Книга Бытия, Глава 7, стихи 6-9. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Бытия, Глава 7, стихи 6-9

06 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.

07 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

08 И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле

09 по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Когда ребенок слышит увлекательный рассказ о всемирном потопе и спасительном ковчеге с разными животными и птицами — у него неизбежно возникает вопрос: а как же они друг друга там не съели? Львы — лисиц, лисы — мышей, мыши — мелких пресмыкающихся? Красивый поэтический ответ даёт в своей поэме «Ной, или гибель первого мира» Йост Ван ден Вондел, великий драматург «золотого века» нидерландской литературы:

Всевышний столь могуч, что не позволит смерти

Сгубить земную жизнь в пучинах водоверти.

Он нас убережет, плывущих без руля,

Он хищников смирит в утробе корабля:

Глад волка не томит, замолкли львины рыки,

И грозный тигр молчит, и прочи твари дики.

Это может показаться поэтической фантазией, но когда слышишь реальные истории про то, на какие жертвы готовы пойти домашние животные ради любви к своему хозяину, ответ Вондела перестаёт выглядеть плодом воображения. Пес, отказывающийся есть, пока его не отведут на могилу хозяина. Кот, возвращающийся к своему хозяину через тысячи километров. Кошка, неотступная любовь которой к хозяину помогла ему завязать с приёмом наркотиков. Тигр, лев и медведь, живущие неразлучно вместе в некоммерческом центре «Ноев Ковчег» в штате Джорджия. Кот-медбрат Радеменес — который самоотверженно заботится о каждом животном польского приюта-клиники. И множество других подобных историй заставляет задуматься: мы слишком плохо думаем не только о Боге, но и о наших «братьях меньших». По мысли святителя Василия Великого, человек был призван стать для животного мира тем же, чем Бог был для самого человека. И наречение имён в райском саду — лишь самое начало этого долгого пути, быстрый конец которому был положен грехопадением. Но какие-то проблески былой райской власти человека над животным миром всё же сохраняются и по сей день — и поэтому нет ничего невероятного, что в ситуации всемирного потопа Бог снова наделил Ноя особой властью над животными, чтобы они смогли мирно и без жертв дождаться окончания разбушевавшейся стихии. Наблюдая за тем, как мой кот терпеливо ждёт, пока беременная кошка не утолит свой голод, я невольно проникаюсь уважением: даже обычные домашние животные куда глубже и интереснее, чем может показаться — если только относиться к ним с лаской, любовью и вниманием!

Так что мы вполне можем допустить, что находившиеся в Ноевом ковчеге животные потому и не перегрызли друг друга, что рядом с ними был настоящий человек — Божий человек — которому они были послушны также, как и он был абсолютно послушен Богу. А ведь настоящее послушание всегда связано с тем или иным ущемлением собственных интересов — что и является своего рода печатью настоящей и бескорыстной любви!

Чем чаще мы будем с большей ответственностью и любовью относиться к любым представителям наших братьев меньших — тем, несомненно, и жизнь вокруг нас будет чище и добрее!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!