Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 12-18. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 12-18

12 [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.]

13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая

14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,

15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:

16 "кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она:

17 "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен".

18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Как прекрасно живописует автор книги Притчей искушение — которое неизбежно подстерегает всякого человека, ищущего мудрости! И в этом испытании нет ничего странного: ведь только отталкиваясь от чего-то мы можем начинать движение!

Примечательно, как красочно показаны в образе развязанной женщины приходящие к нас соблазны: они шумны, навязчивы, привлекают обещанием удовольствия и сладости. Их задача — зацепить наше внимание и удерживать как можно дольше — чтобы греховная сладость успела просочиться в наше сердце и вот тогда мы уже — в ловушке!

Книга Притчей не только описывает нам, как действует соблазн — но и даёт вполне действенную рекомендацию, что делать в ситуации подступившего искушения. Рецепт прост: встретил соблазн — отскочи немедленно! Здесь нельзя пускаться в размышления, а соблазн ли это — или не вполне соблазн, а насколько у меня много сил, чтобы ему противостоять — потому что как только наше внимание замедлилось на источнике искушения — мы уже оказываемся на скользком льду стремительно уходящей вниз воронки, и сами не заметим, как очутимся на самом дне. Вся духовная борьба происходит прежде всего на уровне помыслов — тех вбросов мыслей, образов или чувств — которые оказавшись в сердце, работают как гранаты: не успел выкинуть обратно — может и в клочья разнести!

Но для того, чтобы быть устойчивыми к соблазнам, абсолютно необходимы две вещи: постоянное внимание к тому, что происходит на сцене нашего сознания — и ясное понимание должного и недолжного. Дух человека — наш «внутренний режиссёр», который когда бодр, весел и трезв — быстро определяет пытающегося взобраться на сцену ума непрошенного гостя и легко его выдворяет прочь. Но когда нашему «режиссёру» самому плохо, он в унынии, или одержим гневом, или пережёвывает обиду — вот тогда он с лёгкостью будет пропускать кого попало — с неминуемыми печальными, а то и трагическими последствиями. Ведь когда в душе — «проходной двор» без хозяина, рано или поздно всё, что было в душе хорошего — оттуда исчезнет.

Значит, наипервейшая задача, которая стоит перед нами — в особенности Великим Постом — развивать навык постоянного «внутрьпребывания» — как об этом говорит святитель Феофан Затворник. Мирный, благостный и добрый дух — вот главная защита нашей души от любых приходящих к нам соблазнов!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!