Здравствуйте, дорогие радио слушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. «У каждого своя правда». Сегодня этому выражению мало кто удивится и мало, кто будет с ним спорить. Мы растём в разных условиях, получаем разное воспитание и образование, поэтому и справедливость понимаем по-разному. Но должно ли быть так на самом деле? И как нам воспринимать наши различия? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 66-й главы книги пророка Исаии, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем:
Рассуждая о правде или справедливости и говоря о том, что каждый воспринимает их по-своему, мы должны понимать, что разница между нашими взглядами не так велика. Например, в мире нет народа, в котором считалось бы, что награда должна достаться не тому, кто работал, а тому, кто бездельничал, нет народа, в котором доброе и любящее сердце порицалось бы, а злое и грубое одобрялось бы. Таких примеров можно привести массу, потому что Бог в сердце каждого вложил некоторое естественное нравственное чувство, которое у всех есть, но не у всех одинаково развито. Другое дело, что это чувство искажено и каждый из нас хочет выгоды и правды для себя, даже если объективно она несправедлива для других. Подобное искажение порождает ссоры и распри, как на уровне отдельных людей, так и на уровне целых народов. Каждому кажется, что он прав, в то время как другой слеп и эгоистичен в своей неправоте. Казалось бы, если всё так, разве можно надеяться хотя бы на какую-то справедливость и объективность? Разве можем мы по-настоящему искренне подняться над своими интересами и рассудить всё по правде. Думаю, что самостоятельно нет. Но то, чего не можем мы, может Бог. Последняя правда о жизни, о мире, о том, какими должны быть наши отношения, у Него. Причём, самое важное, что Господь не просто ждёт, когда мы, изнурённые нашим непониманием и соперничеством, придём к Нему, чтобы найти в Нём решение наших проблем. Он приходит к нам Сам, чтобы нас утешить. И хотя, как мы слышим в сегодняшнем чтении, это утешение начнётся с народа Божьего, в итоге оно распространится на весь мир. Не личная и эгоистическая правда, но правда Божия откроется всем людям, каждому из нас. Очевидно, что люди будут воспринимать эту правду по-разному. Один будет до последнего цепляться за свой взгляд, а другой с доверием и смирением примет Бога в своё сердце.
На чьей стороне окажемся мы? Кто-нибудь скажет: зачем думать сейчас, придёт время и решим! Однако наше мнение и наши дела укореняются в нас всё больше и больше, и чем раньше мы смиримся перед Богом, тем радостнее будет грядущая встреча с Ним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееПророки не только возвещали различные беды, они делали и противоположное — утешали и подбадривали. Если в начале книга пророка Исайи обличает и угрожает, то в финале она меняет свой формат и переходит к повествованию о грядущих событиях, в которых будут заключены обильные милости от Бога. Как и многие иные места пророчеств Исайи, тот отрывок, который только что прозвучал, может быть прочитан и применён к различным эпохам и ситуациям.
В начале своей книги Исайя писал о тех бедах, которые постигнут израильский народ через агрессию Ассирии, он пророчествовал о плене и о всех его тяготах, в конце же книги мы находим слова о возвращении на родину и о том, что все плачущие об утрате Святой земли будут утешены: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме». И это в самом деле произошло — народ вернулся, Иерусалим был отстроен и стал лучше прежнего.
Вместе с этим нам известно и продолжение истории Иерусалима: он стал городом, в котором пострадал и воскрес Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Его Смерть стала горем, Его Воскресение — утешением, утешением не только для тех, кто был лично знаком с Ним и любил Его, Воскресение Христово стало вневременным утешением для всех людей. Воскресение Христово — это обетование новой блаженной жизни, жизни, в которой нет места для печали, а есть лишь нетленная и вечная радость детей Божиих, пребывающих в непрестанном общении со своим Творцом.
Этим отрывком из книги пророка Исайи Церковь завершает великопостное чтение пророческих книг. Да, впереди нас ждёт Страстная седмица, в ходе которой в храмах прозвучат фрагменты из книг пророков, но собственно Великий пост подошёл к концу, и осталось совсем немного времени до встречи Светлого Христова Воскресения. Очень хочется надеяться, что фактически закончившийся пост стал для нас временем познания самих себя, временем уничтожения страстей и грехов, а потому мы сможем во всей доступной человеку полноте ощутить радость Пасхи Христовой!
