богу, ранит лишь самого себя. Такова мысль книги Притчей, но что мы видим на практике? Мы видим, что один подобный человек способен погубить очень многих, именно по этой причине пророк и псалмопевец Давид предостерегал против общения с такими людьми: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс. 1:1). Царь Давид и наши собственные наблюдения за жизнью абсолютно корректны и справедливы. Правда, есть одна оговорка: корректны и справедливы они лишь до той поры, пока мы не говорим о вечности и ограничиваем наши размышления временем физической жизни. Если же мы выйдем за её пределы и вспомним о Христе и Его последних днях, то мы увидим, что все те хулители и кощунники, которые надругались над нашим Спасителем, навредили лишь только самим себе, никто из них не имел, не имеет и никогда не будет иметь возможности нанести какой-либо вред праведнику с точки зрения вечности. То же самое можно сказать о всех других противниках Бога, эти люди, по справедливому замечанию книги Притчей Соломоновых, в конечном итоге наносят вред лишь самим себе.

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Всем нам с детства известна сказка про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Трагической кульминацией сюжета этой народной истории стало непослушание Иванушки, которого сестра усердно призывала — не пей из лужицы, козлёночком станешь. Мальчик, как известно, не послушался совета, испил грязной водицы и действительно превратился из человека в животное. Обычно в данной истории видят, в первую очередь, внимательное отношение, которое имелось у наших предков к гигиене.

Но, как известно, с народными историями редко когда всё обстоит просто и прозрачно. Многие из привычных нам сказок имеют библейские корни. И вполне возможно, что сюжетный ход превращения Иванушки из человека в животное был позаимствован нашими творчески настроенными предками из Священного Писания. А именно — из книги Притчей Соломоновых, отрывок из которой мы только что слышали.

Правитель древнего Израиля обращается к молодым юношам с поучением. В нём он говорит о женщине распутного образа жизни, которая готова предоставлять желающим определённого рода услуги. Эта дама сидит у порога дома, громко смеётся и всем своим видом демонстрирует доступность. Соломон всячески предостерегает юных читателей от того, чтобы вступать в общение с подобными представительницами тёмных слоев общества.

Правитель, впрочем, с грустью констатирует, что человеческая природа слаба и склонна ко греху, а потому, действительно, «воды краденые сладки, и утаённый хлеб приятен». При помощи данного образа Соломон иллюстрирует притягательность порока. Но указанные воды и хлеб пропитаны ядом. А потому тот, кто не выдерживает соблазна и вкушает их, обрекает себя на мучения. Данные страдания имеют как духовную, так и физическую природу. Человек, живущий распутно, убивает себя в нравственном плане. Что неминуемо отражается и на теле — оно подвергается разным болезням.

Но даже если не происходит заражения каким-то вирусом, выражение лица, жесты и прочие невербальные проявления дают понять, что отравленные воды греха уже оказали своё пагубное влияние. Эти воды, на первый взгляд, сладки. Но ими невозможно напиться. Порок только усиливает жажду, понуждает человека к ещё большему нравственному падению.

Почему же Соломон сравнивает порочную жизнь с краденной водой и утаённым хлебом? Хлеб и вода — самая простая пища. Продолжение рода — одна из самых естественных и насущных потребностей человека. Всем нам хочется увидеть в лице детей продолжение нас самих, нашего бытия. Однако способность даровать жизнь можно использовать во благо и радость. А можно пойти по пути греховного услаждения естества. Не напитать другого человека водой и хлебом взаимной и верной любви. А воспользоваться чужим телом для удовлетворения базовых инстинктов. И таким образом украсть воду и хлеб чужой жизни.

Соломон призывает всячески дистанцироваться от людей, живущих во грехе. Порочный человек сперва может показаться интересным, необычным, свободно мыслящим. Но общение с теми, кто выбрал нравственную тьму, очень опасно. Так что же делать тому, кто уже, к сожалению, попробовал воду порока и ощутил в себе тёмные изменения? Обратиться в лечебницу. Или, как пишет автор книги Притчей, пойти за исцелением в дом Премудрости Божией. В сегодняшнем понимании — обратиться за духовной помощью Господа, наиболее ярко проявляющей себя через церковные таинства.

