Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 12-18. Комментирует - Антоний Борисов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 9, стихи 12-18

12 [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.]

13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая

14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,

15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:

16 "кто глуп, обратись сюда!" и скудоумному сказала она:

17 "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен".

18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]

Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Всем нам с детства известна сказка про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Трагической кульминацией сюжета этой народной истории стало непослушание Иванушки, которого сестра усердно призывала — не пей из лужицы, козлёночком станешь. Мальчик, как известно, не послушался совета, испил грязной водицы и действительно превратился из человека в животное. Обычно в данной истории видят, в первую очередь, внимательное отношение, которое имелось у наших предков к гигиене.

Но, как известно, с народными историями редко когда всё обстоит просто и прозрачно. Многие из привычных нам сказок имеют библейские корни. И вполне возможно, что сюжетный ход превращения Иванушки из человека в животное был позаимствован нашими творчески настроенными предками из Священного Писания. А именно — из книги Притчей Соломоновых, отрывок из которой мы только что слышали.

Правитель древнего Израиля обращается к молодым юношам с поучением. В нём он говорит о женщине распутного образа жизни, которая готова предоставлять желающим определённого рода услуги. Эта дама сидит у порога дома, громко смеётся и всем своим видом демонстрирует доступность. Соломон всячески предостерегает юных читателей от того, чтобы вступать в общение с подобными представительницами тёмных слоев общества.

Правитель, впрочем, с грустью констатирует, что человеческая природа слаба и склонна ко греху, а потому, действительно, «воды краденые сладки, и утаённый хлеб приятен». При помощи данного образа Соломон иллюстрирует притягательность порока. Но указанные воды и хлеб пропитаны ядом. А потому тот, кто не выдерживает соблазна и вкушает их, обрекает себя на мучения. Данные страдания имеют как духовную, так и физическую природу. Человек, живущий распутно, убивает себя в нравственном плане. Что неминуемо отражается и на теле — оно подвергается разным болезням.

Но даже если не происходит заражения каким-то вирусом, выражение лица, жесты и прочие невербальные проявления дают понять, что отравленные воды греха уже оказали своё пагубное влияние. Эти воды, на первый взгляд, сладки. Но ими невозможно напиться. Порок только усиливает жажду, понуждает человека к ещё большему нравственному падению.

Почему же Соломон сравнивает порочную жизнь с краденной водой и утаённым хлебом? Хлеб и вода — самая простая пища. Продолжение рода — одна из самых естественных и насущных потребностей человека. Всем нам хочется увидеть в лице детей продолжение нас самих, нашего бытия. Однако способность даровать жизнь можно использовать во благо и радость. А можно пойти по пути греховного услаждения естества. Не напитать другого человека водой и хлебом взаимной и верной любви. А воспользоваться чужим телом для удовлетворения базовых инстинктов. И таким образом украсть воду и хлеб чужой жизни.

Соломон призывает всячески дистанцироваться от людей, живущих во грехе. Порочный человек сперва может показаться интересным, необычным, свободно мыслящим. Но общение с теми, кто выбрал нравственную тьму, очень опасно. Так что же делать тому, кто уже, к сожалению, попробовал воду порока и ощутил в себе тёмные изменения? Обратиться в лечебницу. Или, как пишет автор книги Притчей, пойти за исцелением в дом Премудрости Божией. В сегодняшнем понимании — обратиться за духовной помощью Господа, наиболее ярко проявляющей себя через церковные таинства.

Тот, кто пожелает вернуться на сторону света, способен сделать это при помощи исповеди и Святого Причастия — таинств очищения и исцеления. Но это будет только первым шагом по пути покаяния, который представляет собой не просто сожаление о соделанном поступке, но и также и сознательное избегание греха — отравленной воды, искажающей человека изнутри и снаружи.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!