Москва - 100,9 FM

Библейские чтения

* Поделиться
Исаия

Книга пророка Исайи, Глава 28, стихи 14-22

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.

Библейские чтения

* Поделиться

Книга Бытия, Глава 10, стихи 32, Глава 11, стихи 1-9

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Библейские чтения

* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 13, стихи 20-26, Глава 14, стихи 1-6

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Книга пророка Исайи, Глава 28

14 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме.

15 Так как вы говорите: "мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас,- потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя".

16 Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень,- камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.

17 И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.

18 И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.

19 Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас.

20 Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него.

21 Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие.

22 Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли.

Читать далее
Книга Бытия, Глава 10

32 Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа.

Книга Бытия, Глава 11

01 На всей земле был один язык и одно наречие.

02 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

03 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

04 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

05 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

06 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

07 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

08 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].

09 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Читать далее
Книга Притчей Соломоновых, Глава 13

20 Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.

21 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.

22 Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.

23 Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.

24 Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.

25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

26 Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 14

01 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

02 Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.

03 В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

04 Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.

05 Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.

06 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.

Читать далее
Книга пророка Исайи, Глава 28

14 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме.

15 Так как вы говорите: "мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас,- потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя".

16 Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень,- камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.

17 И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.

18 И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.

19 Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас.

20 Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него.

21 Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие.

22 Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Ис. XXVIII, 14-22. В сегодняшним чтении мы слышали как Господь обращается к правителям своего народа, ведь они говорят, что заключили «союз со смертью» и «с преисподней сделали договор». В этих страшных, на первый взгляд, образах конечно же узнаются языческие империи, враги израильтян, с которыми они пытались найти общий язык, от которых пытались откупиться. Идея эта была не нова в то время, она не нова и сегодня. Конечно, на нас в нашей частной жизни не нападают никакие империи, нас не пытаются явным образом поработить…, но ведь этого и не нужно. Для того, чтобы мы научились оправдываться и вступать в сговор с совестью, достаточно каких-нибудь мелочей, лишить нас выгоды или указать на грядущие неприятности. Совершая нравственные или не вполне нравственные поступки, человеку свойственно давать им оценку. Но самое интересное в том, что оценка эта часто зависит от обстоятельств, она не одинакова в обычной жизни и в трудное время. Нередко случается так, что человек не позволяет себе чего-то, но как только беда стучится в его дом, он решает, что тот же поступок становится допустимым. Здесь в работу включаются всем известные механизмы, мы говорим себе, что оказались вынуждены, что иначе было невозможно… Но что же лежит в основе этих договоров с совестью? Что нас к этому побуждает?

На самом деле все очень просто. В любой ситуации-простой или сложной мы на что-то надеемся. В простой — на себя, на свои умения и навыки, на опыт действия в знакомых ситуациях. В чем-то сложном начинаем надеяться на других людей или на Бога. Но иногда эта надежда уступает место другой… Вот перед тобой простое человеческое решение, все так делают… Методы мира просты и очевидны, а надежда на зло так привлекательна… А Бог… Где Он? Поможет ли? Ведь у Него на все Свои взгляды и Свои планы! А нам так необходимо, чтобы исполнились именно наши… И мы поддаемся. Обратившись от Бога к поступкам, которые явно нас смущают, мы полагаемся на них, на людей, которые их обеспечивают, и надеемся, что договорившись с ними, получим хоть какие-то гарантии. И все же, Бог не оставляет нас в этом заблуждении. Как родители, порой дают детям пережить их собственные ошибки, но при этом всегда готовы поддержать их в беде, Бог так же обращается ко всем, кто готов Его слушать. Но обращается не просто с наставлением. Он полагает на Сионе камень краеугольный, испытанный и утвержденный. Для нас сегодня этот образ непонятен, но для иудеев он был очевиден. Любой, кто собирался строить дом — искал для начала камень, который будет положен в угол и от которого будет зависеть твердость и правильность основания всего дома. И совершенно очевидно, что для древней церкви этим основанием был Христос, Который образ краеугольного камня относил к Себе. Именно Он, а не правила мира сего, должен быть положен нами в основание всех наших поступков.

Пророк завершает речь страшными словами: «Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче». И этом действительно так, полагаясь на зло, мы думаем решить свои проблемы малой кровью, но в реальности только усугубляем положение. Полагаясь на Бога, мы не решим сразу всех проблем, но окажемся на верном пути, который приведет нас к внутреннему миру и подлинно праведной жизни.

Читать далее
Книга Бытия, Глава 10

32 Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа.

Книга Бытия, Глава 11

01 На всей земле был один язык и одно наречие.

02 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

03 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

04 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

05 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

06 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

07 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

08 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].

09 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Толкование дня
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Быт. X, 32 - XI, 9. Кажется, любому более менее образованному человеку прекрасно известно, что все языки имеют общую основу. Процесс возникновения множества языков из одного источника называется моногенезом. А всё прочее, все отличия языков друг от друга, не более, чем отличия оболочек. Об этом несколько десятилетий назад писал академик Сергей Анатольевич Старостин: «Все, чем мы занимаемся в сравнительном языкознании, — это оболочка языка, собственно звуковая его сторона, то, как конкретные смыслы реализуются в разных языках. А оболочка очень эфемерна, она постоянно меняется: звуки переходят в другие или вовсе исчезают, происходят сложные фонетические изменения, слова теряются. Но если мы снимем эту оболочку и посмотрим, что там внутри, окажется, что мы в общем-то все говорим на одном языке». Теория моногенеза указывает на то, что «смешение» наречий в той или иной форме имело место. Как это соотносится с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни — другой вопрос, здесь могут быть самые разные точки зрения. Важно лишь помнить, что Моисей в своих книгах говорит о сути происходивших процессов, а не об их технической стороне. Его книги — это не учебники по тем или иным научным предметам, у них другая задача — показать историю души человека.