Читать далееНа протяжении всего Великого поста мы слышали чтения из книги пророка Исаии, в которых говорилось об отношениях Бога и человека. Тех, кто был на праведном пути, Бог поддерживал, а тех, кто выбрал путь греха, — обличал и призывал исправиться. Однако любой, кто читал внимательно, понимает, что для пророка нравственная и религиозная жизнь — это нечто сложное и многогранное, в ней невозможно разобраться с ходу, ориентируясь только на то, что видишь. Например, мы слышали о тех, кто строго постился и много молился, но Бог почему-то отказывался от их служения. Над другими окружающие посмеивались и даже откровенно глумились, но Бог почему-то поддерживал их, как тех, кто всю свою надежду возложил именно на Него. В сегодняшнем чтении мы видим завершение всех этих мотивов не только в исторической перспективе, но и в перспективе вечности. Господь говорит: «Веселитесь все, кто любит город Божий; все, кто переживал о деле Божием в мире; все, кто искал в Боге утешения!» И становится совершенно очевидно, что Он обращается не к тем, кто казались правыми в своё время, но к тем, кто был прав по-настоящему, кто любил истину Божию и не пренебрегал ею ради собственной выгоды. Все испытания, которые они переносили, закончатся, и как мать может утешить ребенка, так утешит их Бог. Главное же утешение будет не в обилии благ, но в том, что им откроется рука Господня и они поймут смысл всех вещей и правду о том, что происходило. Это утешит их больше всякого утешения, потому что нет ничего более мучительного для человека, чем бессмыслица и напротив, он может всё преодолеть, если будет понимать смысл. Впрочем, в том-то и состоит их заслуга, что они доверяли Богу даже тогда, когда замысел Его был не вполне очевиден. Они понимали, что быть верными нужно даже тогда, когда обстоятельства совершенно этому не способствуют. В свою очередь те, кто не доверял Богу, кто жил лишь земными целями и смыслами, кто, прикрываясь суетой жизни, позволял себе идти против правды и творить беззакония, будут посрамлены. Успокаивая собственную совесть, можно выстроить целые дворцы и крепости из оправданий, но все они разрушатся, когда придёт день Господень и всё будет явлено таким, как оно есть.
Но всё, о чём говорит пророк ещё не произошло, всё это дело будущего. История продолжается и всё в ней по-прежнему сложнее, чем кажется. Именно поэтому дело настоящего в том, чтобы не судить других, жить по совести, не отчаиваться и доверять Богу.
Читать далееОтрывок, который мы только что услышали, — очередное предсказание пророка Исаии о наступлении царства Мессии. Весь мир, по его словам, подобно огромной реке, направит свои воды в Иерусалим. Здесь возникнет христианская Церковь. Через нее божественная благодать распространится на тех из евреев, кто примет Христа. Для них это будет опыт долгожданной встречи и радости. Поэтому Исаия использует образ матери, которая ласкает своего ребенка. Подобную заботу испытает каждый, кто откликнется на призыв Евангелия.
Принять участие в этой радости призваны не только представители Израиля. Ученики Христа пойдут с проповедью по всему миру. Поэтому и перечисляются названия тех стран, которые ассоциировались в сознании евреев с самыми далекими странами: Фарсис, то есть, Испания, Пул и Луд, то есть, Африка, Тубал и Яван, то есть, Малая Азия. Каждый из проповедников будет нести на себе особый знак Божественного покровительства. Речь идет об особых благодатных дарах, которые апостолы получили в день Пятидесятницы. Дух Святой дал им силы говорить на других языках, исцелять больных, воскрешать мертвых, пророчествовать. А потому и проповедь учеников Спасителя будет иметь грандиозный успех. В церковь войдут многие язычники, именно они сформируют в конечном счете ее ядро.
Однако не все примут Христа. Для того, чтобы описать их участь пророк Исаия использует знакомый всем его слушателям образ. Около южных ворот Иерусалима находилось место, которая называлась долина Энномова или Геена. Это было нечто вроде городской свалки. Сюда свозили нечистоты и падаль. Здесь постоянно пылал огонь и стоял смрадный запах. Именно такое состояние будет, по мысли Исаии, у тех, кто не примет долгожданного Мессию, то есть, отступит от Бога. Страсти, которые в них живут и с которыми они ничего не смогут поделать, будут пожирать их изнутри.
Все сказанное пророком является актуальным и для нас. Несмотря на то, что мы принадлежим к христианской Церкви и формально приняли Мессию, наше состояние может ничем не отличаться от того, в каком оказались некоторые из представителей богоизбранной нации. Ведь Господь входит в наше сердце не по факту крещения. Он поселяется в душах тех людей, которые сознательно стремятся проводить свою жизнь согласно евангельским заповедям. А потому лишь от нашей решимости и усилий часто зависит будем мы проводить жизнь в долине Энномовой или же испытаем на себе всю полноту отеческой заботы и материнской ласки нашего небесного Родителя.
Читать далееЭтот отрывок взят из заключительной главы книги пророка Исайи. Он звучит довольно грозно и не вполне понятно, к чему именно стоит относить эти слова. Комментаторы же видят здесь призыв к радости, обращенный к тем, кто плачет о судьбе Иерусалима, предречение о призвании язычников и предсказание грозного суда Божия над нечестивыми.
