Книга пророка Исайи, Глава 10, стихи 12-20. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга пророка Исайи, Глава 10, стихи 12-20

12 И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.

13 Он говорит: "силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;

14 и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул".

15 Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!

16 За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.

17 Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день;

18 и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.

19 И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.

20 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если в предыдущем отрывке книги, который читался за богослужением вчера, пророк Исайя обличает гордость и надменность тех, кто скоро будет пленен и порабощен, то здесь он обращает свое пророческое слово к завоевателям. Вторые, как и первые, не видят предела своих человеческих сил. Они полагают, что грамотное планирование и военные успехи — их собственная заслуга, а потому можно с уверенностью планировать и дальше.

Конечно, упомянутый пророком царь Ассирийский, не услышит слов Исайи. Да если бы и услышал, то вряд ли изменил бы свое отношение к жизни и к собственным военным победам. Слова пророка имеют своим адресатом совсем других людей — израильтян. Пророческая мысль призвана их утешить. Показать, что несмотря на неудачи и безнадежное положение их родины, все это временно. Что за всем этим стоит Бог, Который использует все того же Ассирийского царя в качестве инструмента для исправления нравственных недугов Своего народа.

В утешении, которое дает Исайя есть очень важный смысл: поведение любого человека напрямую зависит от присутствия надежды. Если она есть, если есть пресловутый «свет в конце тоннеля», то это одна модель поведения, если такого света нет, то совершенно иная. Отсутствие надежды способно сломить кого-угодно, а в случае с израильским народом отсутствие надежды способно уничтожить этот народ как отдельную и особенную общность. Именно поэтому пророк пытается утешить и поддержать. Он призывает не опускать руки и хранить самих себя от влияния внешнего языческого мира. Исайя утверждает, что за всеми этими бедами стоит Бог, Он Хозяин положения, Он тот, Кто имеет определенный замысел о мире в целом и о Своем народе в частности, а потому для прекращения напастей необходимо обратиться к Нему в покаянии. К сожалению, жители Северного Израильского царства не сумели воспринять слова пророка. Это привело их к исчезновению, они ассимилировались с ассирийцами и перестали существовать как единая национальная общность.

Мы же верим слову пророка и видим за всем происходящим руку Божию. Такова вера Церкви и такова вера каждого христианина. Дай Бог, чтобы эта вера в нас не оскудевала, чтобы она поддерживала и направляла нас на далеко не всегда прямых и гладких путях нашей жизни!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!