Поэтому любопытно в рассказе о строительстве Вавилонской башни и о дальнейших события вот что: до всего этого, до принятия решения о сооружении башни, люди прекрасно понимали друг друга. Они с легкостью могли договариваться и реализовывать масштабные проекты. После смешения люди перестали понимать друг друга. Не только в том смысле, что они начали говорить на разных языках, люди перестали понимать друг друга по сути. Вне зависимости от понимания языка друг друга, понимать суть стало очень сложно. Об этом говорит и сам текст книги Бытия, в русском литературном переводе мы читаем, что «на всей земле был один язык и одно наречие», а если взять подстрочник еврейского оригинала, то там будет написано «вся земля имела одни уста и одни слова». Схожее выражение используется и в других местах Ветхого Завета, там, где автор хочет показать единомыслие или единодушие. Например, в книге Исход, в том месте, которое в русском переводе звучит так: «И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем» (Исх. 24:3). Схожие места можно встретить и в других библейских книгах. Получается, что разделение единого человеческого языка это не только начало использования не одинаковой комбинации звуков для обозначения одних и тех же предметов и действий, это нечто значительно большее, а именно глубинное непонимание одним человеком другого. Это не только разделение различных языковых групп, но и разделение всех друг от друга. Мы не понимаем того, что нам говорят. Вернее, мы понимаем так, как нам хочется понять. Мы не способны договориться о терминах даже внутри собственной семьи. Конечно, мы стремимся к понимаю, но у нас не получается. Поэтому стоит обратить внимание на то, что послужило причиной общечеловеческого разделения: этой причиной было желание «сделать себе имя». То есть самая обычная человеческая гордыня. Люди пытались что-то доказать Богу. Пытались оставить после себя что-то такое, что будет невозможно уничтожить. Но в итоге пришли к глубинному непониманию друг друга и к разделению. Получается, что путь к понимаю лежит через устранение гордыни, через то, чтобы оставить попытки «делать себе имя». На практике так и получается: те из нас, кто умеет не думать о самом себе, прекрасно умеют понимать других вне зависимости от знания языков и от чего бы то ни было еще.

Читать далее
Книга Притчей Соломоновых, Глава 13

20 Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.

21 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.

22 Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.

23 Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.

24 Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.

25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

26 Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 14

01 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

02 Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.

03 В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

04 Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.

05 Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.

06 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Притч. XIII, 20 - XIV, 6. В том отрывке, который мы только что услышали, премудрый Соломон обращается важной на все времена теме — теме воспитания ребенка. Сразу следует сказать, что его педагогические представления несовместимы с идеей так называемого свободного воспитания. Согласно этой идее, родители не ограничивают своих отпрысков в их поведении и поощряют любое проявление их буйной природы. Именно так, по их мнению, можно раскрыть потенциал ребенка и воспитать свободную, разносторонне развитую личность. Например, четырехлетний Вовочка в гостях лупит по клавишам хозяйского пианино молотком, а родители вместо того, чтобы остановить его, стоят и умиляются, дескать смотрите, разве не удивительно то, как Вовочка раскрывает себя!

Что говорить, очевидно, что во всех этих менее и более вопиющих случаях мы имеем дело не со свободой, а с банальной вседозволенностью ребенка и глупостью родителей. Ведь такая распущенность их детища обернется в будущем трагедией как для окружающих, так и для него самого. Замечательно об этом писал известный французский просветитель Жан Жак Руссо. Человек, который всю жизнь отстаивал идеалы свободы и равенства, предостерегает от их неразумного применения к воспитанию детей. «Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это — приучить его не встречать ни в чем отказа… Сначала он захочет получить палку, которую вы держите, скоро он запросит ваши часы, затем запросит птицу, которая летит перед ним, запросит звезду, которую видит на небе, запросит все, что только увидит; если вы не Бог, как вы его удовлетворите? Как представить, чтобы ребенок, обуреваемый таким образом гневом и пожираемый самыми раздражающими страстями, мог быть когда-нибудь счастлив? Какое уж тут счастье! Он одновременно и деспот, и в то же время самый низкий из рабов, самая жалкая из тварей».

Вот и для Соломона воспитание должно быть направленным процессом, иметь жесткий вектор. Не случайно он говорит: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Речь не идет о том, что к ребенку необходимо во что бы то ни стало применять насилие. Еврейское слово, которое перевели на русский как «розги» можно перевести как «жезл». Жезл — символ власти, которой обладает родитель и которую он обязан применять в отношении своего чада, чтобы тот не распустился. Умело направлять его неокрепшую волю в нужное русло. Целью этого процесса является передача ребенку опыта Божественной мудрости, которой должен обладать, по мысли Соломона, и сам родитель.

Лишь воспитание, которое ограничивает детскую вседозволенность, имеет своим фундаментом родительскую любовь и Божественную мудрость, способно полноценно раскрыть личностный потенциал и привести ребенка к подлинной свободе.

Читать далее
26.03.2020четверг
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы не были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Мы в соцсетях
******