Иерусалим был разрушен, Иудея и Израиль были опустошены. Казалось, что нет никакой надежды на восстановление. Казалось, что дальше будет только хуже, что Бог отвернулся от своего народа навсегда, и что эту ситуацию уже ничем невозможно исправить. Но пророк Исайя утверждает, что это не так. Он говорит о восстановление Иерусалима в лучшем, чем он был ранее, виде. Более того, пророк говорит о призвании язычников и о том, что Бог перестанет быть Богом одного лишь израильского народа, что Бог призовёт к себе всех. Мысль пророка простирается в мессианскую эпоху, к творению нового неба и новой земли: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь». Об этом, как об ожидаемом и вожделенном писал и апостол Петр: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет. 3:13). Это то, чего мы, из-за своей привязанности к земной жизни, очень боимся. Нам нравится уже существующее небо и земля, на которой мы живем. Мы склонны большее внимание уделять обустройству жизни здесь, а не предвосхищать что-то иное, то, о чем неоднократно было сказано в Священном Писании. Но если исполнилось все то, что было сказано пророком в отношении Вавилонского плена и восстановления Иерусалима, то неужели не исполнится и то, о чем он говорит в той же самой своей речи? А будет это, по мысли блаженного Феофилакта, так: «Господь устроит новое небо и новую землю, новые не по сущности и веществу; ибо если кто строит новый дом, то это не значит уже, что он строит его и из вещества, не существовавшего прежде. Нет, Бог однажды создал вещество и образовал его во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здешней лишь жизни, а для тамошней нетленной бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ с красотой нетленной и неувядающей, и дозволит наполнять другой и нетленный мир».
Читать далееКак бороться со злобой этого мира? И что делать, если нас окружают люди, которые хотят нам навредить? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 49-й и 50-й глав книги Бытия, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
01 Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его.
02 И повелел Иосиф слугам своим - врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля.
03 И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней.
04 Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я обрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так:
05 отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться. [Слова Иосифа пересказали фараону.]
06 И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя.
07 И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской,
08 и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем.
09 С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик.
10 И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней.
11 И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане.
12 И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им;
13 и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре.
14 И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего.
15 И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за всё зло, которое мы ему сделали?
16 И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря:
17 так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это.
18 Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе.
19 И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога;
20 вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей;
21 итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их.
22 И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет.
23 И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа.
24 И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.
25 И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.
26 И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.
Любимым сыном Иакова был Иосиф. А потому братья испытывали к Иосифу глубокую неприязнь. Они видели в нём угрозу. Вдруг отец лишит их наследства и всё своё имущество после смерти отдаст брату? С чем тогда останутся они? Этот страх побуждает их продать юношу в рабство в Египет. Чудесным образом Иосиф становится вторым человеком после фараона. Через несколько лет происходит его встреча с братьями, которых он прощает. Семья воссоединяется. Все переселяются в Египет.
Казалось бы, какой счастливый конец! Прямо идиллия. Однако Священное Писание — это не мыльная опера. Изображая человеческие взаимоотношения, оно ничего не приукрашивает. Вот и только что прозвучавший отрывок, в котором рассказывается о смерти Иакова, показывает, что в семье патриарха были свои болезни. «Отец умер, теперь Иосиф нам точно отомстит». Эта первое, о чём думают братья. Очевидно, что эта мысль сидела в каждом из них с момента встречи с Иосифом. Несмотря на дарованное им прощение, они так и не смогли целиком принять его. В глубине каждого жил страх и подозрительность. Представьте, в каком напряжении они находились. То, с чего история Иосифа начинается, тем она и заканчивается. Как вначале братья не доверяли Иосифу, так и в конце. Обратите внимание, как ведёт себя Иосиф! Услышав об этих страхах, он плачет. Он видит, как глубоко в его братьях сидит это греховная болезнь. А потому это слёзы горечи и сочувствия.
