Книга пророка Исайи, Глава 28, стихи 14-22
Ис. XXVIII, 14-22. В сегодняшним чтении мы слышали как Господь обращается к правителям своего народа, ведь они говорят, что заключили «союз со смертью» и «с преисподней сделали договор». В этих страшных, на первый взгляд, образах конечно же узнаются языческие империи, враги израильтян, с которыми они пытались найти общий язык, от которых пытались откупиться. Идея эта была не нова в то время, она не нова и сегодня. Конечно, на нас в нашей частной жизни не нападают никакие империи, нас не пытаются явным образом поработить…, но ведь этого и не нужно. Для того, чтобы мы научились оправдываться и вступать в сговор с совестью, достаточно каких-нибудь мелочей, лишить нас выгоды или указать на грядущие неприятности. Совершая нравственные или не вполне нравственные поступки, человеку свойственно давать им оценку. Но самое интересное в том, что оценка эта часто зависит от обстоятельств, она не одинакова в обычной жизни и в трудное время. Нередко случается так, что человек не позволяет себе чего-то, но как только беда стучится в его дом, он решает, что тот же поступок становится допустимым. Здесь в работу включаются всем известные механизмы, мы говорим себе, что оказались вынуждены, что иначе было невозможно… Но что же лежит в основе этих договоров с совестью? Что нас к этому побуждает?
На самом деле все очень просто. В любой ситуации-простой или сложной мы на что-то надеемся. В простой — на себя, на свои умения и навыки, на опыт действия в знакомых ситуациях. В чем-то сложном начинаем надеяться на других людей или на Бога. Но иногда эта надежда уступает место другой… Вот перед тобой простое человеческое решение, все так делают… Методы мира просты и очевидны, а надежда на зло так привлекательна… А Бог… Где Он? Поможет ли? Ведь у Него на все Свои взгляды и Свои планы! А нам так необходимо, чтобы исполнились именно наши… И мы поддаемся. Обратившись от Бога к поступкам, которые явно нас смущают, мы полагаемся на них, на людей, которые их обеспечивают, и надеемся, что договорившись с ними, получим хоть какие-то гарантии. И все же, Бог не оставляет нас в этом заблуждении. Как родители, порой дают детям пережить их собственные ошибки, но при этом всегда готовы поддержать их в беде, Бог так же обращается ко всем, кто готов Его слушать. Но обращается не просто с наставлением. Он полагает на Сионе камень краеугольный, испытанный и утвержденный. Для нас сегодня этот образ непонятен, но для иудеев он был очевиден. Любой, кто собирался строить дом — искал для начала камень, который будет положен в угол и от которого будет зависеть твердость и правильность основания всего дома. И совершенно очевидно, что для древней церкви этим основанием был Христос, Который образ краеугольного камня относил к Себе. Именно Он, а не правила мира сего, должен быть положен нами в основание всех наших поступков.
Пророк завершает речь страшными словами: «Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче». И этом действительно так, полагаясь на зло, мы думаем решить свои проблемы малой кровью, но в реальности только усугубляем положение. Полагаясь на Бога, мы не решим сразу всех проблем, но окажемся на верном пути, который приведет нас к внутреннему миру и подлинно праведной жизни.