Книга Притчей Соломоновых, Глава 13, стихи 20-26, Глава 14, стихи 1-6. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Книга Притчей Соломоновых, Глава 13, стихи 20-26

20 Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.

21 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.

22 Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.

23 Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.

24 Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.

25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

26 Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.

Книга Притчей Соломоновых, Глава 14, стихи 1-6

01 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

02 Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.

03 В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

04 Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.

05 Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.

06 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Мудрость, изложению которой посвящена книга Притчей, касается не только вопросов нравственности и взаимоотношений человека с Богом, она простирается и на житейскую сферу. В этом отрывке мы видим набор не связанных одной общей мыслью довольно очевидных афоризмов, которые посвящены житейским вопросам, исключение из этого ряда представляет собой лишь одна сентенция: «Идущий прямым путём боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежёт о Нём». Конечно, не стоит понимать эту мысль книги Притчей буквально, здесь не идёт речь о хождении исключительно по прямой, эта библейская фраза, по мнению толкователей, предостерегает против угождения людям в ущерб правде Божией.

Священное Писание выразило волю Божию достаточно внятно, если мы обратим внимание на заповеди Моисея, то со всей очевидностью заметим их ясный директивный характер. Для примера можно взять заповедь номер восемь, в русском переводе она состоит всего лишь из двух слов: «Не кради». Ни в том месте Библии, где содержится эта заповедь, и ни в каких иных местах нет сносок, которые бы описывали возможные исключения из этой заповеди. Нигде, к примеру, не сказано, что если, предположим, кто-то обокрал тебя, то теперь ты имеешь полное моральное право обокрасть кого-то ещё. Нет также сноски, которая позволяла бы красть при наступлении тотального голода, тогда, когда сворованная пища — это единственный шанс выжить. Никаких других оговорок к этой заповеди тоже нет. Вообще никаких. О том, что если воровство стало нормой в том обществе, в котором живёт человек, то заповедь отменяется, тоже не сказано. Всё очень просто: «Не кради». Тот, кто исполняет эту заповедь так, как она звучит, тот и есть «идущий прямым путём», в противном случае человек превращается в идущего кривым путём и небрегущего о Господе.

Но дело, как мы понимаем, может существенно осложнится тогда, когда воровство в том или ином виде становится общественной нормой. Ведь если кто-то откажется ей следовать, то он подвергнется осуждению, он окажется вне привычного общества, а это, как минимум, неприятно. Здесь, как и в отношении любой другой заповеди стоит помнить, что времена меняются, на смену одним нормам приходят другие, иногда не менее странные, можно всю жизнь потратить на то, чтобы следовать общественной морали, но ещё никого и никогда этот путь не сделал уважаемым человеком, никого он не сделал и праведником, достигшим Христова Царства.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!