Множество уроков мы можем извлечь из этой ситуации. Но, вероятно, самый важный заключается в том, что мир и люди, которые нас окружают, зачастую лучше, чем нас заставляют о них думать наши страхи и наша подозрительность. Мы всегда боимся потерять своё. У нас постоянные претензии к жизни. А потому мы и не можем принять ту радость, которая разлита в воздухе. Потому будем молить Бога, чтобы дал нам увидеть это своё состояние; дал нам силы делать шаг навстречу своим страхам. Действовать вопреки им, согласно Его заповедям. Чтобы однажды отчётливо увидеть, что этот мир наполнен благодатью Божией. И она дана нам безвозмездно, то есть даром.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееСлово «месть» этимологически связано с корнем «мена», который мы слышим в таких словах, как «обмен» или «перемена». И конечно, ни для кого не секрет, что оно означает попытку вернуть человеку то зло, которое он совершил. Или иначе, отплатить ему злом за зло. Проблема мести, в отличие от многих других совершенно не нова и многим это понятие кажется настолько естественным, что они полагают слабостью отказ от того, чтобы отомстить. Уже Ламех, один из потомков Каина говорит о мести, причём мести настолько чрезмерной и избыточной, что это не может вызвать ничего, кроме удивления. Человеку, знающему закон равного возмездия, который говорил «око за око и зуб за зуб», обычно он кажется жестоким и связанным с местью. В известной степени это так, но, если вспомнить, что Ламех говорит о мести, в десятки и даже сотни раз превышающей нанесённую обиду, становится понятно, что равное возмездие — это явное ограничение зла. Однако может ли человек вообще не мстить? Иногда может показаться, что подобные заповеди если и могут где-нибудь встретиться, то в Новом Завете, однако сегодняшнее чтение, представляющее собой отрывок из Ветхого Завета, являет собой прекрасный пример прощения и великодушия.
Итак, мы слышим, что после смерти Иакова, братья Иосифа, когда-то продавшие его в рабство, чрезвычайно испугались того, что их брат будет им мстить. Они вдруг подумали, что их отец был для Иосифа сдерживающим фактором и теперь, после его смерти, их брат, бывший в Египте вторым человеком после фараона, как говорится, не останется у них в долгу. Именно поэтому они падают перед ним на колени и говорят, что готовы быть его рабами, только бы он не мстил им за то, что они когда-то продали его в рабство. Однако Иосиф, совершенно не такой человек, каким они его себе представляют. Он отказывается мстить не потому, что боится отца, не из гордости или чего-то подобного... Он говорит, что боится Бога, то есть живёт в Его присутствии и прекрасно понимает: раз их не наказывает Бог, он тем более не должен брать на себя эту обязанность. Ведь тот, кто мстит, не задумываясь о Боге, действует так, как будто бы ему виднее. У Иосифа всё по-другому, он не забывает о Боге, не забывает о промысле и поэтому давно простил своих братьев, осознав всю глубину замысла Божьего о своей жизни. Иосиф говорит с ними великодушно, не свысока, но с любовью, понимая, что через их немощь действовал Сам Господь.
Доверие Богу и великодушие к людям — две добродетели, которые праведник полагает в основу своей жизни. Обижаясь, злясь и задумываясь о мести, будем вспоминать праведного Иосифа, которого продали в рабство, оклеветали и посадили в тюрьму, но он доверял и прощал, предавая всё в руки Божии, и Господь устроил его жизнь самым лучшим образом.
Читать далееПеред нашим мысленным взором — история смерти и погребения праотца Иакова и последний период жизни Иосифа — вплоть до его кончины.
Общее, что связывает судьбу останков Иакова и Иосифа — завещание обрести место последнего упокоения не в Египетской земле, но в Палестине. Почему же это было столь важно для праотцев — разве самому умершему не всё ли равно, где будут лежать его кости?
Не будем забывать, что Иаков — родоначальник всех двенадцати колен еврейского народа. Твёрдо памятуя обетования Божии о том, что из него произойдёт великий народ, и какая именно земля была обещана Богом его потомкам, Иаков настаивает, чтобы его тело было перенесено в Палестину, в заранее подготовленную гробницу. Причём не просто «настаивает» — буквально «заклинает» поступить именно так — в противном случае неминуемо будет навлечено на ослушников проклятие! Значит, в этом сложнейшем и очень затратном в материальном плане перенесении останков Иакова был глубочайший смысл — простирающийся далеко за пределы его современников!
Тот, кто знакомился с историей религий, не мог не заметить, насколько важным для любой религиозной традиции является почитание предков. Этот факт послужил основанием даже для формирования одной из гипотез происхождения религии — настолько он был очевиден для всех исследователей. Останки того, кто сыграл значимую роль в жизни рода — своего рода «точка сборки» будущих поколений, без которой происходит очень быстрое размывание идентичности и утрата того, что именно отличает этот род от любого другого. И как гениально сформулировал эту мысль поэт:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как безотрадная пустыня
И как алтарь без божества.
Какие потрясающие по своей глубине — поистине пророческой! — слова! Тело усопшего буквально «оживотворяет» землю — оно влагается в неё не как прах, но словно семя — из которого обязательно произрастёт новая жизнь! Эта идея снова и снова повторяется у разных народов и эпох: пирамиды ли, курганы, своим устройством воспроизводящие материнскую утробу, погребальные ли холмики — словно возвышающийся живот беременной — всё это об одном и том же: смерть неразрывно связана с продолжением жизни. И качество этой новой жизни во многом обусловлено отношением живых к тем, из чьих рук была принята эстафета жизни.