Тот, кто пожелает вернуться на сторону света, способен сделать это при помощи исповеди и Святого Причастия — таинств очищения и исцеления. Но это будет только первым шагом по пути покаяния, который представляет собой не просто сожаление о соделанном поступке, но и также и сознательное избегание греха — отравленной воды, искажающей человека изнутри и снаружи.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Жизнь нашего мироздания подчиняется ряду законов и правил. Они распространяются как на мир материальный, видимый, так и на мир невидимый, душевный и духовный. Благополучие человека зависит от того, в какой степени он знает эти законы и учитывает их в своей деятельности. Законы материального бытия мы узнаём на уроках физики, химии, биологии. Законами душевной жизни занимается психология и социология. О духовных законах нам становится известно из Священного Писания. Их суть сконцентрирована в заповедях, которые Бог дал человеку. Исполнять их в наших же интересах. Они, словно дорожная карта, следовать которой необходимо как для нашего собственного блага и так и для блага тех, кто нам дорог. Если мы их игнорируем, наша жизнь постепенно разрушается. Это всё равно, что пренебрегать законами физики. Например, забыть о законе всемирного тяготения и выйти на улицу с десятого этажа. Поэтому и говорит Соломон в начале только что прозвучавшего отрывка: если ты мудрый, то в первую очередь для себя. Если ты буйный, то есть неразумный, не следуешь заповедям Творца, что же, также пеняй на себя. От себя самого и пострадаешь.

То состояние, когда человек не желает следовать дорожной карте духовного мира, Соломон описывает, используя образ похотливой женщины, шумливой, вульгарной и невежественной. Она зазывает к себе и сулит всем, проходящим мимо, мгновенное исполнение их желаний. Она прекрасно знает, что у всякого из нас достаточно глупости и легкомыслия, чтобы откликнуться на её приглашение. Сила её искушения заключается в том, что она предлагает человеку запрещённые удовольствия. Ограничение провоцирует дремлющую мощь греха. Дети совершают дурные поступки именно потому, что они запрещены. Хорошую иллюстрацию на этот счёт приводит блаженный Августин в своей «Исповеди». Он рассказывает о том, как, будучи ребёнком, наворовал плодов с грушевого дерева. По собственному признанию, он сделал это не из-за голода, а потому, что его тянуло к запретному. Большую часть плодов он выбросил. Иными словами, любой грех завёрнут в глянцевую обёртку. Она и притягивает человека. Однако это похоже на болотную топь. Она также может выглядеть приветливой зелёной лужайкой, покрытой яркими цветочками. Но если попытаться погулять по ней, то участь твоя печальна. Ты обречён на то, чтобы погрузиться в тёмный, жуткий могильник, на дне которого обитель мёртвых.

А потому постараемся познать заповеди Творца и следовать им в своей жизни, как мы стараемся учитывать законы материального и душевного мира. Это и есть путь Божественной Премудрости. Лишь этот путь будет надёжным и безопасным. Потому что ведёт он напрямую к Богу, а, следовательно, к жизни во всей её полноте.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Любой современный человек знает, что такое кредит. Молодежь пользуется ими довольно активно, в то время как люди старшего возраста часто стараются жить по средствам. Может показаться, что перед нами несовпадение мировоззрений, обычное для разных поколений. Конечно, во-многом это так, но эти различия эти имеют глубокие психологические и духовные корни.

Кажется, человеку чего-то захотелось, он взял кредит и купил. Уже здесь кто-нибудь спросит: «почему обязательно захотелось», может быть в этом была жизненная необходимость, не было жилья, требовалось лечение... И это совершенно верно. Однако сегодня люди нередко берут кредит не потому, что им действительно что-то действительно нужно, но потому что у них есть некоторый образ себя самих, который не совпадает с тем, что они видят в реальности... В их сознании возникает фантазия по поводу того, какими они должны быть и чем больше разрыв между фантазией и реальностью, тем человек несчастнее. Мир показывает человеку красивую картинку, которую он не может воспроизвести и это становится для него причиной внутреннего кризиса. Современному человеку кажется чем-то постыдным жить по средствам, ведь оказывается, что ты ограничен и не являешься хозяином положения. Не можешь себе позволить всего, чего хочешь... Введенный в заблуждение, он думает, что быть хозяином своей жизни — это рваться из последних сил к мечте, но не замечает при этом, что в самой мечте никаким хозяином не является, так как она навязана ему другими людьми. И напротив, по-настоящему самостоятельным в своих решениях человек становится только тогда, обретает навык рассудительности, когда он оценивает себя не с позиции, которую ему навязывает мир, но с точки зрения того замысла, который вложил в него Бог.

