Книга Бытия, Глава 10, стихи 32
Книга Бытия, Глава 11, стихи 1-9
В более ранних главах книги Бытия мы уже встречали упоминания о строительстве городов. И, как это следует из текста, Бог вовсе не считал само желание людей жить в большей безопасности за городскими стенами чем-то греховным. В чем же отличие сегодняшней истории?
Исследователи библейской археологии считают, что начало строительства городов было положено в Южной Месапотамии в первые века 3-го тысячелетия до Р.Х. шумерами. Как правило, город не был предназначен для проживания там людей: в нём располагались культовые здания и хранилища, огороженные стенами. Люди же размещались у стен города, и при опасности могли быстро укрыться в нём. Ядром древних городов Южной Месапотамии был храмовый комплекс — обычно это собственно храм и зиккурат, высокая ступенчатая башня, на вершине которой располагалась специальная комната. И эта комната была единственным помещением зиккурата: сюда священники регулярно приносили еду в качестве жертвы. Как верили древние люди, духовные силы нисходят и восходят по ступеням зиккурата, и на вершине могут отдохнуть и подкрепиться. Естественно, зиккурат никоим образом не был предназначен для какой бы то ни было деятельности со стороны людей: это было священное, заповедное пространство, куда непосвящённый не мог приближаться.
В этом контексте совершенно новое звучание приобретают слова создателей города и башни: они решают строить их «для себя» — а не для богов — с целью «сделать себе имя», прославиться. То есть здания, которые традиционно не были предназначены для людей, но имели исключительно религиозный смысл и были «заклятыми» — то есть запрещёнными для несвященного использования — «профанируются», переводятся в статус обычных, бытовых явлений. История нашей страны очень хорошо знает подобные трансформации сакрального в профанное: едва ли не большинство уцелевших в годы атеистической идеологии храмов подвергались подобной «переориентации» и становились заводами, складами, тюрьмами и много чем другим.
Итак, жители строят город и башню «для себя» — используя новейшие технологии, позволяющие существенно увеличить размеры построек — но при этом, естественно, в той же привычной архитектуре — только более грандиозных масштабов. И дальше — очень интересно следить за мыслью автора книги! Люди-то строят для себя — но Бог видит строящийся зиккурат и — буквально «спускается посмотреть», что же там происходит! И тут выясняется, что... как бы так помягче сказать, Он здесь — незваный гость, Его теперь тут никто не ждёт и вообще, всё построенное не для Него. Вот так поворот сюжета! Люди посылают Богу недвусмысленное сообщение: мы и без Тебя прекрасно справляемся, и незачем ресурсы разбазаривать на какие-то непонятные цели!
А дальше — вполне закономерный итог. Слова «сафа эхат» — можно перевести и как «один язык», и как «полное согласие». Пока люди не противопоставляли себя Богу — они могли понимать друг друга, как говорится, «с полуслова». Но как только на место Творца они вскарабкались сами — всё поползло по швам, никакого понимания, никакого согласия.
Есть только одно «универсальное связующее» этого мира — любовь, когда её источник — Бог. Любые попытки создать какую-то альтернативу обречены на провал — что и показывает наглядно история строительства вавилонской башни.