Великим постом почти каждую субботу совершается особое поминовение усопших. Как же важно именно в этот период богослужебного года не только формально подать записки об упокоении родных, но и приложить усердие к изучению своего рода, ещё глубже всмотреться в лица тех, кто покоится в земле, ещё тоньше ощутить эту непрекращающуюся связь времен и поколений! И когда мы наполняемся трепетным благоговением к нашим предкам, то однажды открываются сокровища того благословения рода, которое никогда не случится, пока наши корни находятся в небрежении!
Помогай всем нам Господь быть внимательными к своим корням — ведь именно оттуда мы и получаем вдохновляющие нас силы!
Читать далееХеврон — один из древнейших городов мира. В настоящее время он принадлежит Палестинскому государству, но по-прежнему является местом паломничества для христианских, иудейских и мусульманских паломников. Все они стремятся посетить и своими глазами увидеть так называемую Гробницу Патриархов. Она представляет собой мавзолей в центре Хеврона. Согласно преданию здесь обрели последнее пристанище легендарные библейские герои — Адам и Ева, Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия. В сегодняшнем библейском чтении описываются обстоятельства того, как был захоронен в Хевроне праотец Иаков. Смерть настигла его в Египте, куда он переселился со всем своим огромным семейством по приглашению сына Иосифа, ставшего правой рукой фараона. Иаков был очень благодарен египтянам за гостеприимство, но желал быть похороненным рядом с отцом и дедом — Исааком и Авраамом, соответственно. Подобное желание не было какой-то блажью. Дело в том, что мировоззрение ветхозаветных праотцев определялось заветом, который Бог заключил с Авраамом и через него с народом еврейским. Согласно этому договору (именно так на современный русский язык переводится слово «завет») Господь обещался защищать избранный Им народ на земле, данной Аврааму. Потому Иаков, а затем и Иосиф стремились быть похороненными именно в Хевроне — недалеко от дубравы Мамре, где растет до сих пор знаменитый дуб. Под его кроной произошло знаменитое явление Святой Троицы патриарху Аврааму. Итак, сегодняшнее библейское чтение просит нас помнить собственные корни — дорожить историей своих предков, учитывать и ценить их опыт. Благоговейное отношение к прошлому, проявленное древними евреями, оказало влияние и на египтян. Фараон не только отпустил Иосифа похоронить отца, но и предоставил почетный караул. Жители Египта соблюдали многодневный траур по Иакову вместе с его семьей. Интересно отметить одну историческую деталь — в определенный момент своей истории египетское государство решило отказаться от многобожия и ввело культ единого бога, которого прославляло словами, схожими с библейскими. Кто знает — быть может, именно благочестивый пример Иакова и его рода оказал на египтян такое положительное влияние? Еще одна вещь, которой учит нас Библия в услышанном отрывке, — призыв всячески избегать злопамятства. Старшие сыновья праотца Иакова очень боялись, что после смерти отца, младший брат Иосиф, проданный ими в рабство, начнет мстить. Но мы видим совершенно иное. Иосиф не только не причинил зла неразумным братьям, но заботился и о них самих, и об их детях, внуках. Даже в жестокие времена Ветхого Завета милосердие играло определяющую роль в жизни праведников. Они осознавали, что побеждать зло в мире нужно начинать, прежде всего, с себя. Святой Иосиф не стал мстить братьям и таким образом показал пример им самим и их детям — как нужно исполнять заповеди Божии. Подобный образец пусть и древнего, но искреннего милосердия будет полезен и всем нам.
Читать далееПервая книга Библии называется книга Бытия. В ней рассказывается история нашего мира, начиная с его сотворения, заканчивая переселением еврейского народа в Египет. Именно о годах жизни Израиля в стране фараонов рассказывает тот отрывок, который мы только что услышали.
Иосиф, сын Иакова, занимал очень высокий пост в египетском царстве. По сути, он был вторым человеком после фараона и в его руках была сосредоточена огромная власть. Поэтому, когда его отец и братья переезжают к нему по причине голода в Палестине, он селит их в дельте реки Нил, в местности под названием Гесем. Здесь были богатые пастбища, а земля славилась своим плодородием. Благодаря этому евреи могли и дальше заниматься свои привычным делом — пасти скот. Жизнь Израиля в Египте настолько благополучна, что численность народа резко увеличивается. Библия говорит, что еврейские женщины за раз рожали сразу двух или трех детей. При этом, что важно, евреи были лишены тесных контактов с местным населением. Дело в том, что египтяне чурались и даже презирали скотоводов. По их мнению, пасти скот было делом нечистым. И этим могли заниматься только низшие касты, близкое общение с которыми оскверняло. Поэтому браки между двумя национальностями не заключались. Благодаря этому евреям удалось сохранить свою религиозную и культурную идентичность и не раствориться в народе, который был намного многочисленнее их и более культурно развит.