В сегодняшнем чтении, мы слышим слова премудрого Соломона: «Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры...». Такой человек «собирает руками бесплодие».

О какой же лжи идет речь? Думаю, что это вполне очевидно. В первую очередь о ложном восприятии самого себя, ложном мнении о себе. И дело, конечно, далеко не только в кредитах, которые оказываются лишь одним из примеров. Ложные представления о себе — это то, с чего началось падение людей в раю. Не став еще людьми, они решили, что могут стать богами. Строители Вавилонской башни попытались повторить их путь в несколько ином масштабе, но и они были посрамлены... Потому что тот, кто неадекватно оценил свои силы, похож на того, кто пытается пасти ветры — не может контролировать того, что делает. Ему кажется, что он управляет жизнью, но на самом деле им управляют обстоятельства и люди, которым он на самом деле не интересен.

Напротив, человек, который ищет правду о себе самом, а не просто поддается чужому мнению, живет по средствам, не столько в материальном плане, сколько в духовном. С одной стороны, он понимает, что без Бога не способен жить праведно, с другой знает меру своей личной ответственности. Современные люди нередко говорят, что стремятся к гармонии. Само по себе это неплохо, ведь речь идет о правильных сбалансированных отношениях с миром. И все же очень важно понимать, что настоящая гармония с собой достижима только если человек находится в гармонии с Богом.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Как прекрасно живописует автор книги Притчей искушение — которое неизбежно подстерегает всякого человека, ищущего мудрости! И в этом испытании нет ничего странного: ведь только отталкиваясь от чего-то мы можем начинать движение!

Примечательно, как красочно показаны в образе развязанной женщины приходящие к нас соблазны: они шумны, навязчивы, привлекают обещанием удовольствия и сладости. Их задача — зацепить наше внимание и удерживать как можно дольше — чтобы греховная сладость успела просочиться в наше сердце и вот тогда мы уже — в ловушке!

Книга Притчей не только описывает нам, как действует соблазн — но и даёт вполне действенную рекомендацию, что делать в ситуации подступившего искушения. Рецепт прост: встретил соблазн — отскочи немедленно! Здесь нельзя пускаться в размышления, а соблазн ли это — или не вполне соблазн, а насколько у меня много сил, чтобы ему противостоять — потому что как только наше внимание замедлилось на источнике искушения — мы уже оказываемся на скользком льду стремительно уходящей вниз воронки, и сами не заметим, как очутимся на самом дне. Вся духовная борьба происходит прежде всего на уровне помыслов — тех вбросов мыслей, образов или чувств — которые оказавшись в сердце, работают как гранаты: не успел выкинуть обратно — может и в клочья разнести!

Но для того, чтобы быть устойчивыми к соблазнам, абсолютно необходимы две вещи: постоянное внимание к тому, что происходит на сцене нашего сознания — и ясное понимание должного и недолжного. Дух человека — наш «внутренний режиссёр», который когда бодр, весел и трезв — быстро определяет пытающегося взобраться на сцену ума непрошенного гостя и легко его выдворяет прочь. Но когда нашему «режиссёру» самому плохо, он в унынии, или одержим гневом, или пережёвывает обиду — вот тогда он с лёгкостью будет пропускать кого попало — с неминуемыми печальными, а то и трагическими последствиями. Ведь когда в душе — «проходной двор» без хозяина, рано или поздно всё, что было в душе хорошего — оттуда исчезнет.

Значит, наипервейшая задача, которая стоит перед нами — в особенности Великим Постом — развивать навык постоянного «внутрьпребывания» — как об этом говорит святитель Феофан Затворник. Мирный, благостный и добрый дух — вот главная защита нашей души от любых приходящих к нам соблазнов!

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
23.03.2022среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****