Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 12-18. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 12-18

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Пожалуй, любому русскому православному человеку известны знаменитые и яркие слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и через тебя спасутся тысячи». Преподобному Серафиму по вдохновению Святого Духа удалось кратко и пронзительно выразить ту самую мысль, которую мы можем найти в Священном Писании, в том числе и в Священном Писании Ветхого Завета. Есть она и в звучащем сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах отрывке из 9-й главы книги Притчей Соломона.

Глава 9.

12 [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.]

13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая

14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,

15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:

16 "кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она:

17 "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен".

18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]

Начальные слова только что прозвучавшего отрывка книги Притчей для людей, помнящих о сентенции преподобного Серафима, звучат вполне предсказуемо и не несут в себе какую-либо загадку: «Сын мой! если ты мудр, то мудр для себя и для ближних твоих» (Притч. 9:12). Действительно, мудрость является источником блага как для самого её носителя, так и для его близких. Но здесь стоит оговориться: Священное Писание никогда не использует слово «мудрость» для указания на человеческие интеллектуальные способности или же для обозначения его широкой образованности, в Писании «мудрость» — это всегда один из даров Святого Духа. Собственно, как и тот самый мир, о котором сказал преподобный Серафим Саровский. Любой из даров Святого Духа только тогда почивает на человеке и действует через него, когда человек не замыкается в самом себе и щедро делится божественным дарованием. Безусловно, что это утверждение справедливо и для мудрости, тот, кто удостаивается такого дара, приносит пользу и самому себе, и всем тем, с кем сведёт его Бог. Впрочем, эта мысль книги Притчей кажется вполне очевидной.

Иначе обстоит дело с окончанием этой фразы, которое в русском синодальном переводе звучит так: «Если буен, то один потерпишь» (Притч. 9:12). Конечно, под словом «буен» здесь не стоит понимать буйство в прямом смысле, речь здесь идёт, если следовать оригинальному еврейскому тексту, о кощунниках и хулителях Бога. Тот, кто таким образом относится к Богу, ранит лишь самого себя. Такова мысль книги Притчей, но что мы видим на практике? Мы видим, что один подобный человек способен погубить очень многих, именно по этой причине пророк и псалмопевец Давид предостерегал против общения с такими людьми: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс. 1:1). Царь Давид и наши собственные наблюдения за жизнью абсолютно корректны и справедливы. Правда, есть одна оговорка: корректны и справедливы они лишь до той поры, пока мы не говорим о вечности и ограничиваем наши размышления временем физической жизни. Если же мы выйдем за её пределы и вспомним о Христе и Его последних днях, то мы увидим, что все те хулители и кощунники, которые надругались над нашим Спасителем, навредили лишь только самим себе, никто из них не имел, не имеет и никогда не будет иметь возможности нанести какой-либо вред праведнику с точки зрения вечности. То же самое можно сказать о всех других противниках Бога, эти люди, по справедливому замечанию книги Притчей Соломоновых, в конечном итоге наносят вред лишь самим себе.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!