Когда патриарх Иаков состарился окончательно и приготовился к смерти, он призывал всех своих сыновей и каждому дал благословения. Он предсказал, что все его двенадцать наследников станут родоначальниками собственных кланов. Все исполнят свое предназначение. А их потомки все вместе и будут составлять единый еврейский народ. Самым сильным и многочисленным среди всех кланов станет клан Иуды. По этой причине и всю еврейскую нацию будут называть иудеи. Но не только поэтому роду Иуды Священное Писание уделяет такое большое внимание. Именно среди его потомков однажды на свет появится Спаситель мира, Господь Иисус Христос.
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Интернет полон ответов на вопрос о том, как найти жену. Есть даже пошаговые инструкции с иллюстрациями. А ещё есть приложения для знакомств. С вопросами о поиске жён приходят к священникам молодые и не очень люди, которые искренне хотят создать семью. Однако все эти пребывающие в поиске люди, имея похвальное стремление к семейной жизни, всё же ошибаются: искать ответы на вопрос о жене необходимо не в интернете и даже не у священников, ответы содержит в себе Священное Писание. В частности, отрывок из 31-й главы книги Притчей Соломона, который звучит сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах. Давайте послушаем его.
Большая часть только что прозвучавшего отрывка Священного Писания посвящена вопросу о том, как найти добродетельную жену. Собственно, уже само это слово — «добродетельная» — указывает на то, что отношение Писания к жене радикально отличается от отношения к ней современного общества. Если судить по различного рода социальным опросам, то при разговоре о женщине в современном мире слово «добродетельная» никак не фигурирует, то же самое можно сказать и про рассуждения о мужчинах. Однако Писание настаивает: если хочешь быть счастлив, то в первую очередь обращай внимание на стремление твоего потенциального спутника жизни к добродетели. Конечно, так поступать может лишь тот, кто понимает, что подразумевает под собой добродетель, тот, для кого это не пустой звук, а важнейшая жизненная ценность.
Далее книга Притчей раскрыла то, что она вкладывает в понятие добродетели применительно к семейной жизни: это трудолюбие с избеганием праздности, это милосердие и это молчаливость с мудрой кротостью. Священное Писание, применяя эти добродетели к хорошей жене, ничего не говорит о муже, а потому может сложиться впечатление, что в этих словах Библии есть некий перекос: требуя нечто от женщин, Писание ничего не требует от мужчин. Такое воззрение ошибочно хотя бы по той причине, что праздный, жестокий, болтливый и глупый человек никогда не сможет увидеть красоту добродетели, он пройдёт мимо неё, стремясь к тому, что ему представляется понятным и вожделенным. Заметить и по достоинству оценить ту девушку, которая станет хорошей женой, сумеет лишь тот, кто обладает всеми ранее перечисленными нравственными качествами, а потому любому молодому человеку, ищущему хорошую жену, в первую очередь стоит обратить внимание на своё собственное соответствие тем словам книги Притчей, которые эта книга прилагает к жёнам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееПритчи царя Соломона являются не только частью Библии как Слово Божие, но и блестящим текстом с точки зрения искусства речи — риторики. Правитель древнего Израиля использует многочисленные ораторские приёмы. Например, строит свои рассуждения на противопоставлении мудрости и глупости, трудолюбия и лени. Речь идёт не о презрении по отношению к людям с ограниченным интеллектом или отсутствием каких-то талантов. Дело в ином.
В системе координат правителя ветхозаветного Израиля мудрость и глупость, трудолюбие и лень являются результатом либо следования правде Божией, либо противления ей. Тот, кто стремится искренне исполнять заповеди Господни, приобретает мудрость и радость от труда. Тот же, кто живёт в грехе и пороке, становится жертвой собственного неразумия и бездействия.
Проявляется обозначенное ранее противостояние, в том числе, и на бытовом, житейском уровне. Прозвучавшее чтение представляет собой в этом смысле хороший пример. Соломон раскрывает значение праведной жизни на примере доброй и верной жены. Царь пишет: «Кто найдёт добродетельную жену? цена её выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа её, и он не останется без прибытка; она воздаёт ему добром, а не злом, во все дни жизни своей». Эпоха, в которую жил Соломон, предполагала большое количество ручного труда. Простым евреям приходилось много работать физически, чтобы кормить себя и своих детей. Кто-то занимался преимущественно земледелием, кто-то пас скот. Женщины же не только занимались домашними делами, но и принимали некоторые решения фактически наравне с мужчинами: «Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник».
Представительницы женского пола в древнем Израиле имели больше прав и возможностей, чем в соседних языческих государствах. Закон Моисея не давал никаких оснований для жестокой эксплуатации женщин. А 31ая глава книги Притчей Соломона и вовсе является фактически гимном, восхваляющим таланты женского естества. Эти таланты, правда, существуют не сами по себе, а являются следствием исполнения заповедей Господних.
Благодаря стремлению жить благочестиво женщина получает возможность возвысить и облагородить присущие ей от природы качества — чувствительность, творческую направленность, заботливость. А также — преодолеть, к сожалению, традиционные для женского естества недостатки — ревнивость, многословие, резкую и слабо контролируемую эмоциональность. «Крепость и красота — одежда её, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке её», — такие слова слышим мы от Соломона.
Царь описывает идеал, к которому стоит стремиться, даже несмотря на то, что мы живём совсем в иную эпоху. В описании царя древнего Израиля перед нашими глазами предстаёт настоящая хозяйка домашнего очага, которая заботится о муже и детях и находит в том радость бытия. Речь идёт не просто о женщине-кухарке, а о мудрой управительнице. Она чётко распределяет свои силы, постоянно развивается, осваивая новые для себя компетенции. Добродетельная женщина, описанная Соломоном, талантлива в рукоделии, выращивании растений, приготовлении еды, управлении служанками. Но и это ещё не всё.
Благочестивая супруга в представлении царя Израильского успешна не только в области собственных дел, но и является фактически залогом жизненного успеха мужа: «Муж её известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли». Речь идёт не о праздном времяпрепровождении. Ворота в ближневосточных городах — место сбора городского совета, то есть органа самоуправления. Таким образом, добродетельная жена создаёт мужу высокую репутацию. Так он приобретает общественное уважение и статус.
Добросовестный труд не остаётся без награды. Вот что имеет в виду Соломон, когда пишет: «Встают дети и ублажают её, — муж, и хвалит её: „много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их“». Хочется верить, что поучения правителя древнего Израиля пригодятся нашим радиослушательницам. И они, благодаря мудрости Соломона, или обретут духовную и житейскую радость в жизни, или приумножат её.
Читать далееОтрывок, который только что прозвучал, — гимн добродетельной жене. Вообще царь Соломон довольно много говорит о женщинах в своей книге. Нередко он предостерегает своих слушателей связывать жизнь с женщинами миловидными и красивыми, но при этом сварливыми, ленивыми, легкомысленными и беспутными. Даже если на первых парах у пары всё хорошо, в будущем, когда романтическая влюблённость пройдёт, такая жена станет проклятием для мужа. Сегодня Соломон перечисляет те черты характера, которые являются признаком хорошей жены.
В первую очередь это жертвенность, показателем которой является трудолюбие. Добродетельная женщина никогда не сидит без дела. Причём эта работа связана не с карьерными амбициями, но в первую очередь с созиданием и хранением домашнего очага. Для Соломона это не просто социальная роль, которую женщина обязана исполнять, это единственный путь, следуя по которому, она действительно раскрывается как личность и в итоге способна обрести счастье. Только женщине под силу наполнить дом своей душой, создать в нём атмосферу тепла и уюта, что не под силу ни одному, даже самому заботливому и чуткому, мужчине. Мужчина реализует себя на другой стезе. Он, по словам Соломона, сидит у ворот города со старейшинами. К слову, ворота города на древнем востоке — это центр социальной жизни. Здесь решались самые важные для жизни общества вопросы. И успех этих решений зависел в большей степени от того, что ответственных за принятие судьбоносных решений дома ждала супруга, которая надёжно прикрывала тыл главы семейства. Благодаря такому жертвенному служению мужчина мог сосредоточиться на своей работе.
Вторая важная черта добродетельной женщины — это страх перед Богом. Она должна бояться совершить грех и чётко осознавать, что во всём мироздании царит определенная иерархия. Как говорит апостол Павел, «жене глава муж, мужу — Христос, Христу глава Бог». Подобная жена никогда не будет вести себя вызывающе. Не будет стремиться завоевать лидирующее положение, пытаясь прогнуть супруга, навязать ему свою волю. Она не будет заигрывать с другими мужчинами, провоцируя супруга на ревность, чтобы достичь своих целей. В её семье не будет эмоциональной болтанки, постоянных выяснений того, кто же главный. В ней будет царить мир и взаимопонимание. Страх Божий является источником и множества других женских добродетелей. Её милосердия по отношению к окружающим, её надёжности и преданности по отношению к своему спутнику жизни.
Именно такой тип характера воплощали в себе те, кого христианская традиция называет женами-мироносицами. На протяжении проповеди Иисуса Христа они молчаливо и самоотверженно сопровождали Его и служили Ему и апостолам. Именно они, когда все близкие ученики в страхе разбежались, стояли у креста Спасителя и пришли помазать Его тело благовонными маслами. За это скромное, но предельно жертвенное служение именно им, а не мужчинам, Господь явился первым после воскресения, и даровал радость Своей светлой Пасхи.
Читать далееЭтот отрывок книги Притчей посвящен размышлениям о хорошей жене. Вообще, в Притчах содержится довольно много фрагментов схожего содержания, ведь Притчи — это наставления отца сыну, а правильный выбор жены сыном не может не волновать разумного отца, бесед такого рода невозможно избежать. Вместе с этим, слова книги Притчей касаются не только тех, кто находится в процесс выбора спутницы жизни, они относятся и к женщинам, ведь из этих слов можно понять, что именно ценно в доброй жене, относятся они и ко всем другим людям, потому что нравственные требования Священного Писания едины, в них нет различия по полам и возрастам.
В описании доброй жены в книге Притчей обращает на себя внимание то, что она не сидит без дела, она трудится, не ленится, она готова добывать пропитание себе и своей семьи самым простым физическим трудом, вообще, вся ее жизнь посвящена заботе о других — о членах своей семьи. Но при этом она не забывает и про тех, кто нуждается в помощи, она готова к делам благотворительности. Все это с успехом может быть отнесено к любому человеку, тем более, к христианину, а не только к ветхозаветным женщинам.
Еще мы видим в книге Притчей, что добрая жена не говорит ничего лишнего, а то, что она произносит, исполнено мудрости и кротости. Здесь снова осуществляется единый для всех людей евангельский призыв Господа Иисуса Христа внимательно следить за своей речью, ведь «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36–37).
Далее книга Притчей подводит черту и напоминает всем прекрасно известную истину о том, что «миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы», об этом же, но другими словами, написал и апостол Павел: «Бог не взирает на лице человека» (Гал. 2:6), о том же самом писал и апостол Иаков: «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2:1). Более того, весь дальнейший текст апостола Иакова разъясняет эту мысль и говорит, что если мы веруем во Христа, то мы не должны оценивать друг друга по совокупности внешних факторов, мы должны исполнять «закон царский, по Писанию», то есть «возлюбить ближнего, как самого себя» (ср. Иак. 2:8), а самих себя мы любим вне зависимости от того, что нам показывает зеркало, ведь мы уверены, что это лишь форма, ну а суть — где-то внутри, она не так заметна, но она хороша. Дай Бог, чтобы таким же образом мы относились не только к себе, но ко всем тем, кто встречается нам на жизненном пути!
Читать далееЭти слова автора книги Притч можно назвать панегириком добродетельной женщине. Перед нами изображена мудрая, скромная, трудолюбивая женщина, которая буквально источает любовь из глубины своего сердца: любовь к мужу, к детям, к бедным и нуждающимся. Главное дело, которым она занята с раннего утра и допоздна — это устроение жизни семьи. И вот здесь, именно в этом моменте, достаточно остро чувствуется существенная разница между идеальным образом женщины сегодня — и той, которую нам описывает премудрый Соломон.
В глаза бросается то, что эта женщина — совершенно … не уставшая от домашнего быта! Но разве такое возможно? Стоять каждый день за плитой, прясть и шить одежду, заниматься огородом и виноградником, заботиться о детях и вообще крепко держать всё обильное хозяйство в своих руках — да это же можно от одного перечисления всех этих дел с ума сойти! Почему же она не устаёт? Что за секрет? Откуда у неё столько сил берётся?
А ответ — очень простой. У каждого человека — без исключения — внутри работает мощный энергетический реактор, спроектированный Самим Господом Богом. Причём его эффективность — колоссальная. И когда у человека глаза горят, в руках всё спорится, он получает удовлетворение и радость от результатов деятельности — именно так и было задумано Творцом. В случае с нашей женщиной источник её неиссякаемой энергии — сама женская природа, которая проявляет себя в радости материнства, заботе, самоотдаче. Эта библейская женщина просто живёт, как того подсказывает её природа — и не заморачивается вопросами — а как там у меня с творческой самореализацией? А насколько наши с мужем обязанности по хозяйству паритетны? А когда он последний раз мыл посуду? А что там насчет второго высшего образования — без которого дальнейшая карьера немыслима? Я не сомневаюсь: как только женщина начинает крутить в своей голове все эти мысли — её душевные силы очень быстро оказываются куда-то растраченными — и вот тогда точно — никаких ресурсов не останется для обычной, будничной домашней работы.
К сожалению, в современно обществе сама идея служения стремительно утрачивает свою привлекательность. И то, что служение своим близким — в том числе через выполнение самых обычных будничных дел — это одна из форм служения Богу — у нас, увы, редко кто говорит! Но — как говорит Соломон, когда женщина «чувствует, что занятие ее хорошо, то и светильник ее не гаснет и ночью»! Мне очень хочется закончить этот комментарий коротким стихом Георгия Адамовича:
Один сказал: «Нам этой жизни мало»,
Другой сказал: «Недостижима цель»,
А женщина привычно и устало,
Не слушая, качала колыбель.
И стёртые верёвки так скрипели,
Так умолкали — каждый раз нежне1! —
Как будто ангелы ей с неба пели
И о любви беседовали с ней.
священник Стефан Домусчи